Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 1:38 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  01:00   USD НАЛ. Покупка 64,40 Продажа 64,40 EUR НАЛ. 71,40 71,30 Жертвами теракта в Стамбуле стали 28 человек Политика, 00:18 Совладелица группы МБГ — РБК: «Мы хотели сделать винный Starbucks» Интервью, 00:13 Аэропорт Стамбула закрылся после взрывов Общество, 00:12 Партийная щедрость: с кем «Единая Россия» поделилась властью в округах Политика, 00:07 В Сети появилось видео взрыва в аэропорту Стамбула Политика, 00:06 Число пострадавших при взрывах в аэропорту Стамбула выросло до 60 человек Общество, Вчера, 23:59 Двойной теракт в аэропорту Стамбула. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 23:52 Убежище от Brexit: как Россия стала «тихой гаванью» для инвесторов Финансы, Вчера, 23:46 ЦБ ужесточит контроль за валютными операциями граждан Экономика, Вчера, 23:39 Возвращение «длинных ковшей»: что будут сносить в Москве этим летом Свое дело, Вчера, 23:33 Рейс «Аэрофлота» в Стамбул вернется в Москву после взрывов в аэропорту Общество, Вчера, 23:31 Продажи лекарств российских производителей выросли в полтора раза Бизнес, Вчера, 23:09 Капитал четырех банков из 30 крупнейших оказался в зоне риска Финансы, Вчера, 23:04 В результате взрывов в аэропорту Стамбула погибли десять человек Общество, Вчера, 23:03 В аэропорту Стамбула подорвались два смертника Политика, Вчера, 22:57 СМИ сообщили о переходе капитана «Локомотива» в мюнхенскую «Баварию» Футбол, Вчера, 22:38 Биржевой курс евро упал ниже 71 руб. впервые с декабря Финансы, Вчера, 22:33 В аэропорту Стамбула произошли два взрыва Общество, Вчера, 22:16 Минкомсвязи и правительство поправят «закон Яровой» за депутатами Технологии и медиа, Вчера, 22:12 Савченко заявила о возможности Украины жить без президента Политика, Вчера, 21:57 Могерини предложила считать отношения с Россией ключевым вызовом ЕС Политика, Вчера, 21:49 Пентагон обвинил Россию в небезопасных маневрах рядом с кораблями ВМС США Политика, Вчера, 21:48 «Дочка» «Роснефти» начнет поставлять бензин в Иран Бизнес, Вчера, 21:10 Нарышкин назвал «тупой» позицию руководства Турции Политика, Вчера, 21:06 Суд арестовал главу Российского авторского общества Технологии и медиа, Вчера, 20:35 Четыре краеведа ушли из комиссии Петербурга из-за моста Кадырова Общество, Вчера, 20:22 Маршрутная карта: какие программы предлагают банки автовладельцам Деньги, Вчера, 20:00 В Оренбуржье разбился легкомоторный самолет Общество, Вчера, 19:55 Власти Москвы пообещали компенсацию за добровольный снос самостроя Бизнес, Вчера, 19:43 Власти Карелии рассказали об игнорировании их жалоб на лагерь на Сямозере Политика, Вчера, 19:42 Чубайс предложил поставить памятник Набиуллиной при инфляции в 5% Финансы, Вчера, 19:34 Жириновский отказался брать на выборы половину депутатов фракции ЛДПР Политика, Вчера, 19:16 У парламента Великобритании оцепили дороги из-за брошенного автомобиля Политика, Вчера, 18:57 Минфин нашел способ сэкономить 260 млн руб. за счет бонусных миль Экономика, Вчера, 18:51 Шанхайская биржа начала терять статус крупнейшего фондового рынка Китая Экономика, Вчера, 18:49 Volkswagen выплатит от $5 тыс. до 10 тыс. жертвам «дизельгейта» Бизнес, Вчера, 18:48 С июля в России начнут действовать минимальные цены на шампанское Экономика, Вчера, 18:27 Кремль уточнил цитату из письма Эрдогана Путину Политика, Вчера, 18:26 Путин анонсировал создание банка информации о террористах и экстремистах Политика, Вчера, 18:22 МИД Польши потребовал отставки руководителей Еврокомиссии Политика, Вчера, 18:03 Подозреваемого в убийстве пилота Су-24 оставили под стражей почти на год Политика, Вчера, 17:31 Следствие попросило арестовать главу Российского авторского общества Технологии и медиа, Вчера, 17:19 Владельцы подлежащих сносу павильонов в Москве написали письмо Путину Бизнес, Вчера, 17:14 Адвоката Евгении Васильевой задержали во Внуково Общество, Вчера, 16:58 Число российских туристов в Турции сократилось более чем в десять раз Общество, Вчера, 16:43 В Чечне в районе Ханкалы подорвался контрактник Общество, Вчера, 16:43 Сирийская война: почему не стоит рассчитывать на новые переговоры Леонид Исаев арабист, старший преподаватель Высшей школы экономики Мнение, Вчера, 16:37 СМИ опубликовали видео сближения эсминца США с российским кораблем Политика, Вчера, 16:18 «Ревизорро» назвали лучшим журналистским расследованием на премии ТЭФИ Технологии и медиа, Вчера, 16:13 В Петербурге возбудили дело против директора