Globaltrans продаст эстонскую «дочку» на фоне западных санкций
Один из крупнейших операторов грузовых железнодорожных вагонов в России — группа Globaltrans — до конца зимы выйдет из капитала эстонской компании Spacecom, продав 65,25% ее акций миноритариям. Об этом пресс-служба компании сообщила в пятницу, 3 февраля.
Перед завершением сделки российская «дочка» группы «БалтТрансСервис» купит у Spacecom 5,8 тыс. нефтеналивных цистерн, у нее останется лишь 680 вагонов, указано в сообщении. Сейчас Spacecom предоставляет цистерны в аренду на территории стран СНГ. Spacecom вошла в группу Globaltrans в 2008 году. «БалтТрансСервис» ранее выполняла перевозки нефтепродуктов в направлении государств Балтии с помощью поездов собственного формирования, поэтому Globaltrans требовался зарегистрированный в Эстонии подвижной состав, напоминает управляющий партнер отраслевого агентства Rollingstock Александр Поликарпов.
Реализация обеих сделок, из-за которых группа получит отток денежных средств на сумму около €60 млн (4,6 млрд руб.), позволит оптимизировать операции и «повысить гибкость» в сегменте транспортировки нефтепродуктов и нефти, объясняют в Globaltrans. На 1 октября 2022 года в управлении у Globaltrans было 13,1 тыс. нефтеналивных цистерн (данные «INFOLine-Аналитика»). По этому показателю группа занимала шестое место среди российских железнодорожных операторов. Общий парк Globaltrans превышает 67 тыс. вагонов и более 70 локомотивов.
Страны Балтии были включены в России в перечень недружественных государств. Учитывая состояние отношений с Эстонией, нахождение Spacecom в составе Globaltrans, работающей преимущественно в России, предполагает высокий уровень корпоративных рисков, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, в результате завершения объявленных сделок произойдет логичное разделение бизнесов. «Парк, который Globaltrans использовал по договорам аренды, передается «БалтТрансСервису», который будет полностью обеспечен собственным парком для выполнения контрактных обязательств», — говорит он. При этом часть бизнеса, который останется в странах Балтии, не имеет стратегического значения для Globaltrans, уверен эксперт. Решение по реструктуризации бизнеса может быть вызвано подготовкой Globaltrans к введению потолка цен на российские нефтепродукты в странах ЕС с 5 февраля, добавляет Поликарпов. «В настоящее время существуют высокие риски отсутствия грузовой базы для эстонских цистерн, в то же время на российском рынке есть дефицит цистерн», — замечает эксперт.
42,9% акций Globaltrans через разные компании принадлежат основателям компании — Андрею Филатову, Никите Мишину, Константину Николаеву, Александру Елисееву и Сергею Мальцеву. 56,8% акций оператора находятся в свободном обращении. По данным на 3 февраля, из зарубежных активов в структуре группы оставалась «Украинская новая перевозочная компания». РБК направил запрос в пресс-службу Globaltrans.