Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Экс-президент Трамп назвал США «страной упадка» Политика, 08:37
Джонсон призовет лидеров G7 не допустить «усталости» от поддержки Украины Политика, 08:19
Более половины россиян заявили о планах обучаться без помощи работодателя Общество, 08:00
Мэр Киева сообщил о взрывах Политика, 07:21
Грузовое судно с россиянами на борту загорелось у берегов Японии Общество, 07:13
Синоптик допустила температурный рекорд в Москве 27 июня Общество, 06:41
Один человек погиб при наезде автомобиля на толпу пешеходов в Нью-Йорке Общество, 06:17
Bloomberg узнал о подготовке ФРГ населения и бизнеса к «трудным временам» Политика, 05:53
Компании Франции призвали «немедленно» сократить потребление энергии Политика, 05:02
Премьер Бельгии заявил об «эффекте домино» из-за проблем с газом в ФРГ Экономика, 04:56
Джонсон заявил об уверенности в сохранении поста до середины 2030-х годов Политика, 04:20
Times узнал о планах Джонсона организовать визит Зеленского в Британию Политика, 03:48
Посол ЛНР в России сообщил, что на «Азоте» могут оставаться сотни мирных Политика, 02:41
МИД Польши раскритиковал снятие ее флага с мемориала в Катыни Политика, 02:33

Инвестируйте выгодно
с банком «Ренессанс Кредит»

КБ «Ренессанс Кредит» (ООО). Лицензия на осуществление брокерской деятельности № 045-14081-100000 от 05.11.2019 г.
Бизнес ,  
0 

Власти утвердили план поддержки господрядчиков после их жалобы Путину

Строителям дорог дадут права на одностороннее расторжение контрактов без штрафов
Правительство утвердило план изменения законов для поддержки дорожных подрядчиков
Власти утвердили план поддержки подрядчиков, после того как компании Аркадия Ротенберга, Геннадия Тимченко и другие строители пожаловались Владимиру Путину. Им обещают компенсации за рост цен на ресурсы и премии за досрочный ввод
Геннадий Тимченко
Геннадий Тимченко (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Вице-премьер Марат Хуснуллин в пятницу, 28 января, утвердил «дорожную карту» по изменению правового регулирования для поддержки отрасли транспортного строительства. У РБК есть копия документа, подлинность подтвердил представитель Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК), которая принимала участие в его разработке (среди членов ассоциации — «Нацпроектстрой» ВЭБа и Аркадия Ротенберга, корпорация АЕОН Романа Троценко, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, ВАД, «Автобан» и другие).

Video

Представитель Хуснуллина не стал комментировать документ и лишь подтвердил, что «дорожная карта» утверждена. РБК направил запрос в пресс-службы Минстроя и Минтранса.

Действия правительства — реакция на жалобы со стороны бизнеса. В июне 2021-го руководители сразу 19 крупных подрядных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга и «Стройтрансгаз», пожаловались президенту Владимиру Путину на кризисное положении в отрасли транспортного строительства. В их обращении указывалось, что подрядчики фиксируют убытки и наращивают долги, что создает «неприемлемые риски» как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны. В НАИК (в нее входят в том числе авторы письма Путину) указывают, что принятие «дорожной карты» направлено на решение этих проблем отрасли.

Эксперты предупредили о риске массовых банкротств в дорожной отрасли
Pro
Фото:Александр Щербак / ТАСС

Что предлагается в «дорожной карте»

В документе перечислены шаги по регулированию цен на госконтракты из-за роста цен на стройматериалы и рабочую силу, предложены изменения законодательства о госзакупках, Градостроительного кодекса и других норм, а также решение вопросов казначейского и банковского сопровождения гоcконтрактов.

Pro
Фото: Максим Блинов / РИА Новости Полный гид по ОФЗ: какие бумаги сегодня спасут от инфляции
Pro
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК Капитализм в России построить не удалось. Какой моделью его заменить
Pro
Фото: Shutterstock Как торговаться с китайцами — секреты переговоров
Pro
Фото: Astrid Stawiarz / Getty Images for LinkedIn «Я как ниндзя в уличном бою»: Рэй Далио — о влиянии медитации
Pro
Закупки у единственного поставщика в условиях санкций. Что учесть
Pro
Как сэкономить на налогах с помощью интеллектуальной собственности
Pro
Фото: Shutterstock Второй после Microsoft: почему Oracle на высоте, несмотря на рецессию
Pro
Фото: Rick Bowmer / AP В ожидании ясности: подешевеет ли аренда складов в 2022 году
  • Изменение подхода к казначейскому сопровождению

Оно должно было заработать для всех контрактов дороже 1 млрд руб. с 1 января 2022 года. Но, согласно «дорожной карте», в феврале будет принято постановление правительства по отсрочке введения этой меры на один квартал. Расширенное сопровождение подразумевает, что в казначействе под каждый проект открывается отдельный лицевой счет. Деньги с этого счета можно получить только после предоставления расходных деклараций по каждому платежу и других документов. Таким образом, на административные и управленческие расходы подрядчик должен будет тратить собственные деньги или брать кредиты.

