Перейти к основному контенту
Как это работает ,  
0 

Как это работает: сколько приносит цветочный магазин

Два года назад предприниматель Артем Колпаков открыл студию по продаже букетов без роз. Сейчас продажа цветов приносит ему выручку порядка 7 млн руб. в год, но большой прибыли он не имеет
Предприниматель Артем Колпаков
Предприниматель Артем Колпаков (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

Финансист по образованию, Колпаков десять лет посвятил миру денег, но в конце 2013 года решил резко сменить сферу деятельности, открыв цветочный магазин. Чтобы выделиться на конкурентном столичном рынке, он решил делать букеты без роз. За два года работы ему удалось выйти на ежемесячный оборот 550–650 тыс. руб. Успех его салона во многом связан с успешными продажами через интернет и корпоративными заказами.

«Почему без роз?»

Колпаков признается, что этот вопрос ему задают часто. «Я сам люблю розы, я просто не люблю примитивные букеты», — объясняет предприниматель свой подход к бизнесу. Ему часто приходится объяснять это клиентам, убеждать их, что букеты без роз — оригинальные и красивые. В один из первых дней работы — в феврале 2014 года — в салон «Букеты без роз» в Луковом переулке вошел дорого одетый человек, вспоминает Колпаков. «Что? Да у вас нет роз?» — разочарованно заявил клиент с порога и уже развернулся, чтобы уйти. «Но я его заинтересовал, и в результате он купил сборный букет за 5 тыс. руб.», — вспоминает владелец салона. Первый успешный опыт убедил Колпакова, что его бизнес будет работать.

Помещение в 25 кв. м в Луковом переулке предприниматель искал достаточно долго. Цены на аналогичные площади в центральных районах — Тверском или Арбатском — зашкаливали за 350 тыс. руб. в месяц, поэтому Колпаков остановил свой выбор на небольшой мансарде на втором этаже супермаркета в Луковом переулке, неподалеку от Чистых прудов (оно обходится салону «Букеты без роз» в 100 тыс. руб. в месяц). «Нам понравилось, что это центр, что здесь много света, большие окна, — объясняет выбор Колпаков. — Тем не менее мы хоть и близко от метро, но находимся в офисной зоне, где очень мало жилых домов, поэтому в выходные здесь все вымирает». Ремонт помещения (окраска стен, настил пола, проведение дополнительного отопления) обошелся в 700 тыс. руб.

Букеты без роз

1,23 млн руб. — первоначальные вложения в открытие салона

2,5 тыс. руб. — средний чек

150 букетов продает салон в месяц (без учета праздников и корпоративных заказов)

530–650 тыс. руб. — ежемесячная выручка

30% — доля корпоративных заказов

6,8 млн руб. — выручка в 2014 году

Источник: данные компании.

На закупку оборудования — прежде всего холодильной камеры для хранения цветов — ушло еще 300 тыс. руб. Готовых решений, подходящих под помещение салона «Букеты без роз», на рынке не нашлось, поэтому холодильную камеру пришлось строить специально. «Мы этим долго занимались, сначала выбирали поставщиков, потом подбирали режим работы компрессора, — рассказывает Колпаков. — Температура в камере должна быть стабильной — рекомендовано 4–5º, но мы протестировали — у нас замерзают цветы в такой холод, поэтому остановились на 7–8º». С поиском компетентных флористов за адекватные деньги предпринимателю также пришлось помучиться. По его словам, зарплата флориста в Москве колеблется от 30 тыс. до 70 тыс. руб. в месяц. «Уровень запросов зависит от уже выполненных флористом проектов, опыта работы на крупных мероприятиях, а также от самоуверенности», — объясняет Колпаков.

Как это работает: сколько приносит цветочный магазин

Предприниматель решил особо не вкладываться в рекламу салона, а ограничиться неоновой вывеской на торце здания и рекламной стойкой на улице, которые обошлись ему в 50 тыс. руб. «В вечернее время суток наша яркая вывеска была хорошо заметна», — вспоминает Колпаков. Однако фирма-подрядчик, по словам Колпакова, не соблюла какие-то городские стандарты, и через пару месяцев вывеску сняли. «Ночью приехала машина с бригадой монтажников и срезала вывеску, а за стойку мы заплатили штраф», — рассказывает Колпаков. Судиться с государством или взыскивать с горе-подрядчика потери предприниматель не стал. Вместо этого он повесил на здание маленькую вывеску со стороны входа в супермаркет.

Цветочная экономика

Искать поставщиков цветов Колпаков начал, когда в помещении еще шел ремонт. Часть из них он находил через интернет, часть — благодаря знакомствам и разговорам с людьми из индустрии. Всеми закупками Колпаков занимается самостоятельно: только так можно отследить качество цветов и выбрать лучших поставщиков по соотношению цены и качества. Под качеством цветов имеется в виду их внешний вид, свежесть и стойкость — то, сколько времени они не вянут. «Для меня важно смотреть своими глазами, — объясняет предприниматель. — Осматриваешь поставщика, покупаешь у него цветы и смотришь, как они ведут себя, можешь понять, есть ли у него какие-то проблемы с логистикой».

