Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Неженские игрушки: как парикмахер открыла сеть магазинов для охотников

Марина Волкова была уверена: угодить мужчине-стрелку не сложнее, чем посетительнице салона красоты. Так оно и оказалось: в 2017 году проект «Берлога» заработал 20,1 млн руб. чистой прибыли
Марина Волкова
Марина Волкова (Фото: Евгений Дудин для РБК)

«Мы зарабатываем на мужчинах, которые воспринимают оружие как символ обладания силой и статусом, — говорит 32-летняя Марина Волкова, генеральный директор сети «Берлога». — У жителей столицы охотничьи инстинкты подавлены, а символом статуса служат совсем другие вещи. Но в глубинке все иначе, и наши пистолеты, ножи и арбалеты очень востребованны». Неудавшийся психолог, а позднее парикмахер и управляющая салоном красоты, Волкова запустила «Берлогу» совершенно неожиданно для себя — благодаря предложению будущего мужа. Сейчас в сети уже восемь точек продаж в разных городах России. В прошлом году выручка сети составила 88,9 млн руб., чистая прибыль — 20 млн руб.

От ножниц — к ножам

В старших классах Марина Волкова хотела выучиться на психолога, но вуз бросила сразу после первого курса: наслушалась от преподавателей и старшекурсников про типичную судьбу выпускников, занимающихся реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Тяжелая работа не привлекала, и Волкова распрощалась с мечтой о высшем образовании. Девушка решила последовать вредному совету школьных учителей, которые твердили: «Если ничего не умеешь делать — будешь в парикмахерской волосы стричь». Через год у Волковой на руках был красный диплом годичных парикмахерских курсов. «Я думала, парикмахерская — это дно жизни, а оказалось, нет: тут надо не только в химии и электротехнике разбираться, но и в психологии. Учителя меня обманули», — смеется она.

Волкова устроилась в салон красоты в родном Железнодорожном и дослужилась до арт-директора. По просьбе друзей помогла открыть несколько салонов красоты. В 2009 году к ней с такой же просьбой обратился будущий муж, Андрей Выдай — владелец дистрибьюторской компании, которая продавала пневматическое оружие. Выдай инвестировал прибыль от бизнеса в недвижимость: скупал квартиры на первых этажах подмосковных зданий, переводил их в нежилые помещения, а затем сдавал под магазины и мастерские. В одной из таких квартир он решил открыть салон красоты. Опыта в организации подобных заведений у него не было, и Выдай попросил Волкову стать управляющей нового салона «Голливуд». ​Женщина наняла 15 сотрудников и за полгода вывела салон на 700 тыс. руб. выручки в месяц.

Фото: Евгений Дудин для РБК

Через полтора года Выдай снова обратился к Волковой. На этот раз просьба была неожиданной — помочь открыть магазин, в котором продавались бы пневматика и сопутствующие товары для охоты и рыбалки. Выдай решил, что пора делать на основе дистрибьюторской сети пневматики сеть магазинов. Опыта в их открытии у него не было, и он надеялся на организаторские таланты Волковой. «Его подкупило то, что я умела действовать быстро — генерировала не просто мысли, а сразу план их реализации, — вспоминает Волкова. — Сперва я работала за идею и 50 тыс. руб. в месяц». В августе 2010 года она открыла в Железнодорожном первый магазин сети «Берлога».

Инвестиции в запуск «Берлоги», располагавшейся на территории ТЦ «Эдельвейс», составили 2 млн руб. Личных средств Выдай вложил 0,5 млн руб., еще 1,5 млн руб. он взял в долг у друзей. Магазин проработал полгода, принося небольшую выручку — 200 тыс. руб. в месяц. Потом его пришлось закрыть: другой арендатор решил снять в ТЦ помещение большей площади, и «Берлоге» не продлили договор аренды. Но Волкова и Выдай не отчаялись и в 2011 году открыли две другие точки продаж — в Обнинске и Владимире.

География гуманизма

На первых порах Волковой казалось, что организовать магазин для охотников ничуть не сложнее, чем открыть салон красоты: «Все те же шаги: придумала, как должен выглядеть интерьер, написала концепцию, разработала программу лояльности». Дизайн у первой точки продаж, впрочем, получился на слабую четверку, зато во владимирском магазине сети Волковой удалось добиться задуманного. «Это было настоящее мужское пространство: лесная сторожка для настоящего охотника, сделанная из дерева и украшенная камуфляжем», — говорит она.

