Перейти к основному контенту
Война санкций ,  
0 
Эксклюзив

Турция заявила о рисках обслуживания лайнеров «Аэрофлота» и Абрамовича

Havaş предупредила о рисках обслуживания российских самолетов в аэропортах Турции
Компания Havaş, обслуживающая самолеты в аэропортах Турции, предупредила, что может прекратить принимать более 170 Boeing российских авиакомпаний из-за санкций США. Но перевозчики могут воспользоваться услугами ее конкурентов
«Аэрофлот» AFLT ₽28,01 +0,04% Купить
«Аэрофлот» RU000A103943 ₽960,2 -0,07% Купить
Авиакомпания «ЮТэйр» UTAR ₽8,15 +0,99% Купить
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Крупнейший в Турции провайдер услуг наземного обслуживания в аэропортах Havaş предупредил о рисках с обслуживанием импортных самолетов, находящихся в парках у авиакомпаний из России, Белоруссии, Ирана и бизнесмена Романа Абрамовича. Об этом говорится в письме главы Havaş Мете Эрны, отправленном контрагентам 31 января. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердили три источника в российских авиакомпаниях и один собеседник, близкий к авиавластям.

Havaş принадлежит ведущему оператору турецких аэропортов — компании TAV Airports (работает в 90 аэропортах в 29 странах) — и обслуживает самолеты в аэропортах Стамбула, Анкары, Антальи и др.

В списке, прикрепленном к письму Эрны, говорится, что в обслуживании может быть отказано преимущественно самолетам американского производства Boeing, а также нескольким лайнерам европейской Airbus. Всего в списке более 170 самолетов российских авиакомпаний, семь белорусских и четыре иранских. Крупнейший эксплуатант этих самолетов — «Аэрофлот», в перечне также есть лайнеры грузовой авиакомпании AirBridgeCargo, Azur Air, I Fly, Pegas Fly, «Победы», «России», S7, Utair, «Уральских авиалиний», Red Wings, Nordwind и «Ямал», а также белорусской «Белавиа» и иранских Iran Air и Mahan Airlines. В письме Havaş также упоминаются бизнес-джеты Boeing 787 Dreamliner и Gulfstream G650, по версии компании, принадлежащие Роману Абрамовичу (но представитель бизнесмена заявил РБК, что у бизнесмена Абрамовича нет самолетов в Турции, отказавшись от дальнейших комментариев).

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, Росавиации, TAV Airports, Havaş и перечисленных перевозчиков.

Почему Havaş предупредил о рисках

В списке Havaş перечислены самолеты, которые попали под ограничения Минторга США, введенные еще весной 2022 года в ответ на начало военной спецоперации России на Украине. Сейчас провайдер изучает юридические аспекты ситуации и просит авиакомпании предоставить списки самолетов, в производстве которых использовано не более 25% американских деталей и технологий, следует из письма.

«Предоставление услуг по обслуживанию самолетов, направляющихся в Россию и Белоруссию и собранных более чем на 25% с применением технологий американского происхождения, является нарушением норм экспортного регулирования (Export Administration Regulations, EAR) США, если такой самолет эксплуатируется авиакомпанией, против которой выпущен [в США] приказ о временном отказе в обслуживании (Temporary Denial Orders, TDO)», — пишет Эрна.

Он поясняет, что компания получила «информацию о предупредительных письмах, направленных представителям турецкой авиационной промышленности Министерством торговли США, в которых говорится о принятии по ряду авиакомпаний решений о временном отказе в обслуживании в связи с «продолжающимися нарушениями EAR».

Havaş начала комплексную проверку, чтобы оценить риски для ее бизнеса и заинтересованных сторон. «В результате этого мы можем оказаться не в состоянии обслуживать некоторые или все ваши рейсы. В связи с указанными причинами мы просим сообщить перечень самолетов, эксплуатируемых авиакомпанией, которые созданы с применением менее чем 25% технологий американского происхождения. <…> Это единственные самолеты, которые нам будет разрешено обслуживать при условии, что при этом не используются технологии американского происхождения», — отмечается в письме.

