Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
СБУ задержала директора школы по подозрению в работе на разведку России Политика, 18:29
Как решить многолетнюю проблему пробок в мегаполисе Партнерский проект, 18:27
Глава Минкульта назвала картины Шварцмана национальным достоянием России Общество, 18:24
Патриарх Кирилл приехал в Калининград Общество, 18:14
Захарова ответила на фразу МИД Латвии о «красавице» словами «я не ваша» Политика, 18:07
В ЦСКА вернулся лучший бомбардир чемпионата России Спорт, 18:01
Степашин выступил против возвращения смертной казни в России Политика, 18:01
Ученые выявили изменение симптомов оспы обезьян Общество, 17:45
Обмен, возврат и форс-мажор: что умеют сервисы для командировок РБК и Smartway, 17:38
Беспилотник Bayraktar испытали для пуска ракет с лазерным наведением Технологии и медиа, 17:28
Норштейн назвал «счастьем жизни» работу со Шварцманом Общество, 17:23
Шубенков заявил о «нарисованных» результатах американских легкоатлетов Спорт, 17:12
Медведев увидел конец «бурного романа» после «любовных игрищ» Киева и ЕС Политика, 16:57
Без права на зарплату: на что живут россияне, ухаживающие за инвалидами Партнерский проект, 16:49
Бизнес ,  
0 

Алкогольный рынок в России продолжил падение

За девять месяцев 2016 года продажи алкоголя в России сократились на 1,6% по сравнению с прошлым годом. Уверенный рост показывают лишь сидр и медовуха, под видом которых часто продаются слабоалкогольные напитки
Фото: DPA/TASS
Фото: DPA/TASS

Покупателей вымыло

Алкогольный рынок продолжает падение. Согласно данным Росстата, по итогам трех кварталов 2016 года розничные продажи алкоголя в России составили 816,4 млн дал. Это на 1,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, пива было продано меньше на 1,7% (606,8 млн дал), вина — на 1,6% (39,4 млн дал), игристых вин и шампанского — на 4,2% (14,6 млн дал), а коньяка и бренди — на 2,3% (7,4 млн дал). Продажи виски и вовсе сократились на 8,7%, до 2,8 млн дал.

«Алкоголь перестает интересовать россиян, что особенно заметно по категории виски, откуда вымыло всех случайных покупателей», — говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Поскольку виски в Россию в основном импортируется, то падение курса рубля особенно болезненно ударило по данному сегменту, поясняет эксперт.

Лучше идут продажи водки. Они остались почти на том же уровне, что и в 2015 году, прибавив менее 0,5%, до 59,4 млн дал, свидетельствует статистика Росстата. Однако она отражает не реальный рост продаж, а выход из тени части нелегальной водки после внедрения системы ЕГАИС в магазинах, говорит вице-президент Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. Это произошло с начала 2016 года.

Маскировка под сидр

Падение объемов не затронуло лишь одну категорию товаров на алкогольном рынке — это «сидр, пуаре (сидр на основе грушевого сусла), медовуха». Продажи в этой категории достигли 3 млн дал; по сравнению с 2015 годом они выросли на 34,8%, а с 2014-м — и вовсе на 316,8%. Таким образом, сидр и медовуха впервые обогнали такие категории, как виски и ликеро-водочные изделия крепостью до 25 градусов.

Популярность яблочного и медового напитков связана не только с предпочтениями потребителей, но и с махинациями производителей, объясняют собеседники РБК. В декабре 2012 года в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта» была принята поправка, которая выделила сидр и медовуху в отдельную категорию. Ранее они считались слабоалкогольными напитками. Согласно законодательству сидр и медовуха — это напитки крепостью до 6 градусов, произведенные в результате брожения яблочного, грушевого или медового сусла без добавления этилового спирта. Также в производстве может использоваться восстановленный яблочный или грушевый сок.

«Я бы назвал сидр из восстановленного сока слабоалкогольным лимонадом на натуральной основе», — говорит владелец компании «Сидры Щедрина» Дмитрий Щедрин. При этом, по его словам, в премиальных сетях на подобного рода «лимонады» приходится 30% продаж, в среднеценовых сетях — 60%, а в магазинах экономкласса — 80%.

Текущая редакция закона позволяет производителям маскировать под видом сидра слабоалкогольные коктейли, просто добавляя в них яблочный или грушевый концентрат, говорит член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Выгода заключается в том, что акциз с сидра и медовухи составляет 9 руб. за литр напитка, тогда как для слабоалкогольных коктейлей крепостью до 9% ставка рассчитывается по формуле 400 руб. за литр содержащегося в них спирта. То есть акциз на сидр в четыре раза ниже.

Pro
Фото: Ketut Subiyanto / Pexels Максимум 730 тыс. руб.: сколько платят тестировщикам и DevOps-инженерам
Pro
Фото: Shutterstock «На дне». Какие российские активы способны на рост несмотря на санкции
Pro
Карьерные планы: почему они важны и как их составлять
Pro
Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn «Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации
Pro
Эффект теломер. Революционный подход к более молодой, здоровой и долгой жизни
Pro
Как компании выигрывали суды с сотрудниками благодаря КЭДО: три кейса
Pro
Фото: Shutterstock Почему россияне отказываются от покупки квартир и что будет со спросом
Pro
«Черная метка»: что пишут зарубежные СМИ о дефолте в России

Неудивительно, что на фоне небывалой популярности сидра Росстат фиксирует значительное падение продаж слабоалкогольных напитков. За девять месяцев 2016 года оно составило 11,7%, до 6,7 млн дал.

Если не считать «маскировок», в реальности категория сидра и медовухи, по мнению Небольсина, с 2014 года выросла на 35%. Из них на сидр приходится 16%, а на медовуху — 19%. Учитывая текущее состояние алкогольного рынка, это хорошая динамика, но уже не столь впечатляющая, как может показаться, судя по данным Росстата.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Алкоголь"