Марина Волкова
Марина Волкова

Гораздо труднее оказалось выбрать местоположение точек продаж и найти персонал, который бы хорошо разбирался в товаре. «Я столкнулась с этим еще в салоне красоты: услуга или товар есть, а сервиса нет. Это боль. Хлебнула по полной», — говорит Волкова. Но в новом виде бизнеса найти специалиста оказалось еще сложнее: управлять точкой продаж должен был человек, который сам увлечен охотой, рыбалкой или туризмом и разбирается в товаре не как продавец, а как пользователь. Только такой человек может выстроить доверие покупателя к бренду, утверждает Волкова.

Открыть магазины в Обнинске и Владимире предприниматели решили, потому что в этих городах нашлись надежные управляющие, которых посоветовали знакомые. «Управляющий Максим из Обнинска оказался еще и отличным продавцом: он мог продать зимой эскимосу снег, — вспоминает Волкова. — Например, подходил к потенциальному покупателю, перезаряжал ружье у него за спиной и шептал на ухо: слышите, как это ружье вас хочет? Метод, который посетителя другого магазина напугал бы, здесь работал.

В каждой из точек продаж поначалу трудились по три-четыре человека. При найме на работу предприниматель отдавал предпочтение бывшим военным, которые знают об оружии не понаслышке. «У нас несколько лет работает военный, который на глазах покупателя достает нож и резким движением срезает волосы со своей руки, демонстрируя качество товара», — рассказывает предпринимательница. Волкова и сама глубоко погружена в тему: ходит в тир, стреляет из лука, изучает новинки.

Поначалу партнеры собирались открыть магазин и в Москве. Но, как признается Волкова, она не могла придумать, как правильно позиционировать подобное заведение и привлекать столичную аудиторию. «Для мужчин такие магазины — это всегда места силы, о которых знают избранные. Московская публика таким не интересуется», — объясняет Волкова. По ее словам, в регионах все еще существует традиция, когда папа вместе с сыном приходит покупать ружье. «А когда ребенку исполняется три-четыре года, его впервые берут на рыбалку с ночевкой. В российской провинции — особенно в деревнях и небольших городах — это даже не хобби, а повседневная жизнь. Дети знают, как убить утку, и не боятся, когда на их глазах разделывают зайца, — поясняет она. — А в Москве это дичь. Тут дети максимум бабочек ловят». Открыть точку продаж в столице она так и не решилась.

Фото: Евгений Дудин для РБК

Эти особенности менталитета отражаются и на спросе. «Например, в городах-миллионниках продаются термосы, которые почти не сохраняют тепло, — рассказывает Волкова. — Из них обычно пьют чай и кофе в дороге. Такая продукция в регионах никому не нужна — посетители наших магазинов над ней просто смеются. Там покупают только то, из чего можно есть горячую пищу в лесу через несколько часов после начала охоты».

Мелкие сети

В России существует несколько крупных сетей, которые торгуют пневматическим и страйкбольным оружием, товарами для охоты и рыбалки, арбалетами, луками, ножами, сопутствующей одеждой и аксессуарами. Подобным сетям не нужны лицензии на продажу пневматики и ножей — эти товары считаются туристическим снаряжением. Прямые конкуренты «Берлоги» — петербургская сеть «Солдат удачи» и костромская «ОхотАктив». Остальные — это преимущественно мелкие одиночные точки продаж, которыми владеют индивидуальные предприниматели, или сети из двух-трех магазинов, говорит управляющий розничной сети «ОхотАктив» Андрей Иванов.

Компания «Солдат удачи» существует с 1997 года и сначала работала в регионах, но несколько лет назад переключилась на Москву и Санкт-Петербург, рассказывает управляющая сетью «Солдат удачи» Людмила Белова. По ее словам, 20 магазинов открылись в Москве и 35 — в Санкт-Петербурге. Причина одна — спрос. «Клиенты в регионах не готовы заплатить 7–9 тыс. руб. за ружье в подарок, а вот для столичных горожан это приемлемо», — говорит Белова. Как и «Берлога», компания открывает магазины только в торговых центрах, а стрит-ретейл считает «отжившей формой торговли». Сеть «ОхотаАктив» развивается в регионах: там у нее 50 точек продаж, а в Москве — только одна, рассказывает Иванов.

