Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Нетрадиционная независимость: как миллениалы управляют финансами РБК и Райффайзенбанк, 22:01 В Париже началась первая встреча Путина и Зеленского Политика, 21:48 В Париже завершился саммит в «нормандском формате» Политика, 21:46 Фазель назвал условия игры российских хоккеистов под флагом страны на ЧМ Спорт, 21:43 Бэнкси показал видео с рождественским граффити в Бирмингеме Общество, 21:28 В офисе Зеленского дали прогноз по времени встречи лидеров «четверки» Политика, 21:18 «Мегасайенс»: что исследует российская фундаментальная физика РБК и Нацпроект «Наука», 21:15 Медведев уволил побывавшую в СИЗО замглавы Росалкогольрегулирования Политика, 21:09 В РФС назвали слова Гинера ущербом имиджу российского футбола Спорт, 21:04 Фигуранта дела «27 июля» Малышевского приговорили к трем годам колонии Общество, 21:00 Открытый диалог с Германом Грефом РБК и Сбербанк Первый, 20:45 Норвегия потребует отстранить российских лыжников от этапов Кубка мира Спорт, 20:34 Долг Украины перед Россией по еврооблигациям достиг $4,5 млрд Финансы, 20:33 ЕС решил создать аналогичный «акту Магнитского» санкционный механизм Политика, 20:31
Бизнес ,  
0 
Кредит в помощь: как государство поддержит авиакомпании
Правительство в октябре намерено обсудить, как поддержать российские авиакомпании, сообщил журналистам вице-премьер Аркадий Дворкович. Он уточнил, что один из вариантов – это предоставление государственных гарантий по кредитам, передает Интерфакс. Дворкович пояснил, что ситуация в авиаотрасли неплохая, но есть вопрос накопленных долгов в период высоких процентных ставок. Ни одна из авиакомпаний в правительство за поддержкой не обращалась
Фото: РИА Новости

Свои предложения по господдержке авиакомпаний в правительство направил Минтранс, говорил журналистам на прошлой неделе замминистра транспорта Валерий Окулов. Он уточнил, что обращение Минтранса было инициировано авиакомпаниями. Кроме предоставления госгарантий, в правительстве обсуждается такой вариант помощи, как субсидирование процентной ставки по кредитам, говорил Окулов. Но механизм госгарантий он называл как «наиболее понятный, апробированный», цитировал Окулова Интерфакс. Источник РБК в Минтрансе подтвердил, что наиболее приемлемым в министерстве считают именно вариант с предоставлением госгарантий по кредитам.

Если решение по выдаче госгарантий авиакомпаниям будет принято, оно станет беспрецедентным, считает источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота». По его мнению, такое решение нарушает принципы рыночной экономики, а госгарантии – далеко не лучшая форма регулирования рынка, считает он. У ведущих авиакомпаний страны разные бизнес-модели: «Трансаэро» и «ЮТэйр» активно наращивали пассажиропоток, а S7, «Уральские авиалинии» и «Аэрофлот» соблюдали баланс между ростом пассажиропотока и финансовыми показателями, считает он. В то же время гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова не считает, что получение госгарантий – это негативное действие. «Наша ситуация является следствием реакции потребителей на внешние финансово-экономические изменения, на которые мы, как авиакомпания, не можем повлиять. С другой стороны, «Трансаэро» – одно из системообразующих крупнейших предприятий отрасли, которое дает 12 000 рабочих мест и выполняет огромное количество социальных задач, большой объем дальневосточных перевозок в рамках государственной программы, перевозки в Калининград и на юг России», – объяснила она свою позицию в интервью газете «Ведомости».

Фотогалерея 
Все выключено: как банкротились российские авиакомпании

«Трансаэро»

Плешакова говорила на прошлой неделе, что компания не обращалась в правительственную комиссию за госгарантиями. Но представитель Минэкономразвития заявил РБК, что запрос от «Трансаэро» поступал. По данным Интерфакса, объем госгарантий по привлекаемым кредитам «Трансаэро» может составить до 10 млрд руб. В министерстве проинформировали авиакомпанию о правилах предоставления госгарантий, при соблюдении которых заявка может быть рассмотрена. Запросов от других авиакомпаний не поступало, уточнил представитель министерства.

