Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
17 930 
Эксклюзив

РЖД спрогнозировали рост транзита контейнеров в четыре раза

РЖД ожидают роста транзита контейнеров в четыре раза максимум к 2027 году
Транзитные перевозки контейнеров по сети РЖД в 2027 году вырастут до 4 млн TEU. Это почти в четыре раза больше, чем было в 2021 году, и некоторые эксперты считают такой план «практически нереализуемым»
РЖД RU000A0JXN05 ₽985 -0,25% Купить
РЖД RU000A0ZZ9R4 ₽950 +0,01% Купить
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

РЖД рассчитывают нарастить транзитные перевозки до 4 млн контейнеров 20-футового эквивалента (twenty-foot equivalent unit, TEU) максимум к 2027 году. Об этом заявил заместитель гендиректора компании Алексей Шило на брифинге, передает корреспондент РБК.

«Это амбициозная задача, мы хотим за эту цифру [4 млн TEU] побороться. Нам бы хотелось ее достичь в 2025 году», — сказал Шило. Сейчас РЖД готовят программу мероприятий по достижению этой цели.

В 2021 году транзит контейнеров через Россию вырос на 43%, до 1,1 млн TEU. При этом в общей сложности было перевезено 6,5 млн TEU (большая часть — внутренние перевозки). За последние пять лет объемы перевозок контейнеров удвоились, сообщала пресс-служба монополии.

Более 62% транзитных контейнеров перевезла компания ОТЛК ЕРА, принадлежащая на паритетных условиях РЖД, Белорусской и Казахстанской железным дорогам. Всего на сервисах компании перевезено 692,5 тыс. TEU
В направлении Европы перевезено 439,5 тыс. TEU (63%). В направлении Китая проследовало 253,0 тыс. TEU (37%). Транзит контейнеров достиг абсолютного рекорда за всю историю российских и советских железных дорог, что связано в немалой степени с высокими ставками на альтернативных маршрутах между Азией и Европой и антикоронавирусными ограничениями в портах Европы и Китая, передал РБК через пресс-службу директор по стратегии и развитию транспортной группы FESCO Максим Шишков. Грузоотправители постепенно переориентируются на сухопутные маршруты, поскольку они дешевле, быстрее и безопаснее, соглашается гендиректор «РЖД Логистики» Дмитрий Мурев. «В сухопутном транзите заинтересованы и Япония, и Южная Корея. Все это создает огромный потенциал для дальнейшего роста транзита», — считает он.

По мнению Шишкова, транзитные перевозки в ближайшие годы продолжат расти двузначными темпами. Рынок ждет появление новых игроков, добавляет управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов.

Почему РЖД стали серьезнее относиться к транзиту контейнеров

У компании нет «сверхзадачи» повысить долю транзита контейнеров в общей выручке, замечает Шило. Но значительный рост перевозок заставил РЖД «чуть серьезнее» подойти к формированию дальнейших действий. В 2022 году транзит грузов в контейнерах принесет компании около 2% доходов от грузовых перевозок, сказал представитель РЖД, но не раскрыл конкретные суммы.

«Есть необходимость в хеджировании наших рисков по кредитным средствам, которые мы привлекаем в иностранной валюте. Расчет за транзит идет в швейцарских франках. Увеличение транзита контейнеров позволит нам чувствовать себя лучше с финансовой точки зрения», — отметил Шило.

Владелец группы «Дело» — РБК: «До Maersk нам как до сиреневой звезды»
Бизнес
Сергей Шишкарев

Транзит одного контейнера по территории России в среднем дает порядка $10 тыс. эффекта для российской экономики и бюджета, говорил в интервью РБК основной совладелец группы «Дело» (контролирует крупнейшего контейнерного оператора «Трансконтейнер») Сергей Шишкарев. Но, по его словам, на Россию приходится только около 6% объема контейнерных перевозок между Европой и Юго-Восточной Азией и в обратном направлении. «Представьте, сколько можно было бы дополнительно получить в том числе налоговых поступлений, если бы инфраструктура была готова», — добавлял он. По оценке директора логистического оператора «РТСБ-Рус» Александра Баскакова, транзит одного TEU дает около $100–150 налогов.

Что может помешать достижению цели

Участники рынка называют несколько препятствий для увеличения транзита контейнеров вчетверо:

  • Росту транзита контейнеров до 4 млн TEU могут помешать низкая пропускная способность погранпереходов, медленная работа таможенных сервисов и чрезмерная загрузка портовой инфраструктуры, отмечает Мурев.
  • Серьезный дефицит провозных способностей РЖД и перегрузочных мощностей уже стал сдерживающим фактором роста объемов транзита контейнеров в России и соседних странах, подчеркивает директор по продажам и клиентскому сервису «Трансконтейнера» Никита Пушкарев.
  • Достаточно острой остается проблема нехватки платформ для контейнеров, есть потребность в квалифицированном рабочем персонале, говорит Мурев.
  • Развитию рынка мешают и эпидемиологические ограничения, замечает глава контейнерного оператора «РЖД Бизнес Актив» Вячеслав Сараев.

РЖД создадут нового контейнерного оператора
Бизнес
Фото:Анастасия Диева / ТАСС

  • 4 млн TEU транзитных контейнеров — это «практически нереализуемый план», заключает гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Его реализация потребует в том числе частичного высвобождения Транссиба под контейнерное движение. «С учетом сохраняющегося отставания по реконструкции Восточного полигона это может поставить под вопрос планы увеличения экспорта угля и создаст риски для экспортеров», — предупреждает эксперт.

Работа под рекордной нагрузкой более чем в 1 млн транзитных контейнеров в 2021 году «выявила много узких мест», признает Шило. Для их «расшивки» потребуется много дополнительных инвестиций, в первую очередь в создание терминалов в Казахстане и Китае. Придется также развивать пункты пропуска в России, Казахстане и Китае, а также искать новые точки выхода маршрутов в Европу, сказал он.

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Лента новостей
Умеров заявил о передаче России украинского варианта меморандума Политика, 22:15
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 22:12
В центре Москвы напали на философа игумена Евмения Общество, 22:04
Путин поручил разобраться с «врачами-шаманами» в сборных России Спорт, 21:57
Зеленский заявил о нежелании Украины воевать до 2026 года Политика, 21:45
«Сочи» проиграл «Пари НН» в первом стыковом матче за место в РПЛ Спорт, 21:37
Поселиться насовсем: как выглядит премиальный жилой квартал от Pioneer РБК и Pioneer, 21:33
Развиваем эмоциональный интеллект
На интенсиве об EQ
Подробнее
Лавров обсудил с Рубио новый раунд переговоров с Украиной Политика, 21:33
Первая россиянка пробилась в третий круг «Ролан Гаррос» Спорт, 21:08
Минск опроверг заявления Киева о «блефе» с «Орешником» в Белоруссии Политика, 21:08
Особенности национальной еды: как возникло разнообразие российской кухни РБК и Перекёсток, 20:52
На Кубани замминистра задержали по подозрению в мошенничестве Общество, 20:42
Курс евро на 29 мая
EUR ЦБ: 90,34 (-0,56)
Инвестиции, 20:19
Курс доллара на 29 мая
USD ЦБ: 79,6 (-0,01)
Инвестиции, 20:19
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:18
В Минпромторге объяснили ситуацию с зарплатами на «Ростсельмаше» Общество, 20:13