По словам Андрея Иванова, спрос на пневматическое оружие в его магазинах в последнее время снижается: по сравнению с 2014 годом он упал в два раза. При этом цены на пневматику во всех сетях примерно одинаковые, уверен он. Например, крупная компания-дистрибьютор «Шанс» поставляет импортную пневматику уже с рекомендуемой розничной ценой и требует от партнеров придерживаться ее. «Отличий в ценах нет, преимущества сети определяются маркетингом», — уверен Иванов. По словам руководителя старейшего российского стрелкового клуба «Сайга» Рафаила Рудицкого, именно с маркетингом у большинства сетей серьезные проблемы. «Большинство из них возникают как семейные предприятия, — говорит Рудницкий. — Они не умеют себя продвигать, не следят за тем, что делают конкуренты». Отчасти этим и объясняется ограниченность аудитории этих сетей.​

Фото: Евгений Дудин для РБК

Охота на мужчин

С самого начала Волкова решила, что точки продаж нужно открывать именно там, где есть высокая концентрация шатающихся без дела мужчин. Предпринимательница предполагала, что торговые центры — как раз такие места: «Мужчина нередко страдает, умоляя женщину, которая занята покупками, уйти из торгового центра. Для него это пытка, ему надо чем-то занять время. И если он вдруг увидит оружие или удочки, его будет непросто оттащить от витрины — прямо как ребенка от игрушек в «Детском мире».

Но получить место в торговом центре оказалось не так уж и просто: владельцы моллов с опаской относились к тому, что в их помещениях будут торговать оружием, пусть и пневматическим. «Наши объяснения даже не хотели слушать, реагировали с порога: нет, это очень плохо», — вспоминает Волкова. Пробить брешь в их убежденности помог ТЦ «Чистый» в Обнинске: сами владельцы увлекались охотой и согласились сдать в аренду 20 кв. м. Имея в своем багаже пример хорошо работающего магазина, Волковой было уже гораздо проще уговаривать владельцев других торговых центров сдать ей помещение.

Фото: Евгений Дудин для РБК

Новые точки продаж открывались почти ежегодно: в 2013 году — в Наро-Фоминске, в 2015 году — в Саратове, в 2016 году — в Солнечногорске, в 2017 году — в Рязани. Важным критерием при выборе города было наличие там воинской части или военного вуза. Например, в Наро-Фоминске есть несколько воинских частей, где проходят обучение танкисты, ракетчики, десантники, а в Рязани расположено Высшее воздушно-десантное командное училище им. В.М. Маргелова. При выборе конкретного места для магазина учитывалась все та же концентрация не занятых делом мужчин. Так, первая из двух точек продаж в Саратове открылась напротив промзоны, на которой расположено несколько производственных предприятий: по дороге с работы домой мужчины заходят в магазин.

На открытие одной точки продаж до 2015 года уходило в среднем около 3 млн руб. Потом стало в два раза больше — 6 млн. Из-за падения рубля выросли цены на продукцию (она в «Берлоге» в основном импортная). Волкова старалась экономить на маркетинге, используя в основном самые простые средства рекламы. Например, печатала рекламные листовки и развозила по всем «мужским» местам городов, где были магазины «Берлоги»: автомобильным мастерским, мойкам и т.п.

В 2016 году «Берлога» открылась совсем близко к Москве — в мытищинском ТЦ «Июнь» на Волковском шоссе. Это была небольшая точка рядом с кассами продуктового магазина «Окей», в которой продавались комплектующие к оружию и аксессуары для рыбалки. «Нам казалось, что место для продаж — лучше не придумать: мужчина идет к кассе и вдруг останавливается, увидев патроны и крючки», — вспоминает Волкова. Но оказалось, что «ловушка» для мужчин с покупками из супермаркета не работает. «Даже если руки мужчины не заняты пакетами, набитыми едой, жена все равно погоняет его к выходу», — смеется Волкова. А те праздношатающиеся мужчины, которые фланируют по торговому центру, наоборот, в прикассовую зону не попадают. Точку закрыли через полгода.