WSJ узнала о давлении США на Турцию для запрета полетов Boeing из России
Политика
Фото:Александр Авилов / АГН «Москва»

Газета Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники сообщала 26 января, что Вашингтон пытается надавить на Анкару с тем, чтобы прекратить полеты в Турцию и из нее самолетов американского производства, которые принадлежат в том числе иностранным лизинговым компаниям, но эксплуатируются российскими перевозчиками и были перерегистрированы в России в прошлом году. По данным издания, в декабре 2022 года высокопоставленные американские чиновники предупредили о последствиях, если турецкие структуры будут предоставлять услуги таким российским и белорусским перевозчикам: например, по заправке самолетов и замене запасных частей. Среди возможных санкций названы штрафы, потеря экспортных привилегий, тюремное заключение и прочие меры.

WSJ указывает, что данную информацию турецкой стороне передала посетившая Анкару помощник министра торговли США Тея Розман Кендлер. «Технически эти самолеты украдены», — говорил газете Йорук Исик, глава Bosphorus Observer — стамбульской консалтинговой компании, занимающейся мониторингом воздушной и морской активности.

По данным авиационно-аналитической компании Cirium, с 1 октября 2022 года до конца января 2023 года авиакомпании из России и Белоруссии выполнили более 2,1 тыс. рейсов в Турцию на американских Boeing. Среди российских авиаперевозчиков рейсы туда совершают «Аэрофлот», S7 Airlines, «Победа», Red Wings и др. Из России также летают турецкие Pegasus и Turkish Airlines.

Как на это реагируют российские авиакомпании

В течение двух недель Havaş будет обсуждать с российскими перевозчиками пути решения проблемы, говорит источник в одной из авиакомпаний из списка, приложенного к письму Мете Эрны. «По сути, Havaş просит российские компании придумать способ решения проблемы, так как в Турции, помимо нее, работают четыре альтернативные хендлинговые компании, — рассказывает он. — В случае если Havaş перестанет обслуживать самолеты российских перевозчиков, то они перейдут на обслуживание к другим компаниям».

Нет сомнений в том, что у российских авиакомпаний останутся рейсы в Турцию и на пассажирах это не отразится, подчеркивает собеседник РБК. «Запрета на полеты в Турцию нет, в этой стране есть альтернативные провайдеры услуг наземного обслуживания, поэтому проблем с выполнением рейсов возникнуть не должно», — подтверждает источник в другой авиакомпании, летающей в Турцию.

Глава Росавиации ответил на угрозу ЕС уничтожить авиацию в России
Бизнес
Александр Нерадько

Прекратить международное сотрудничество из-за решения ряда государств, которые ввели санкции против российского воздушного транспорта, невозможно, так как авиация — «это глобальная система экономических взаимоотношений», заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько в интервью РБК, которое было опубликовано 1 февраля. По его словам, взаимодействие с авиавластями дружественных государств, с международными организациями, работающими в области гражданской авиации, продолжается. Ближайшими партнерами глава ведомства считает страны, не прекратившие прямые полеты в Россию, то есть к ним относится и Турция.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Шольц заявил о конце эпохи ископаемого топлива Политика, 03:52
«Ъ» узнал об изменении рецептуры «джин-тоника» из-за нового акциза Бизнес, 03:27
На Украине сообщили о 10 пытающихся покинуть страну уклонистах в день Политика, 03:23
В заблокированные жителями армянские села направили спецназ Общество, 02:54
В Госдуме предложили ограничить стоимость микрозаймов 100% годовых Финансы, 02:44
Греческие коммунисты на митинге в Афинах призвали выйти из НАТО Политика, 02:25
«Барселона» в третий раз в сезоне проиграла мадридскому «Реалу» Спорт, 02:01
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Одесской области прогремели взрывы Политика, 01:51
Военную базу США в Сирии атаковали ракетами и дроном Политика, 01:44
ZDF узнала, что у Volkswagen украли 19 тыс. файлов с техническими данными Бизнес, 01:31
Расстрелявшие полицейских военные в Виннице везли боевые гранаты Общество, 01:15
Общемировые оборонные расходы достигли исторического рекорда Политика, 01:00
«Известия» узнали о плане повысить ставку по ипотеке для некоторых семей Общество, 00:44
В Орехово-Зуеве загорелось нежилое здание на площади 1,2 тыс. кв. м Общество, 00:16