Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Депутат Луговой заподозрил РЖД в переплате при покупке лома

Депутат Андрей Луговой, обвинявший «дочку» РЖД в продаже лома по заниженным ценам, обнаружил, что другая структура монополии закупала это сырье, наоборот, значительно дороже. В компании утверждают, что цена покупки была рыночной
Андрей Луговой
Андрей Луговой (Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости)

Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился в Министерство внутренних дел по поводу сделок о покупке РЖД металлолома у компании «Транслом». Последняя, по версии депутата, пользуясь исключительным положением, продает его монополии вдвое дороже, чем покупает у нее же.

Луговой попросил начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Андрея Курносенко проверить ценообразование этих сделок и их соответствие действующему законодательству, а гендиректора РЖД Олега Белозерова — проанализировать цены закупки и продажи лома разными подразделениями монополии. Об этом говорится в письмах Лугового в МВД и РЖД от 4 февраля, их копии есть у РБК. Подлинность документов РБК подтвердил и депутат.

РБК направил запросы в МВД и «Транслом».

Какие претензии выдвигает депутат

Луговой обращает внимание МВД на три конкурса по закупке металлолома в 2018–2019 годах, организованных «дочкой» РЖД — Вагонной ремонтной компанией (ВРК-1), в общей сложности более чем на 113 млн руб. — на 76,5 млн руб., 18,5 млн и 18,4 млн руб.

Победитель и единственный участник тендера — «Транслом» — официально указан только в одной из закупок (на 18,5 млн руб.), следует из данных сайта госзакупок. Но, по информации Лугового, эта же компания выиграла и два других конкурса.

Как следует из аукционной документации одного из тендеров, металлолом обошелся ВРК-1 в среднем в 17 тыс. руб. за тонну. По договору же о поставке лома «Транслому», который компания заключила с РЖД в 2016 году (есть у РБК), предусмотрено формульное ценообразование. Согласно этой формуле, в 2018 году средневзвешенная цена продажи лома, по подсчетам Лугового, составляла 8–9 тыс. руб. за тонну (столько за сырье должны были получить РЖД). Поэтому депутат предположил, что «Транслом» мог покупать лом в одном подразделении РЖД и перепродавать другому в два раза дороже.

Цена 17 тыс. руб. за тонну в 2018 году соответствовала рынку, парирует руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. «Вопрос к тому, как была составлена формула в договоре РЖД и «Транслома». Возможно, она не учитывала дефицита на рынке», — отмечает эксперт. В 2017–2018 годах из-за дефицита на рынке цена лома в России выросла на 52%, до 17,7 тыс. руб. По его словам, «Транслом», покупая неразделанный лом, может выставлять наценку за его сортировку, но не более 30%.

Как ценообразование объясняют в РЖД

Представитель РЖД заявил, что цена в договорах формировалась исходя из рыночных цен металлолома, размещенных в публичном доступе с учетом условий расчетов и доставки.

В компании поясняют, что ВРК-1 покупала лом черных металлов «в соответствии с действующим законодательством» для максимальной загрузки литейных мощностей своего подразделения. «Специфика литейного производства ВРК-1 заключается в использовании узкой номенклатуры качественных видов лома. Лом, который образуется на других предприятиях РЖД, смешанный, несортированный, и разделение его на нужные номенклатуры на территории данных предприятий технически невозможно и не производится», — объяснил представитель монополии, отвечая на вопрос РБК, почему одна «дочка» покупает лом у «Транслома», а другая продает его этой же компании.

На что еще жаловался Луговой

В январе 2020 года стало известно, что бывший на тот момент зампредом правительства Дмитрий Козак поручил ведомствам провести проверку нескольких сделок между РЖД и «Трансломом» на утилизацию вагонов общей стоимостью около 110 млн руб. Речь шла о трех договорах Федеральной пассажирской компании (ФПК, «дочка» РЖД) с «Трансломом» на выполнение работ по «разделке» более 2 тыс. вагонов, исключенных из инвентарного парка. Проверка началась тоже после жалобы Лугового, который тогда заявил, что в результате этих сделок недополученный доход ФПК с одного разделанного вагона составит почти 1 млн руб., то есть около 2 млрд руб. от трех договоров. О результатах проверки не сообщалось, РБК направил запрос в правительство.

Что такое «Транслом»

«Транслом», до 2016 года принадлежавший РЖД, после продажи «Кроносу» Алексея Золотарева продолжил работать с ломом железнодорожной монополии, а также по указу президента Владимира Путина в 2019 году получил право закупать без конкурса лом Росгвардии и Министерства обороны.

Источники РБК и «Коммерсанта» связывают «Транслом» с бизнес-интересами Аркадия и Игоря Ротенбергов. Игорь Ротенберг в 2004–2005 годах был вице-президентом и главой департамента управления имуществом РЖД, где занимался, в частности, металлоломом. Представитель Ротенбергов и генеральный директор «Транслома» Сергей Астахов опровергают связь компании с бизнесменами.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Металлолом"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 25 апр, 16:51
Хюлькенберг покинет команду «Формулы-1» Haas и перейдет в Sauber Спорт, 12:28
Цены на вторичное жилье в Москве снизились впервые с декабря 2022 года Недвижимость, 12:24
Россия и Турция закрыли мониторинговый центр по Карабаху Политика, 12:22
В Думу внесли проект о праве регионов продлевать майские праздники Политика, 12:19
Сотовые операторы начали массово блокировать серые сим-карты Технологии и медиа, 12:16
Ташуев покинул пост главного тренера второго за сезон клуба РПЛ Спорт, 12:12
При обстреле в Херсонской области погиб один человек Общество, 12:08
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Капча всех раздражает. Как ее настроить, чтобы не причинять людям боль Pro, 12:04
Нидерланды раскрыли условие поставок оружия Украине Политика, 12:03
Какая бизнес-модель нужна рынку private banking Компании, 12:00
Первый бой брата Хабиба после отстранения за допинг пройдет в сентябре Спорт, 11:58
Курс биткоина закрепился выше $64 тыс. на фоне оттока средств из ETF Крипто, 11:54
Компания — владелец Google впервые в истории выплатит дивиденды Инвестиции, 11:48
Матвиенко заявила о наличии предпосылок для «демографической весны» Общество, 11:47