В НАИК и РСПП ранее просили об отсрочке, ссылаясь на то, что подрядчикам нужно подготовиться к новым правилам. В объединениях также предполагали, что новые правила увеличат закредитованность подрядчиков и усложнят получение банковских гарантий по госконтрактам. Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза, говорилось в письме подрядчиков Путину. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб. За время отсрочки планируется проработать возможность выплаты аванса напрямую на расчетный счет подрядчика, минуя казначейство. Сделать это предлагается, если подрядчик предоставит банковскую гарантию.

Компании Ротенберга и Тимченко заявили о кризисе в строительстве
Бизнес
Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

  • Механизм компенсации роста цен на стройматериалы предлагается расширить — он может затронуть большее количество контрактов

Компенсировать рост цен на материалы, который произошел в 2021 году, предлагается не только по действующим контрактам (это уже возможно), но и по уже исполненным контрактам. Определить механизм компенсации по исполненным контрактам и представить его правительству нужно во втором квартале 2022 года, следует из «дорожной карты». Кроме того, уже в феврале будет сформирован и представлен в правительство механизм компенсации удорожания работ по ремонту и содержанию дорог, сейчас стоимость контрактов по этим видам работ пересмотреть нельзя.

  • Подрядчиков будут стимулировать работать быстрее, чем прописано в контракте

Предлагается давать подрядчику премии за досрочное завершение работ. Плюс к этому будут разработаны правила предоставления субсидий на компенсацию процентов по кредитам, если подрядчик взял заем, чтобы досрочно ввести объект в эксплуатацию.

  • Зарплата рабочих в сметах приблизится к реальной рыночной

В документ вошли положения о том, чтобы учитывать в расчете контрактов реальную рыночную зарплату строителей. В НАИК уже отмечали, что по государственным сметам размер оплаты труда рабочего первого разряда, занятого на строительстве, реконструкции и капремонте дорог, составляет менее 38,5 тыс. руб. в месяц, реальная же зарплата строителя такой же квалификации — 55 тыс. руб. в месяц.

  • Права и обязанности заказчиков и подрядчиков постараются уравнять

В третьем квартале 2022 года, согласно плану, планируется утвердить типовые условия строительных госконтрактов, в которых будет четко прописана ответственность как подрядчиков, так и заказчиков. Например, предлагается перечислить обстоятельства, в которых подрядчик без штрафа сможет в одностороннем порядке расторгнуть госконтракт. Дать такое право предлагается, например, в случае, если заказчик вовремя не передал подрядчику документацию или не обеспечил доступ на стройплощадку.

«Открытая книга» для строителей

Согласно «дорожной карте», предлагается провести эксперимент по применению механизма «Открытая книга» (Open book) для строительных контрактов. Этот принцип формирования цены обычно используется для контрактов, в которых на начальном этапе трудно определить все затраты, но на госстройках он раньше не применялся. В этом случае конечная стоимость работ не зафиксирована до конца стройки, также могут меняться технологические решения, виды и объемы работ.

Как эти меры скажутся на стройке

Все вопросы, включенные в «дорожную карту», сейчас «стоят крайне остро и требуют скорейшего решения», говорят в НАИК. «Дорожная карта» представляет собой комплексный план по антикризисному реагированию и стабилизации ситуации в отрасли, поясняет гендиректор НАИК Мария Ярмальчук.

По ее словам, реализация плана нацелена «на приведение отраслевого регулирования в ту форму, которая позволит выполнить масштабные планы государства по строительству новой инфраструктуры». План правительства «Агрессивное развитие инфраструктуры» (это часть стратегии развития страны, которую разрабатывало правительство) предполагает, что до 2030 года в отрасль будет вложено 22 трлн руб. В эту сумму входит не только строительство дорог, но и жилья, портов и развитие агломераций. На крупные автомобильные магистрали планируется потратить почти 3,6 трлн руб.

Меры, предложенные в «дорожной карте», «надо пробовать», говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Он считает, что концепция «Открытой книги» актуальна из-за продолжения роста цен на стройматериалы. «Существенная проблема в том, что с момента прохождения экспертизы до начала строительства проходит минимум год, а обычно — больше, окончание строительства — через четыре-пять лет. За это время очень сильно растут цены на материалы. Только за последний год цены на арматуру и металл выросли на 200%, на пиломатериалы — на 200–300%», — говорил в интервью РБК владелец Crocus Group Араз Агаларов в ноябре 2021 года.

Араз Агаларов — РБК: «Невозможно накопить никакую подушку безопасности»
Бизнес
Араз Агаларов

Блинкин называет разумным решением и премирование подрядчиков за досрочный ввод объектов. «Об этом постоянно говорил Хуснуллин, это его инициатива. Это нужно пробовать, потому что сегодня успех подрядчика, который вложил мозги и деньги и ускорил ввод, награждается не то что бонусом, а вызывает разбирательства», — говорит эксперт. Однако, по его словам, нужно продумать механизм таким образом, чтобы избежать сговора заказчиков и подрядчиков на этапе назначения срока в контракте.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Строительство"