детского лагеря Общество, Вчера, 16:01 Сбербанк выбрал нового главу своего корпоративно-инвестиционного бизнеса Финансы, Вчера, 15:54 Правительство предложило разрешить расчет в валюте в игорных зонах Общество, Вчера, 15:51 Власти Москвы опубликовали новый список подлежащих сносу павильонов Бизнес, Вчера, 15:24 Европарламент призвал Британию «немедленно» выйти из ЕС Политика, Вчера, 15:10 Россия заявила об опасном сближении эсминца США с российским кораблем Политика, Вчера, 15:04 Брэнсон раскрыл потери своего бизнеса после британского референдума Бизнес, Вчера, 14:54 Инвесторы после Brexit начали скупать российские евробонды Финансы, Вчера, 14:52 Москва заявила о давлении ЦРУ и ФБР на российских дипломатов Политика, Вчера, 14:45 ЦБ не увидел больших проблем для России в связи с Brexit Экономика, Вчера, 14:26 Японские истребители перехватили над Тихим океаном российские Ил-38 Политика, Вчера, 14:23 Участника «гонки» с полицией отправили красить забор на детской площадке Общество, Вчера, 14:15 Арестованный экс-глава «РусГидро» переизбран в совет директоров «Квадры» Бизнес, Вчера, 14:14 Мэр Лондона потребовал большей автономии после референдума по Brexit Политика, Вчера, 13:55 Суд оштрафовал виолончелиста за несанкционированную акцию в Москве Политика, Вчера, 13:50 Кремль объявил о назначении нового главы службы безопасности президента Политика, Вчера, 13:46 Потерянное дно: почему российская экономика не поддержала оптимистов Сергей Алексашенко старший научный сотрудник Института Брукингса (Вашингтон, США) Мнение, Вчера, 13:40 ЦБ запустил сайт для голосования за дизайн купюр в 200 и 2000 руб. Финансы, Вчера, 13:36 «Газпром» в июне поставил рекорд по экспорту газа Бизнес, Вчера, 13:33 Эксперты назвали российские облигации «убежищем» в условиях Brexit Экономика, Вчера, 13:18 Собянин объявил о сносе еще более 100 павильонов в Москве Общество, Вчера, 13:13 Анкара отказалась платить компенсацию за сбитый Су-24 Политика, Вчера, 13:04 Под Иваново молоковоз столкнулся с маршруткой Общество, Вчера, 13:02 Кремль назвал послание Эрдогана Путину «очень важным шагом» Политика, Вчера, 12:59 Глава британского Минфина предупредил о повышении налогов после Brexit Экономика, Вчера, 12:52 В Петербурге задержали замглавы управления Росавтодора Общество, Вчера, 12:49 Бывший президент Татарстана увидел в законе Яровой «предвыборный угар» Политика, Вчера, 12:47 Курс евро на сегодня  вчера, 12:46 EUR ЦБ 71.7117 -0.2303 Курс доллара на сегодня  вчера, 12:46 USD ЦБ 64.8095 -0.2493 Шотландия и Гибралтар начали обсуждать варианты сохранения членства в ЕС Политика, Вчера, 12:22 В России в 2018 году заложат новейшую неатомную подлодку Политика, Вчера, 12:17 Бывшего замглавы Росморречфлота обвинили в мошенничестве на 60 млн руб. Общество, Вчера, 12:06 Часы Cartier в Великобритании подешевели на $15 тыс. после референдума Общество, Вчера, 11:46 В России впервые возбудили уголовное дело из-за закона об «агентах» Политика, Вчера, 11:45 Чистая прибыль ВТБ с начала 2016 года составила 1,8 млрд руб. Финансы, Вчера, 11:38 Как это сделать: назначить самому себе зарплату Ольга Аввакумова эксперт сервиса «Контур.Эльба» компании «СКБ Контур» Мнение, Вчера, 11:38 На юго-востоке Турции рядом с полицейским автомобилем прогремел взрыв Политика, Вчера, 11:26 Хедж-фонды поставили на дальнейшее падение фунта Финансы, Вчера, 11:18 Фондовые рынки потеряли $3 трлн после Brexit Финансы, Вчера, 11:05 США депортировали в Россию разыскиваемого с 1998 года подозреваемого Общество, Вчера, 11:04 Белых назвал свое задержание «подставой» Политика, Вчера, 10:49 В Испании по подозрению в отмывании денег задержаны несколько россиян Общество, Вчера, 10:41 Биржевой курс доллара опустился ниже 65 руб. Финансы, Вчера, 10:35 Главу Российского авторского общества задержали после ночного допроса Технологии и медиа, Вчера, 10:14 IKEA отзовет 29 млн комодов в США из-за гибели трех детей Бизнес, Вчера, 09:51 В Госдуме предложили ввести уголовное наказание за «дискредитацию России» Политика, Вчера, 09:51 Эксперты предсказали убытки АЗС из-за рекордных биржевых цен на бензин Экономика, Вчера, 09:23 Жительница США отсудила у Microsoft $10 тыс. за обновление до Windows 10 Технологии и медиа, Вчера, 09:17 Елизавета II пошутила в ответ на вопрос о своем самочувствии Политика, Вчера, 08:47 Вылетевший из Екатеринбурга в Анапу Boeing вернулся из-за неисправности Общество, Вчера, 08:20 Власти запретили детский лагерь на острове под Владивостоком Общество, Вчера, 08:00 