Зато эксперимент с таким же прикассовым «островком» в Солнечногорске сработал. Небольшой магазин расположен в торговом центре «Солнечный» прямо на Ленинградском шоссе. Проходимость там высока, в летний сезон много дачников, которые закупаются продуктами. Дачники заходят и за сопутствующими товарами: покупают пули, баллоны для пневматики, аксессуары для страйкбола. В удачные месяцы «островок» может приносить до 800 тыс. руб. в месяц.

Марина Волкова
Марина Волкова

Игры в войнушку

Сейчас у Выдая — 70% бизнеса «Берлоги», у Волковой, вышедшей за него замуж в 2013 году, — 30%. Компания, заработавшая в 2017 году 20,1 млн руб. чистой прибыли, закупает товар у дистрибьюторов и напрямую у производителей, с которыми Волкова познакомилась на специализированных выставках. Среди постоянных партнеров — такие компании, как Hatsan, Kyzlyar Supreme, Ataman, «Шанс», «Златоуст», Viking Nordway, Viktorinox. Наибольшим спросом в «Берлоге» пользуются пневматика и ножи. Ежемесячно сеть продает по 100 штук различного стрелкового оружия и 1300 ножей. Средний чек у «Берлоги» — 1500–1800 руб.

Некоторые из поставщиков сети жалуются, что спрос на их продукцию год от года снижается. «Берлога» — один из крупнейших наших партнеров, — говорит Наталья Поройкова, начальник отдела оптовых продаж компании — производителя ножей Kizlyar Supreme. — Мы сотрудничаем с ними больше четырех лет. В последнее время в целом спрос на всю нашу продукцию снижается. «Берлога» тоже стала покупать меньше примерно на 20%. Однако у остальных закупки снизились еще больше — в два раза и даже больше».

Волкова утверждает, что снижения спроса в ее сети не наблюдается: меньше закупают у отдельных поставщиков потому, что число компаний, с которыми сотрудничает «Берлога», растет. Основным упущением предпринимательница считает то, что у «Берлоги» плохой маркетинг. «В интернете мы практически не рекламируемся», — сетует Волкова. Один-два раза в месяц компания устраивает промоакции в торговых центрах: раздает листовки, приглашает потенциальных покупателей поучаствовать в конкурсе — на скорость разбирать и собирать автомат. Некоторые ТЦ разрешают проводить такие акции бесплатно, другие требуют денег: простая раздача листовок обходится в 15–20 тыс. руб.

Сеть учится продвигать себя, поддерживая соревнования по стрельбе. Например, в начале марта 2018 года «Берлога» спонсировала всероссийские соревнования по практической стрельбе из пневматического пистолета и карабина, которые прошли во Владимирской области. Присматривается «Берлога» и к военно-стратегическим играм. «Такие проводятся, например, в Подмосковье, — рассказывает Волкова. — В течение двух-трех суток участники стреляют друг в друга 6-миллиметровыми шариками на специальном закрытом полигоне — например, в воображаемом Афганистане, где часть игроков изображают талибов, а другая — Международные силы содействия безопасности». Поиграть в войнушку приезжают и бывшие контрактники, и подростки, которым стало тесно в мире компьютерных игр.

Через спонсирование таких игр, увеличение числа магазинов и улучшение продвижения в интернете Волкова надеется сделать сеть более узнаваемой. «Цель — добиться, чтобы мелкие конкуренты в регионах закрывались либо продавали свой бизнес нам, а торговые центры сами звали нас к себе», — говорит предпринимательница.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:42
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:42
Как выбрать грузовик, который эффективно работает на бизнес Autonews, 16:45
Как сохранить безопасность данных в цифровой среде Отрасли, 16:44
Американская фигуристка Алиса Лью выиграла финал Гран-при Спорт, 16:38
Илон Маск призвал упразднить Евросоюз Политика, 16:37
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Как учитывать ключевую ставку при инвестировании РБК и ПСБ, 16:26
«Спартак» открыл трибуну в честь Никиты Симоняна Спорт, 16:24
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Кухня — главное место в доме. Как переосмыслили советские традиции РБК и Legenda, 16:19
Ученые раскрыли, как извержение вулканов привело к эпидемии чумы в Европе Общество, 16:17
Кадыров связал ночные взрывы на Украине с атакой беспилотников в Грозном Политика, 16:04
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
«Ростов» впервые с 2023 года победил «Рубин» в матче РПЛ Спорт, 15:57
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
В Европе раскрыли плохой и очень плохой варианты из-за Трампа и Украины Политика, 15:50