Плешакова пояснила в интервью газете «Ведомости», что письма в правительство со своими вариантами возможной поддержки «Трансаэро» направляла в ответ на просьбу Минтранса высказать предложения о компенсации расходов на облет территории Украины. Затраты «Трансаэро» на облет Украины ежемесячно составляют $3 млн, говорил журналистам министр транспорта Максим Соколов на Сочинском инвестиционном форуме.

Плешакова подтвердила, что компания получила положительный ответ от Минэкономразвития о том, что компания может рассчитывать на госгарантии, но на общих основаниях – наряду с другими авиакомпаниями. В то же время компания активизировала переговоры с банками-партнерами и пришла к «положительным результатам», сказала Плешакова в интервью «Ведомостям». Поэтому в настоящее время «Трансаэро» в государственной поддержке в виде госгарантий не нуждается, резюмировала она.

За последние три месяца «Трансаэро» выплатила более 3,5 млрд руб. по банковским кредитам, говорил на этой неделе главный исполнительный директор авиакомпании Александр Плешаков. По данным МСФО «Трансаэро» за первое полугодие 2014 года, краткосрочные обязательства компании на 30 июня составляли более 59 млрд руб., долгосрочные – более 66 млрд руб. По итогам первого полугодия 2014 года чистая прибыль «Трансаэро» по МСФО по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выросла на 61%, до 750 млн руб. Соотношение чистого долга к EBITDA компании составило 5,64.

«ЮТэйр»

Вице-премьер Аркадий Дворкович признал сегодня, что в отрасли есть вопрос «накопленных долгов в период высоких процентных ставок». «Это так же как и «Мечел» – то, что он построил, это хорошо, но долги большие. Так и «ЮТэйр», – цитирует Дворковича Интерфакс.

Ситуацию в «ЮТэйр» помощник президента России Андрей Белоусов называл в конце сентября «довольно тяжелой». «Правительство работает сейчас над тем, как эту ситуацию разрешить», – уточнял он. Объем краткосрочной задолженности компании – 57 млрд руб., следует из отчетности компании по РСБУ за первое полугодие 2014 года. Скоро наступает срок выплаты по этим кредитам, которые компания получала на финансирование лизинга своих самолетов, говорил РБК гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов на прошлой неделе. Он уточнил, что компания ведет работу с банками по рефинансированию долга. Но в начале октября Сбербанк повысил ставки по кредитным линиям авиакомпании – в среднем на 0,1%, следует из материалов «ЮТэйр» по итогам заседания наблюдательного совета.

В «ЮТэйр» действует программа повышения эффективности. Основные ее составляющие – отказ от неприбыльных направлений, концентрация на бюджетных перевозках, а также сокращение управленческого персонала на 30% и реструктуризация дочерних структур, сообщал представитель «ЮТэйр» в июле. Но основная проблема компании – именно в высокой доле краткосрочного долга, подчеркивает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. При этом, по его словам, компания показывает хорошие операционные результаты, поскольку специализируется на внутренних авиаперевозках, которые активно растут. Так, операционная прибыль «ЮТэйр» по РСБУ за последние полгода составила 3,2 млрд руб. – и это лучший показатель компании за пять лет, утверждает Ганелин. Компания хорошо работает с точки зрения внутреннего рынка, и как только решение по краткосрочным кредитам будет найдено, перевозчик выйдет из кризиса, уверен эксперт.

«Аэрофлот»

По итогам первого полугодия 2014 года «Аэрофлот» получил 3,1 млрд руб. убытка, следует из презентации заместителя гендиректора «Аэрофлота» по финансам и инвестициям Шамиля Курмашова. Произошло это в том числе из-за того, что в текущем летнем сезоне серьезно пострадала «дочка» «Аэрофлота» – «Оренбургские авиалинии», которой туроператоры задолжали около 1,8 млрд руб., говорил топ-менеджмент «Аэрофлота» в августе. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил журналистам, что компания «Оренбургские авиалинии» искажала свою отчетность, скрывая величину дебиторской задолженности, которая образовалась из-за долгов туроператоров «Идеал-тур» и «Пегас Туристик».

В то же время представитель компании отметил, что «Аэрофлот» с просьбами о поддержке в правительство не обращался. Если экономическая ситуация не улучшится, у группы есть сценарий работы, который предполагает в том числе отказ от законтрактованной части судов, пояснил он. Кроме того, совет директоров «Аэрофлота» принял решение создать единое казначейство перевозчика и его дочерних и зависимых компаний. Это поможет группе лучше контролировать движение средств и возможные финансовые риски.