В Дагестане обнаружили взорванный автомобиль с телами двух мужчин Общество, Вчера, 07:20 Литва призвала не ослаблять санкции против России после Brexit Политика, Вчера, 06:33 Банк Китая понизил юань до минимального значения за пять с половиной лет Экономика, Вчера, 05:53 Президент Аргентины попросил Месси остаться в сборной Общество, Вчера, 05:51 Минэкономики предложило передать обмен водительских прав МФЦ Общество, Вчера, 04:48 Volkswagen направит $15 млрд на урегулирование «дизельного скандала» Бизнес, Вчера, 04:44 СМИ сообщили об изъятых по делу Внешпромбанка килограммах драгоценностей Финансы, Вчера, 03:41 Госдеп подтвердил проблемы с американскими дипломатами в России Политика, Вчера, 02:27 Скончался актер Бад Спенсер Общество, Вчера, 02:20 Завод по производству картофеля фри построят в России вопреки санкциям Бизнес, Вчера, 01:51 СМИ узнали о возможной продаже доли МТС в узбекском сотовом операторе Технологии и медиа, Вчера, 01:27 Турция заявила о готовности выплатить компенсацию за сбитый Су-24 Политика, Вчера, 01:13 Во Франции восстановили самописец разбившегося лайнера EgyptAir Общество, Вчера, 01:08 Семь месяцев в ссоре: сколько Россия и Турция потеряли на конфликте Экономика, Вчера, 00:57 Порошенко прокомментировал извинение Эрдогана в послании Путину Политика, Вчера, 00:35 Гибкий союз или супергосударство: что решит первый саммит ЕС после Brexit Политика, Вчера, 00:35 Исход из Лондона: куда может переместиться главный финансовый хаб Европы Финансы, Вчера, 00:29 В Йемене десятки человек погибли в результате атак ИГИЛ Политика, 27 июн, 23:55 Fitch понизило рейтинг Великобритании после Brexit Экономика, 27 июн, 23:32 В Москве избили актера сериала «Интерны» Общество, 27 июн, 23:18 В Анапе скончался экс-чемпион мира по боям без правил Амар Сулоев Общество, 27 июн, 23:04 Эрдоган предсказал быстрое улучшение отношений с Россией Политика, 27 июн, 22:46 Кадыров призвал Турцию возместить ущерб за сбитый Су-24 Политика, 27 июн, 22:45 Акции европейских компаний продолжили падение Финансы, 27 июн, 22:35 Как это работает: сколько приносит гостевой дом в Крыму Свое дело, 27 июн, 22:06 «Газпрому» создали условия для выигрыша одного из крупных месторождений Бизнес, 27 июн, 22:03 Поклонская согласилась перейти в Госдуму в случае избрания Политика, 27 июн, 21:53 «Большая четверка» сотовых операторов попросила отклонить закон Яровой Технологии и медиа, 27 июн, 21:46 S&P понизило рейтинг Великобритании на две ступени Экономика, 27 июн, 21:33 Россия и Грузия договорились об освобождении ряда граждан двух стран Политика, 27 июн, 21:30 Суд вернул в МВД материалы о нападении экс-чиновника на девушку на Арбате Общество, 27 июн, 21:23 Майские данные по ВВП оказались «сильно хуже ожиданий» Экономика, 27 июн, 20:42 Аналитики Bank of America повысили оценку акций «Яндекса» на 18% Технологии и медиа, 27 июн, 20:23 В Европе поприветствовали возможное вступление Шотландии в ЕС Политика, 27 июн, 20:14 Россия передала Франции материалы о кoррупции в IAAF Общество, 27 июн, 19:46 Российские банкиры останутся в Лондоне после Brexit Финансы, 27 июн, 19:26 В Еврокомиссии снизят использование английского языка в выступлениях Политика, 27 июн, 19:21 В Турции возобновили дело против подозреваемого в убийстве пилота Су-24 Политика, 27 июн, 19:05 Никита Белых дал первое после ареста интервью в СИЗО «Лефортово» Политика, 27 июн, 18:51 В Союзе туриндустрии извинения Эрдогана встретили «визгом радости» Общество, 27 июн, 18:44 Адвокат обжаловал арест экс-главы «РусГидро» Политика, 27 июн, 18:18 Ужесточение нормативов ЦБ обойдется банкам в полтриллиона рублей Финансы, 27 июн, 18:11 Бизнес-омбудсмен вступился за арестованного экс-главу «РусГидро» Бизнес, 27 июн, 18:08 СМИ рассказали о жалобах дипломатов США на российские спецслужбы Политика, 27 июн, 18:00 Адвокаты обжаловали арест губернатора Никиты Белых Политика, 27 июн, 17:52 Российский суд вернул украинской компании нефтебазу в Крыму Общество, 27 июн, 17:49 Турция заявила о договоренности с Россией об улучшении отношений Политика, 27 июн, 17:37 Анкара анонсировала переговоры глав МИД России и Турции в Сочи Политика, 27 июн, 17:30 «Единая Россия» утвердила свой список на выборах в Госдуму Политика, 27 июн, 17:14 Источники в Турции подтвердили извинения Эрдогана за сбитый Су-24 Политика, 27 июн, 17:10 Инвесторы назвали новые объекты для вложений после Brexit Экономика, 27 июн, 16:51 Миронов предложил заменить чиновников на их «успешных» жен Политика, 27 июн, 16:38 СМИ сообщили о задержании президента АО «Евразийский» Общество, 27 июн, 16:31 Власти Подмосковья предложили изымать объекты долгостроя без суда Бизнес, 27 июн, 16:26 Хорватия обойдет Британию по привлекательности паспорта после Brexit Общество, 27 июн, 16:20 Эрдоган в послании к Путину извинился за сбитый Су-24 Политика, 27 июн, 16:10 Двигатель севшего в Москве самолета отказал из-за попадания птицы Общество, 27 июн, 16:06 Бывшего премьера Молдавии приговорили к девяти годам тюрьмы Политика, 27 июн, 15:54 Авторские полмиллиарда: в чем подозревается Российское авторское общество Технологии и медиа, 27 июн, 15:39 «Справедливая Россия» включила в список на выборы только половину фракции Политика, 27 июн, 15:30 В Подмосковье перевернулся автовоз с автомобилями BMW Общество, 27 июн, 15:25 Самолет с отказавшим двигателем благополучно приземлился в Домодедово Общество, 27 июн, 15:15 Минобороны ответило на слова об «экзистенциальной угрозе» России для США Политика, 27 июн, 15:15 Игоря Сечина не включили в совет директоров «РусГидро» Бизнес, 27 июн, 15:12 Развилка для блокчейна: как сообщество Ethereum решит проблему утечки Микаэл Горский основатель и генеральный директор издательской группы «Точка» Мнение, 27 июн, 15:07 АФК «Система» купит у государства 17% своей «дочки» в Индии Технологии и медиа, 27 июн, 15:00 Суд отклонил прошение брата Навального об условно-досрочном освобождении Политика, 27 июн, 14:51 Путин назвал «Единую Россию» точкой сборки страны Политика, 27 июн, 14:38 ФСБ займется делом об избиении оппозиционных активистов в Петербурге Политика, 27 июн, 14:36 Турция и Израиль договорились о восстановлении отношений Политика, 27 июн, 14:32 Лужков стал доверенным лицом кандидата в депутаты Госдумы от Крыма Политика, 27 июн, 14:22 Пассажирский самолет приготовился к аварийной посадке в Домодедово Общество, 27 июн, 14:17 Водителя ударившего девушку экс-чиновника арестовали на 15 суток Общество, 27 июн, 14:04 Володин стал единственным чиновником Кремля в партсписке единороссов Политика, 27 июн, 14:02 Европа 2.0: почему Евросоюзу нужны новые политики Ярослав Шимов историк Мнение, 27 июн, 13:48 Советы по правилам: Госдума узаконила статус инвестиционных консультантов Деньги, 27 июн, 13:48 Поклонскую включили в список кандидатов в депутаты Госдумы Политика, 27 июн, 13:47 Премию Дода предложили разделить между акционерами «РусГидро» Бизнес, 27 июн, 13:35 В Кирове назначили исполняющего обязанности губернатора вместо Белых Политика, 27 июн, 13:33 СКР завершил расследование дела экс-главы «Роснано» Технологии и медиа, 27 июн, 13:31 В доме главы Российского авторского общества начались обыски Технологии и медиа, 27 июн, 13:25 Шведский SEB AB назвал рубль привлекательной валютой на фоне Brexit Финансы, 27 июн, 13:24 В Московской области автобус столкнулся с грузовиком Общество, 27 июн, 13:13 Nordgold изменил юрисдикцию с Нидерландов на Великобританию Бизнес, 27 июн, 13:09 Власти Украины ответили на сообщения о проблемах с электроэнергией Экономика, 27 июн, 13:07 Матвиенко предрекла прекращение санкций ЕС в нынешнем виде до конца года Политика, 27 июн, 12:52 Кремль заявил о «непредсказуемом времени» после референдума по Brexit Политика, 27 июн, 12:51 СМИ узнали о продаже оружия ЦРУ для сирийских повстанцев на черном рынке Политика, 27 июн, 12:47 Против экс-советника заммэра Москвы завели дело после конфликта на Арбате Общество, 27 июн, 12:43 Координатор блокады Крыма отверг обвинения в подготовке диверсии Общество, 27 июн, 12:29 «Аэрофлот» занял второе место по онлайн-продажам Бизнес, 27 июн, 12:17 Адвокат Белых заявил о невыдаче разрешения на встречу с подзащитным Общество, 27 июн, 12:08 Премьер-министр Латвии заявил о борьбе за «души» русскоязычного населения Общество, 27 июн, 12:01 В Российское авторское общество пришли с обыском Технологии и медиа, 27 июн, 11:59 Brexit и будущее Европы: основные риски Джордж Сорос Председатель правления Института «Открытое общество» (Фонда Сороса) Мнение, 27 июн, 11:55 ВЭБ продаст за долги построенный к Олимпиаде отель Radisson Blu Бизнес, 27 июн, 11:18
26 окт 2015, 09:00
Светлана Рейтер, Александра Галактионова
Марат Хуснуллин — РБК: «Будем строить метро вопреки всему»
Заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин  Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Расширение метро в Москве уже нельзя остановить: прокопаны тоннели, вложены десятки миллиардов рублей, рассказал в интервью РБК заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин

«Мы пошли на риск и абсолютно не жалеем»

— В 2011 году вы задекларировали новые темпы строительства метрополитена: по плану должны были построить 78 станций и 160 км линий до 2020 года. Должны были открывать около десяти станций в год, но на практике за четыре года открыли всего 15. Почему так произошло?

— Когда принималось решение о темпах строительства, у нас не было проектно-сметной документации в полном объеме и мы могли продлевать только уже существующие линии. Новые линии, которые дают больший ввод станций, мы начали строить позже, но сейчас по ним ведется полноценная работа. У нас, может быть, произошла сдвижка по годам в первые три-четыре года строительства, но начиная с 2016-го мы будем сдавать более 20 км в год. А 20 км — это примерно 10 станций.

— Раньше в городе открывали одну станцию в пять лет.

— Мы за пять лет построили 12% от всего метро, которое было построено в предыдущие 80 лет.

— Москва была готова к таким темпам?

— Нет.​

— Тем не менее вы пошли на риск?

— Мы пошли на риск, о чем абсолютно не жалеем. Считаю, что он себя оправдал.

— Но финансовая ситуация не самая легкая. Как вы собираетесь с этим справляться? Финансирование на метро может быть урезано?

— Нет, никакого секвестра не будет. Я поясню: мы настолько глубоко зашли в метро, что нам уже нельзя останавливаться. Мы прокопали тоннели, вложили туда десятки миллиардов рублей, то есть сегодня метро уже нельзя бросать. И делать этого мы не будем. Недавно мы приняли очередную трехлетнюю адресно-инвестиционную программу (АИП) [до 2018 года], и из средств, выделяемых на развитие транспортной инфраструктуры [это 70% всей АИП], более половины — финансирование строительства метро.

— Сколько выделено денег на этот год?

— Порядка 130 млрд руб. Мы в этом году уже ввели участок от «Жулебино» до «Котельников» и открыли новую станцию «Котельники», до конца года планируем ввести еще одну новую станцию — «Технопарк» на Замоскворецкой линии, она обеспечит шаговую доступность к тому участку ЗИЛа, где активно ведется реновация. Завершим до конца года строительную часть первых двух станций в Новой Москве — «Румянцево» и «Саларьево». Но основные деньги пойдут на ввод станций следующего года.

— Стройкомплекс планировал потратить за три года 323 млрд руб., а потратили в итоге 411 млрд руб. за четыре года.

— Мы потратили больше потому, что строим больший объем: к 2020 году мы будем гарантированно иметь порядка 135,75 км линий метро и восемь депо. И мы полноценно запустим для пассажиров Малое кольцо железной дороги (МКЖД)  — это еще 54 км. Пассажирский путь МКЖД мы рассматриваем как полноценное наземное метро, которое будет интегрировано с подземкой. Если это все сложить, то получится, что суммарный ввод до 2020 года составит 180–190 км линий, то есть мы значительно превысим ранее заявленные объемы.

