Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ВС отказался рассматривать иск «Яблока» о видеонаблюдении на выборах Политика, 19:30 Какая недвижимость всегда работает и приносит инвесторам доход Партнерский материал, 19:28 Путин изменил флаги ВМФ и обязал моряков самоотверженно их защищать Политика, 19:21 В Черногории запретили дискотеки и ввели вход в рестораны по сертификатам Общество, 19:10 Банк России оценил вклад нефти в рост ВВП в 2021 году Экономика, 19:10 Высокие потолки, открытые террасы: дом в тишине Арбата РБК и «Галс», 19:04 Космос как тенденция и загадки тибетских льдов: дайджест РБК Трендов № 34 Футурология, 19:00 Россиянки рассудят женские сборные Японии и Великобритании на Олимпиаде Спорт, 18:54 Покупка биткоина SpaceX и интеграция в Twitter. Главные события недели Крипто, 18:51 ЕСПЧ отклонил запрос об обеспечительных мерах по иску России к Украине Политика, 18:51 Банки оценили влияние резкого подъема ставки ЦБ на вклады и кредиты Финансы, 18:50 Минюст внес «Проект» в список нежелательных организаций Политика, 18:50 Продать акции и не пожалеть: 6 стратегий продажи ценных бумаг с прибылью Инвестиции, 18:45 Как Москва борется со стихийными свалками РБК и ДПиООС, 18:40
Бизнес ,  
0 

Правительство России введет запрет на импорт дешевого бензина

В условиях резкого падения цен на нефть правительство решило временно ограничить ввоз в Россию топлива. За рубежом оно подешевело вслед за нефтью, а в России стоимость почти не изменилась из-за особенностей регулирования
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости
Фото: Виталий Аньков / РИА Новости

Правительство решило запретить импорт нефтепродуктов в Россию, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок, рассказал РБК один из участников топливного рынка. Это подтвердили три федеральных чиновника.

С таким предложением выступило Минэнерго и профильный вице-премьер Юрий Борисов его поддержал, утверждают два собеседника РБК.

Представители Минэнерго и Борисова отказались от комментариев.

Запрет будет введен в самое ближайшее время, в апреле, но сначала компаниям просто объявят о решении, законодательно оно будет закреплено позднее — как только выйдет соответствующее постановление правительства, указывает один из источников РБК. Мера временная и пока рассчитана до сентября 2020 года — то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть, заключает собеседник

Запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива, поясняет один из источников. Из-за падения цен на нефть в мире рухнули и цены на бензин. Но в России действует механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могли произойти в результате колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.

В итоге российский бензин оказался намного дороже нетбэка (экспортной цены за вычетом транспортных и налоговых расходов). 6 апреля нетбэк на АИ-92 составлял 25,7 тыс. руб. за тонну, а оптовая цена в России — 38,8 тыс. руб. за тонну, следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. В таких условиях импорт зарубежного бензина неизбежен, объяснял главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

Как города России живут в режиме самоизоляции. Фоторепортаж
Фотогалерея 

Спрос на бензин и так сильно упал из-за карантина, объясняет один из источников РБК. По оценкам министра энергетики Александра Новака, в крупных городах падение составило 10—30%. Если не ввести запрет на импорт, нишу российского топлива займет дешевый заграничный бензин, произойдет затоваривание рынка и российским НПЗ придется снижать загрузку, а это в корне неправильно, утверждает собеседник РБК.

Но запрет импорта бензина в Россию наносит ущерб российским потребителям нефтепродуктов и усиливает монополию нефтяных компаний на внутреннем рынке, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. «Вместо того, чтобы запрещать импорт топлива, следует исправить или отменить демпфер, который является основной причиной существующего рыночного перекоса», — считает он.

По мнению Дмитрия Гусева, вице-президента Независимого топливного союза, хотя дешевое топливо и является благом как для независимых сетей, так и для потребителей, но запрет импорта топлива на период пандемии может поддержать переработку нефти в России. «Переработка в России, которая и так находится на нулевых рентабельностях, в текущих экономических условиях может плавно закончить свое существование. И мы можем оказаться в зависимости от импортного сырья. Украина, у которой практически нет собственных работающих НПЗ, в условиях политических и торговых санкций переплачивает до 40% за среднеевропейскую оптовую цену на топливо. Поэтому преждевременно говорить о запрете как о попытке заставить потребителя платить больше», — сказал эксперт РБК.

РБК направил запросы в крупнейшие российские нефтяные компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», а также в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Магазин исследований Аналитика по теме "Бензин"