«Детский мир» называет себя крупнейшим розничным оператором торговли детскими товарами. Ведет свою историю с открывшегося в 1947 году филиала ЦУМа на улице Кирова (сейчас Мясницкой), а затем «Центрального детского мира» на Лубянке (сейчас в этом здании работает другой розничный оператор). Управляет 622 магазинами в России и Казахстане общей площадью 688 тыс. кв. м.
Крупнейшие акционеры головного ПАО «Детский мир» — АФК «Система» Владимира Евтушенкова с 52,1% и Российско-китайский инвестиционный фонд с 14,03%. Капитализация на 10 сентября на Московской бирже — более 67,8 млрд руб.
Выручка в первом полугодии 2018 года — 48,1 млрд руб., операционная прибыль — 3,5 млрд руб., чистая прибыль — 1 млрд руб.
Рынок детских товаров в последние годы растет низкими темпами и с учетом неблагоприятной демографической ситуации, а также переориентации детей с традиционных игрушек на электронные гаджеты в среднесрочной перспективе будет стагнировать, считает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. На продажи игрушек в 2017 году пришлось 32% всей выручки «Детского мира», указано в презентации ретейлера.
Несмотря на бытующее мнение о неготовности родителей экономить на детях, продажи детских товаров в России в 2015–2016 годах упали на 8,6%, констатируют аналитики «РБК Исследования рынков». Основные причины — ухудшение благосостояния населения и рост цен на товары и услуги. В 2017 году рынок детских товаров вошел, по мнению этих же аналитиков, в «полосу сдержанного роста»: объем вырос на 1%, до 1,216 трлн руб. Прогноз на 2018 год — рост на 2,7%, но рынок все равно не вернется на докризисный уровень 2014 года, когда его объем превышал 1,3 трлн руб.
Важнейшими факторами, которые будут влиять на рынок детских товаров в будущем, могут стать снижение рождаемости, предупреждают аналитики «РБК Исследования рынков», добавляя, что конкуренция усиливается и из-за возросшей активности в этом сегменте продовольственных сетей.
Рынки зоотоваров и товаров для детей схожи в отношении к ним потребителей: питомец — член семьи, на нем экономят в предпоследнюю очередь, указывает президент Ассоциации индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По ее словам, экономические модели также очень схожи — это два устойчивых рынка, стабильных с точки зрения потребления и активно развивающихся. Кроме того, отмечает Цицулина, в планах «Детского мира» есть логика с точки зрения работы с поставщиками: часть производителей игрушек производят и товары для домашних питомцев.
Домашние животные есть в 34% российских домохозяйств (в подсчетах учитывались города с населением от 100 тыс. человек), причем среди питомцев преобладают кошки, свидетельствуют данные исследовательской компании Ipsos Comcon. На домашних животных их владельцы стараются не экономить: если в 2015 году российская семья тратила на покупку и содержание домашних животных и растений, по информации Ipsos Comcon, в среднем почти 1,2 тыс. руб. в месяц, то в 2017-м — уже 1,3 тыс. руб. Для сравнения: на продукты питания та же семья тратила в 2015-м 11,4 тыс. руб., в 2017-м — 12,5 тыс. руб. Таким образом, затраты на домашних питомцев составляют около 10% расходов на питание.
Емкость рынка зоотоваров в 2017 году выросла более чем на 10% и превысила 185 млрд руб., оценивает «INFOLine-Аналитика», уточняя, что драйвером роста были онлайн-продажи. Крупнейшими игроками в этом сегменте являются, по информации агентства, сети «4 лапы», «Бетховен», Petshop и группа «Иванко», развивающая бренды «Ле'Муррр» и Cats & Dogs.
Случаи, когда ретейлер запускает сети в другом сегменте, нередки, отмечает Михаил Бурмистров, приводя в качестве примера продуктовую сеть «Магнит», которая запустила дрогери «Магнит Косметик», а затем задумалась о развитии аптек. Но свои дрогери ретейлер поначалу открывал рядом с действующими «Магнитами», а для аптек рассматриваются варианты размещения рядом или на площадях существующих магазинов. По мнению Бурмистрова, «Детскому миру» также логичнее было бы продавать зоотовары в формате shop-in-shop, внутри уже действующих магазинов, что позволило бы эффективнее использовать торговые площади.