— Раньше в Москве строили станции глубокого заложения. С вашим приходом картина изменилась: строят станции мелкого заложения. Это связано с экономией?

— Да. Станция глубокого заложения стоит 8–9 млрд руб., мелкого — в два раза дешевле. Мы экономим за счет мелкого заложения, перешли на строительство типовых станций, но с индивидуальной отделкой. Если посмотрите, у нас все станции метро очень красивые: это наша «фишка». В Москве самое красивое метро в мире, каждая станция — шедевр, а поддержание станций в таком виде — это лишь 2–3% удорожания стоимости.

Кто руководит строительством в Москве

В Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы входят департамент строительства, департамент градостроительной политики, комитет по архитектуре и градостроительству, департамент развития новых территорий и ряд других органов. Марат Хуснуллин не возглавляет ни один из этих органов, но курирует их все на правах заместителя мэра.

Подводя итоги работы комплекса за 2014 год, он заявил, что приоритетами являются стабилизация развития центра города, сохранение архитектурного облика, сбалансированное развитие территорий, формирование общественных пространств, полицентричность, развитие промзон, совершенствование транспортной инфраструктуры, а также снижение административных барьеров в строительстве и сокращение стоимости строительства.

За 2014 год в Москве было введено в строй 8,8 млн кв. м недвижимости, в том числе 3,2 млн кв. м жилья, открыты три новые станции метро, построено 86 км новых дорог.

«На работу надо брать людей с реализованными проектами»

— Почему было принято решение выбрать единого генподрядчика по строительству метро — ОАО «Мосинжпроект», стопроцентную «дочку» правительства Москвы, в котором вы возглавляете совет директоров?

— Рынок метростроения был монополизирован, и эта одна из причин, почему строительство метро в Москве стоило так дорого. В городе работал один проектный институт, который держал все права, — «Метрогипротранс». Больше никто не мог проектировать: никого не пускали в эту тему. Они реально нам диктовали цену, говорили: «Проектирование будет стоить столько-то».

И вообще, у нас в стране не было нужного количества проектировщиков и метростроителей. Нужен был единый оператор строительства метро. Им стал «Мосинжпроект».

— Почему? У них был опыт в строительстве подземных коллекторов, насколько я понимаю.

— Нужна была базовая организация, которая способна выполнить роль управляющей компании.

— Почему не «Метрогипротранс»? Потому что частная компания?

— Потому что частная компания, потому что мы не договоримся по цене и всегда будем зависимы. Допустим, мы о чем-то не договорились, на годы ушли в судебные разбирательства, а метро-то нужно строить.

— «Мосинжпроектом» руководит ваш давний знакомый по Татарстану Константин Матвеев. С чем было связано его назначение?

— Есть очень простое объяснение: на работу надо брать людей, у которых есть за спиной реализованные проекты. Константин Матвеев, работая в Татарстане, построил нефтехимический завод. Когда он впервые пришел на эту площадку, начал с вырубки кустарников — через 3,5 года на этой площадке работал завод, который выдавал продукцию стоимостью 200 млрд руб. Под его руководством в течение небольшого для такого масштаба работ срока был реализован один из крупнейших проектов не только в регионе, но и во всей стране. За последние 25 лет страна таких заводов не строила. [Выручка ТАНЕКО в 2014 году составила 37,5 млрд руб. по сравнению с 20,7 млрд руб. в 2013-м.]

— Вы же понимали, что каждый журналист, который к вам будет приходить, будет спрашивать, почему вы взяли на работу своего знакомого? Нет ли в этом конфликта интересов?

— А я прямо говорю: взял, потому что это опытный руководитель, профессионал, за плечами которого реализованный проект, вот этот завод. Тем более что видел собственными глазами, как работает этот человек, потому что я был руководителем штаба строительства этого завода, потому что видел, что Матвеев способен управлять коллективом из 15 тыс. человек и грамотно руководить работой генерального подрядчика.

— Еще один вопрос по вашим знакомым из Татарстана. Вы ведь знакомы с председателем совета директоров татарской группы компаний ИНВЭНТ Эльбиком Сафаевым и главой «Сетевой компании» Ильшатом Фардиевым, который покровительствует ИНВЭНТу?

— Эльбик Сафаев работал в «Татэнерго», построил самый крупный и самый современный в стране завод по производству кабелей и завод по производству электрооборудования. Ильшат Фардиев в свое время работал генеральным директором «Татэнерго», я был его заместителем. Мы «Татэнерго» превратили в процветающую компанию. О том, что Фардиев имеет какое-то отношение к ГК «ИНВЭНТ», слышу в первый раз.

— Компании группы ИНВЭНТ за последние два года выиграли тендеры больше чем на 3,1 млрд руб.

