Рост продаж новых автомобилей в России замедлился в августе до 16,7%
В августе продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России выросли на 16,7% по сравнению с августом 2016 года и достигли 132 742 автомобиля, следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Продажи новых машин растут двузначными темпами четвертый месяц подряд, но август оказался слабее июля, когда рынок сразу вырос на 18,6%.
Всего в январе—августе продан 980 921 автомобиль, что на 9,6% выше аналогичного периода прошлого года. В тройку лидеров по итогам восьми месяцев вошли Lada, увеличившая продажи на 16%, корейские Kia (+25%) и Hyundai (+10%). Отрицательную динамику показали в основном премиальные импортные бренды, не имеющие производства в России, и российский УАЗ (-14%).
Как отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в отчете, в августе восстановление российского рынка продолжалось высокими темпами. «Суммарные продажи восьми месяцев текущего года приблизились к одному миллиону, что еще достаточно скромно в историческом сравнении, но это факт, что восстановление происходит, — уверенным шагом и на протяжении 6 месяцев подряд, — это сейчас наиболее важно», — сообщил он. По итогам сентября АЕБ планирует обновить прогноз на 2017 год. Текущий прогноз предполагает рост рынка на 5%.
Аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает, что на снижение темпов роста частично произошло из-за сезона отпусков. «По итогам года мы можем увидеть прирост около 10% — невысокий показатель — но это за счет высокой базы ноября-декабря 2016 года», — добавляет он. По словам Беспалова, снижение продаж УАЗ во многом обусловлено сокращением размера господдержки в этом году и высокими продажами летом прошлого года.
Положительная динамика наблюдается в основном по маркам с высокой долей локализации производства в России, что гарантирует большинству из них попадание в программы господдержки, заметил заместитель председателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Директор по маркетингу группы «Авилон» Андрей Каменский отмечает положительный эффект от программ господдержки. «Показатели по августу подтверждают наши прогнозы о стабилизации рынка и его росте в 10–15% к концу года по сравнению с 2016 годом», — добавляет он.
По итогам 2016 года продажи новых автомобилей снизились на 11% и составили 1 425 791 штуку. Первые месяцы 2017 года начались со слабого падения на 4–5%. Но уже в марте рынок впервые с 2014 года вырос на 9,4%, что немного улучшило итоги первого квартала (+1%). Во втором квартале рост продолжился — в мае продажи показали двузначный рост впервые за три года. По итогам первого полугодия рынок вырос на 6,9%. Наиболее заметный всплеск продаж был в июле.
Ищут новые рынки
В отсутствие спроса на внутреннем рынке в течение нескольких лет автопроизводители вынуждены были развивать экспортные поставки, отмечает Беспалов. По данным Федеральной таможенной службы, за семь месяцев экспорт легковых автомобилей из России вырос на 29,9% и составил 49,1 тыс. единиц на общую сумму $802,1 млн. В страны дальнего зарубежья было отправлено 22,9 тыс. автомобилей на $437,5 млн., в страны СНГ– 26,3 тыс. машин на $364,6 млн. Для поддержки экспорта Минпромторг решил расширить программу льготного автокредитования на продажи отечественных автомобилей за рубежом. Кроме этого, 4 сентября правительство утвердило общую стратегию развития экспорта продукции автомобилестроения до 2025 года. «При сохранении небольших объемов внутреннего авторынка и увеличении господдержки объем экспорта автомобилей до конца года продолжит расти», — заключает Беспалов.