Продажи новых автомобилей показали двузначный рост третий месяц подряд
Двузначный рост
В июле 2017 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России выросли на 20 293 штук, или на 18,6%, по сравнению с июлем 2016 года и составили 129 186 машины, следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (есть у РБК).
Двузначные темпы роста российского авторынка держатся третий месяц подряд. Они не снизились даже с наступлением пика сезона отпусков, отмечает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в сообщении комитета. По его словам, активность начали проявлять покупатели из среднего класса из-за оптимистичных экономических прогнозов и запущенных мер господдержки.
По итогам 2016 года продажи новых автомобилий снизились на 11% и составили 1 425 791 автомобиль. Первые месяцы 2017 года начались со слабого падения на 4–5%. Но уже в марте рынок впервые с 2014 года вырос на 9,4%, что немного улучшило итоги первого квартала (+1%). Во втором квартале рост продолжился — в мае продажи показали двузначный рост впервые за три года. По итогам первого полугодия рынок вырос на 6,9%. По данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры», оборот автосалонов за январь—июнь 2017-го составил почти 892 млн руб., увеличившись на 10,6%.
По итогам семи месяцев рост составил 8,5% — за январь—июль было продано 848 214 машин.
В тройку лидеров по итогам семи месяцев вошли Lada, увеличившая продажи на 14%, корейские Kia (+24%) и Hyundai (+10%). Наибольшее падение за семь месяцев показали Geely (-61%) и SsangYong (-93%). Из премиальных брендов значительный рост показывает лишь Infiniti (+16%) и Jaguar (+44%).
В начале июля для поддержки спроса на автомобили были запущены локальные программы господдержки: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский фермер», «Русский тягач» и «Свое дело». На их реализацию выделено 7,5 млрд руб.
Как отметил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, слова которого передает пресс-служба ведомства, российские автопроизводители и банки активно участвуют в реализации программ. «Новые программы окажут положительный эффект в целом на автомобильную промышленность и укрепят восстановительный рост, который наметился по итогам первого полугодия», — добавил он.
Генеральный директор компании «Независимость-Финсервис» (входит в ГК «Независимость») Наталья Жильцова отмечает, что оживление спроса в основном наблюдается в массовых сегментах автомобилей, где активно работают программы господдержки. Заместитель председателя правления группы компаний «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев замечает, что для премиум-сегмента нет аналогичных драйверов продаж.
Рентабельность падает
Несмотря на рост продаж, маржинальность автодилерского бизнеса остается крайне низкой, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Дилерская маржа — это разница между ценой закупки у импортера и розничной ценой. Обычно она колеблется в диапазоне от 5 до 11%, а для выживания автодилерского бизнеса необходима маржа на уровне 2–4%, добавляет Беспалов. Но в премиальном сегменте европейских марок сейчас маржа близка к нулю либо отрицательна, предупреждает Жильцова из «Независимости».
«Мы видим, что не было значительного повышения цен на автомобили, поэтому маржинальность дилеров остается низкой», — признает Беспалов. К тому же многие дилеры предоставляют различные бонусы, скидки, чтобы подтянуть объемы продаж, добавляет он. По словам Зиновьева из «АвтоСпецЦентра», по ряду марок участие дилера в общей рекламной кампании существенно выросло. «Если раньше импортер мог компенсировать до 50% акций и скидок, то теперь — только 30%, а 70% приходится на дилерские бюджеты», — указывает он. Операционный директор холдинга «Авилон» Александр Никонов отмечает, что маржа снижается в том числе и по причине высокой конкуренции и насыщенности рынка.
Если посмотреть финансовую отчетность за 2016 год крупных дилеров («АвтоСпецЦентра», «Рольфа», «Мэйджор-Авто», «Автомира», Genser, «Авилона»), рентабельность по чистой прибыли, как правило, не превышает 1%, отмечает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. По его словам, сейчас автодилеры, конкурируя между собой, вынуждены делать скидки, что приводит к снижению рентабельности. «Сейчас для участников рынка при восстановлении рынка важнее объем продаж в штуках и увеличение своей доли», — заключает Беспалов.