— Чтобы вы понимали, у нас объем адресной инвестиционной программы на строительство метро — порядка 400 млрд руб. И я на самом деле до поставщиков просто физически не могу дойти. Вы мне называете компании, а я про них даже не слышал.

«Мосметрострой» находится в предбанкротном состоянии»

— Согласно базе данных СПАРК у «Мосметростроя», одного из главных строителей метро, кредиторская задолженность 29,5 млрд руб. превышает выручку. Вам об этом известно?

— Это еще один ответ, почему их не рассматривали в качестве генподрядчика. Когда мы стали проверять строительные компании, выяснилось, что «Мосметрострой» находится в предбанкротном состоянии. Не знаю, кто решился бы повесить государственную программу строительства метро на банкрота. У них оказалась огромная дыра в балансе, причем она была организована прежними владельцами.

— Как это получилось?

— Мы, честно говоря, не знаем. Новый владелец «Мосметростроя» [глава «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев], спасибо ему, активно занимается решением проблемы, пытается эту дыру закрыть. Он лично ездит на планерки, пытается компанию вытащить. Для нас, конечно, было бы очень хорошо, если бы был оператор, который мог бы осваивать по 50 млрд руб. в год. Но я еще раз говорю: в стране априори нет таких сил.

— Правда ли, что из-за этой дыры в «Мосметрострое» скоро пройдет реструктуризация задолженности за счет изменения структуры собственности компании: 49% отойдет группе ВТБ, правопреемнику Банку Москвы, 2% получит «Мосинжпроект», а еще 49% останутся у Бокарева?

— Ходят разные разговоры, но решения на сегодняшний день пока нет. Единственное, я могу сказать точно, — город заинтересован в сохранении профессионального подрядчика, поэтому мы все для этого делаем.

— А в капитал входить будете?

— Мы в капиталы входить не заинтересованы. Вообще, чтобы понимать, задача «Мосинжпроекта» — еще и подстраховать. Яркий пример — Кожуховская линия. У нас там строил УСК «МОСТ», у него не складывается экономика, он не умеет строить метро, но очень хороший тоннельщик. Он поработал с нами два-три года, не набрал компетенций, менеджмент не смог сработать. «Мосинжпроект» был вынужден забрать станции на Кожуховской линии и будет запускать их самостоятельно. А если бы «Мосинжпроекта» не было? Мы могли бы с ними судиться, разбираться, и неизвестно, сколько бы это тянулось. А стройка бы стояла.

Заместитель мэра по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин Фото: Юрий Мартьянов/Коммерсантъ

— Строители, с которыми мы общались, жаловались на задержку проектной документации. Из-за задержек получается так, что сначала платится аванс в полном объеме, затем смета пересчитывается, опускается вниз и подрядчик вместо положенного ему рубля, на который он рассчитывал, получает 85 копеек и уходит в минус.

— На это жалуются всегда. Вопрос цены — вечный вопрос.

— Не получится так, что через два-три года подрядчики обанкротятся и строить метро будет некому?

— Мы этого не допустим — вопреки всему метро будет построено, поэтому мы не позволим подрядчикам обанкротиться. Тут нельзя однозначно сказать, кто прав, а кто виноват. Есть недочеты «Мосинжпроекта», есть ошибки, которые выявляют в процессе работы. Приведу простой пример: когда строили станцию «Парк Победы», наткнулись на коллектор, которого не было в проектно-сметной документации. Пришлось переделывать, а пока переделываешь и заново смету делаешь, простой кто оплачивает? Мы примерно представляем, за сколько мы строим метро. У нас цены, конечно, выше, чем у китайцев, но ниже, чем у всех остальных в мире, а китайцы строят дешевле в силу целого ряда обстоятельств.

— А Китайская железнодорожная строительная корпорация (China Railway Construction Corp.) приедет к нам строить ветку метро в «Коммунарку», как собиралась год назад?

— Они очень хотят приехать, а мы хотим их взять, но весь вопрос в нестабильности курса рубля. Мы с ними все отработали, технически разделили: что будут делать они, что будем делать мы. Примерно 60% работы они готовы взять на себя, причем со своим финансированием. Единственный вопрос — закрепиться на каком-то курсе рубля.

— Можете прокомментировать историю с хищением 313 млн руб. при строительстве «Шипиловской»?

— Контракт, о котором идет речь, был заключен в 2007 году департаментом экономической политики и развития Москвы. В 2011 году станция была сдана. «Метрохолдинг» был одним из субподрядчиков «Трансинжстроя». Какие у них там внутренние проблемы и у кого что похитили — разберутся правоохранительные органы. К правительству Москвы это не имеет никакого отношения.

«Алабяно-Балтийский тоннель к запуску готов»

— В августе вы говорили о том, что стройкомплекс планирует привлечь около 50 млрд руб. частных инвестиций на строительство участков Северо-Восточной хорды — дороги, которая соединит по периферии юго-восток и север Москвы. Есть ли уже потенциальные инвесторы? Когда пройдут концессионные конкурсы?

