Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 июня
EUR ЦБ: 89,01 (+0,97)
Инвестиции, 09 июн, 16:23
Курс доллара на 10 июня
USD ЦБ: 82,64 (+0,55)
Инвестиции, 09 июн, 16:23
В ЗВО опровергли информацию о рассылке повесток по СМС в Петербурге Политика, 01:27
Киев признал, что Украина не вступит в НАТО до конца боевых действий Политика, 01:13
Сможет ли «Манчестер Сити» завоевать требл. Интриги финала Лиги чемпионов Спорт, 01:04
«Зеркало недели» узнало о лишении Медведчука звания академика Политика, 00:55
Мишустин создал правкомиссию по ситуации в Херсонской области Общество, 00:48
В Одессе прогремели взрывы Политика, 00:33
Рогов предупредил о «жаркой ночи» на запорожском направлении Политика, 00:16
ChatGPT: как превратить нейросеть в помощника
На интенсиве РБК Pro вы научитесь использовать чат-бот для решения ваших задач
Купить интенсив
Джонсон ушел из парламента Британии из-за расследования о вечеринках Политика, 00:02
Это ветка: сколько зарабатывает новый проект «Страдающего Средневековья» Pro, 00:01
Потоптался на шарфе «Спартака» и изменил жене. Скандалы с участием Дзюбы Спорт, 00:00
Росстат зафиксировал ускорение инфляции по итогам мая до 2,51% Экономика, 09 июн, 23:53
Электрокроссовер из Поднебесной: чего ждать от новинки РБК Стиль и Voyah, 09 июн, 23:39
На Филиппинах началось извержение вулкана Майон Общество, 09 июн, 23:09
«Единая Россия» выдвинула Сергея Собянина на пост мэра Москвы Политика, 09 июн, 22:51
Бизнес ,  
0 

Компании Ротенберга и Тимченко заявили о кризисе в строительстве

Крупнейшие строительные компании обратились к Владимиру Путину. Кризис в отрасли создает «неприемлемые риски», в том числе для безопасности страны, утверждают строители инфраструктурных проектов
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Крупнейшие компании в области строительства транспортной инфраструктуры пожаловались президенту Владимиру Путину на проблемы, которые погрузили отрасль инфраструктурного строительства в убытки и долги.

Об этом говорится в письме Путину, которое направили главы восьми строительных компаний, включая «СГМ-Мост» Аркадия Ротенберга (строила Крымский мост), «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и «Автобан». Копия этого письма изначально была опубликована в Telegram-канале «Беспощадный пиарщик». Источник в правительстве подтвердил РБК его содержание.

Путин в конце июня поручил премьеру Михаилу Мишустину «рассмотреть» это письмо и «доложить», следует из документа. Письмо прорабатывается, сказал источник в правительстве. РБК направил запросы в пресс-службу Белого дома, аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина, курирующего строительство, а также в «СГМ-Мост», «Стройтрансгаз» и «Автобан».

Почему строительная отрасль оказалась в кризисе

Главы строительных компаний охарактеризовали состояние отрасли как «кризисное».

  • Отрасль с 2015 года фиксирует убытки, которые суммарно за пять лет достигли 137 млрд руб. (в письме дается ссылка на данные Росстата). Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова сказала РБК, что перечисленные проблемы действительно актуальны для всех строителей. По ее словам, наибольшего масштаба они достигают в регионах. Общее сальдо прибылей и убытков компаний из топ-170 строительной отрасли по итогам 2019 года оказалось отрицательным (-22,5 млрд руб.) против положительного результата (+14,6 млрд руб.) годом ранее, говорит эксперт (полных данных за 2020 год пока нет).
  • За пять лет ликвидировано 54% предприятий.
  • Объем долга строителей превысил сумму их чистых активов в четыре раза. Только за 2019 год объем долгосрочных займов 170 крупнейших компаний вырос с 4,1–4,3 трлн до 5 трлн руб., добавляет Галактионова.
  • Численность занятых в строительстве уже сократилась на 400 тыс. человек. По данным InfraONE Research, в 2019 году в строительной отрасли работали 2,4 млн человек (или 1,64% от численности населения России).

Основные причины такого кризиса заключаются в том, что система управления рисками в рамках госконтрактов (большинство инфраструктурных проектов реализуются на средства из бюджета) не содержит порядка оценки соответствия работ, формируя «презумпцию виновности» подрядчика, пишут строители Путину. Система ценообразования в бюджетном строительстве не соответствует рыночным реалиям и не учитывает расходы на банковские гарантии, проценты на привлечение промежуточного финансирования при казначейском сопровождении. А понятие «предпринимательского дохода» в принципе отсутствует в структуре цены, добавляют они.

«Сложившаяся ситуация характеризует состояние отрасли инфраструктурного строительства как кризисное, что создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны», — утверждают авторы письма. По их словам, стройка формирует более 5% ВВП России, а дефицит транспортной инфраструктуры является основным фактором, сдерживающим «опережающее развитие национальной экономики».

Разрешение существующих проблем невозможно без «дополнительного внимания» Путина, говорится в письме. Но конкретные просьбы там не указаны.

Проекты на 12 трлн руб.

В рамках нацпроектов, принятых правительством в 2018 году, в строительство инфраструктуры предполагается вложить около 12 трлн руб. по плану модернизации и расширения инфраструктуры (7 трлн руб.), а также по проекту «Безопасные и качественные дороги» (около 5 трлн руб.). По данным InfraONE Research, финансирование «инфраструктурных» национальных проектов пока относительно стабильно. На конец июня 2021 года в них собирались вложить 551 млрд руб. против 543 млрд руб. по итогам прошлого года. Однако частые пересмотры решений и объемов вложений не способствуют стабильности в отрасли и долговременному планированию.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Строительство"