— Деньги на проектирование хорды заложены в бюджете, участок новой магистрали от Щелковского шоссе до шоссе Энтузиастов уже строится на бюджетные средства. Вложения инвесторов, возможно, потребуются для завершения строительства всей хорды. Но стройкомплекс не занимается проведением концессионных конкурсов: это сфера ответственности комплекса экономической политики и имущественно-земельных отношений Москвы.

— Вы также говорили, что принципиальное решение о передаче Северного речного порта в собственность города принято. Завершено ли оформление документов? Когда начнется реконструкция порта?

— Порт пока не передан на баланс города, сейчас идет оформление документов. Как только этот процесс завершится, мы приступим к разработке технического задания на реставрационные работы. Северный речной вокзал — роскошный памятник архитектуры, его давно требуется привести в порядок. Но говорить о сроках начала и завершения реконструкции и подробностях ее финансирования пока преждевременно.

— Когда откроют полноценное движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю? Была ли подсчитана полная стоимость строительства?

— Движение запустим до конца текущего года, город прилагает к этому все усилия. Технически Алабяно-Балтийский тоннель к запуску уже готов. Но точную дату запуска назвать пока не можем, потому что идет процесс оформления документов. Ситуация нестандартная и зависит от большого числа контролирующих органов.

— Давно обсуждается, что апартаменты законодательно хотят приравнять к жилью, но, когда это будет, неизвестно. На какой стадии обсуждение? Какая позиция по этому вопросу у стройкомплекса?

— В целом эта идея для Москвы правильная. У нас апартаменты используют не как временное жилье, а как постоянное, и это порождает проблемы: нельзя зарегистрироваться по месту жительства, нет социальной инфраструктуры в шаговой доступности и так далее. Поэтому мы планируем там, где это возможно, придавать апартаментам статус жилья, но массового их перевода в жилую категорию ждать не стоит. Вопрос о статусе каждого объекта будет рассматриваться индивидуально. Придавать статус жилья можно только тем апартаментам, где есть технологическая возможность и социальная инфраструктура.

— Вы собираетесь продолжать привлекать частных инвесторов к строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в районе строящихся станций метро?

— Микаил Шишханов [представитель его компании «Интеко» не подтвердил интерес к проекту] заинтересован в сотрудничестве: он готов участвовать в проектировании нескольких ТПУ. Если есть какие-то инвесторы, у которых объекты недвижимости в зоне строительства наших ТПУ, мы им сразу предлагаем как минимум принимать участие в подготовке технического задания. Мы говорим: приходите, мы планируем то-то и то-то. У Шишханова рядом со станцией «Аминьевское шоссе» в собственности есть огромный участок с выданным разрешением на строительство офисного центра.

— А договоренность есть уже какая-то?

— Понятийная договоренность есть, в рабочей группе Шишханов участвует, его менеджеры смотрят, как готовится техническое задание на проектирование ТПУ, свои предложения вносят.

— Кто еще проявлял интерес к этой теме?

— Все крупные девелоперские компании. Очень активно занимается этим вопросом Самвел Карапетян [владелец группы «Ташир»]. В этом году мы несколько площадок выставим на конкурс.

— А конкурс когда будет?

— Я думаю, до конца месяца могут пройти первые конкурсы.

— Разговоры о том, что вы «Мосинжпроект» делаете под себя и собираетесь впоследствии пересесть в кресло директора, насколько реальны?

— Все это слухи. Никогда об этом не думал. Я люблю свою работу.

Путешествие из Татарстана в Москву

Марат Хуснуллин родился в 1966 году в Казани, после школы поступил в Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «экономика». Во время учебы работал в институте лаборантом, обслуживая опытные установки. В 1984 году Хуснуллина призвали в армию, и он окончил институт лишь после демобилизации, в 1990 году. В 1987–1995 годах был главным бухгалтером и председателем казанского строительного кооператива «Темп», затем — до 2000 года — возглавлял еще две фирмы.

В 1999 году Хуснуллина избрали депутатом Госсовета Татарстана. В 2001-м он отказался от мандата и был назначен министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства республики. В 2010 году его перевели на работу в Москву, где назначили руководителем департамента городского строительства и заместителем мэра по вопросам градостроительной политики. С поста главы департамента Хуснуллина почти сразу сняли, а должность заместителя мэра он занимает до сих пор.

Хуснуллин женат, у него трое детей. В интервью газете «Ведомости» в 2013 году он рассказал, что живет в центре Москвы и ходит на работу пешком. «Но я предпочитаю жить за городом, потому что вырос и всю жизнь жил в своем доме», — добавил заммэра.

Читайте далее:

Расследование РБК: кто зарабатывает на строительстве московского метро