Предприниматель Артем Колпаков
Предприниматель Артем Колпаков

Колпаков работает только с российскими поставщиками, которые привозят цветы от зарубежных производителей, в том числе из Голландии. Поскольку цветы — скоропортящийся товар, то закупает он их маленькими партиями, как минимум два раза в неделю, иногда чаще. «Чтобы заказать цветок, мне нужно как минимум дня три-четыре, обычно неделя», — объясняет Колпаков. По его словам, на закупку цветов в среднем уходит 250 тыс. руб. в месяц, без учета праздников вроде 8 Марта, когда спрос взлетает до небес. Как правило, 3–7% закупленных цветов приходится списывать: «Это то, что не удается продать либо было куплено в плохом качестве».

Как понять, какие цветы закупать? «Никак. Людей, которые за неделю планируют купить конкретный цветок, очень мало, — отвечает Колпаков. — Сегодня у тебя могут идти ромашки, завтра они никому не нужны, а послезавтра они нужны всем. Та же история с другими цветами». Поэтому в салоне всегда есть некий базовый набор цветов, который сработает с наибольшей вероятностью. Ввиду отсутствия роз в него входят хризантема, герминия, лимониум, эустома, альстромерия, а также некоторые виды гвоздики и тюльпана.

Средний чек в магазине «Букеты без роз» — 2–2,5 тыс. руб., в зависимости от сезона. Пики розничных продаж — 1 сентября и 8 Марта. Зимний пик накануне Нового года связан с корпоративными подарками. Колпаков говорит, что благодаря его финансовому прошлому у «Букетов без роз» есть крупные корпоративные заказчики из банковской сферы​, которые приносят около 30% ежемесячной выручки в 530–650 тыс. руб. Для них оформляются мероприятия, поставляются цветы на праздники. Для корпоративных заказов, конечно, действуют скидки, но благодаря тому, что они делаются заранее и стабильны по объему, для салона Колпакова они более выгодны.

Ставка на интернет

После принудительного снятия вывески количество клиентов, заглядывающих в «Букеты без роз» с улицы, упало практически до нуля, признается Колпаков: «С нашей проходимостью у нас не было другого пути, кроме как начать продавать онлайн». У салона уже был свой сайт, и он уже сотрудничал с несколькими агрегаторами по доставке букетов (Flowerr, FlowWow). Сейчас продажи через интернет приносят «Букетам без роз» около 40% выручки. В августе 2015 года Колпаков заключил договор с сетью «Азбука вкуса», чьи клиенты теперь могут сделать предзаказ на доставку цветов на сайте торговой сети.

Онлайн-доставка — набирающий популярность способ для многих цветочных магазинов поднять продажи, рассказал РБК основатель платформы для доставки цветов FlowWow Андрей Макеев. По его словам, многим из них сервисы по онлайн-доставке позволяют сэкономить на аренде в проходном месте в центре города в пользу аренды на окраине и становятся основным каналом продаж. «Благодаря возможностям интернет-доставки многие магазины сейчас тратят гораздо больше денег на сами цветы и флористов, вместо того чтобы тратить их на оплату аренды», — говорит Макеев.

Но работа через интернет требует отдельных расходов на доставку. К цветочным курьерам предъявляются более высокие требования. «Важен внешний вид, умение говорить по-русски, — поясняет Колпаков. — Он должен довезти букет в целости и сохранности, не складывая цветы в пакет». Кроме того, заказы через интернет часто требуют доставку в тот же день, что осложняет работу. Пока Колпаков сотрудничает с несколькими внештатными курьерами, которых отобрал лично, и с одной логистической компанией.

Отказ от роз существенно усложнил задачу с точки зрения бизнеса, признается Колпаков: «Розы обычно не застаиваются, и ты можешь легче рассчитывать на объем продаж. Но мне приятнее делать авторские букеты, чем продавать розы охапками по 101 штуке».

Как устроена цепочка покупки цветов

В цветочной индустрии особую роль играют Нидерланды — страна, которая выращивает почти половину всех срезанных цветов в мире, а также является крупнейшим в мире их дистрибьютором. Через цветочный «хаб» в Аалсмеере ежедневно проходит более 20 млн цветов, где их собирают, упаковывают и продают на торгах, чтобы впоследствии отправить в разные точки мира из близлежащего аэропорта Схипхол.

Большинство производителей цветов из Колумбии, Эквадора и других стран мира имеют долгосрочные контракты на поставку цветов через Нидерланды. Цветы из Нидерландов в Россию попадают через оптовые компании, которые продают цветы сетям и отдельным салонам. Большинство цветов в Россию доставляется в фурах-рефрижераторах, в которых должен поддерживаться особый температурный режим. По данным торговой ассоциации VGB в Аалсмеере, общий объем экспорта цветов из Нидерландов в Россию в первые семь месяцев 2015 года составил €113 млн (около 5% всего цветочного экспорта страны).

В августе 2015 года Россельхознадзор ужесточил правила ввоза цветов из Нидерландов, наложив запрет на импорт цветов, выращенных непосредственно на территории этой страны (по оценкам, это около 30% цветов на российском рынке). Тем не менее, по словам участников рынка, крупные поставщики находят обходные пути — например, переупаковывают и ввозят цветы через Белоруссию.

Кто первым поздравил Путина с победой на выборах. Список лидеров стран

В каких регионах больше всего жителей платят «налог на богатых». Инфографика

ЦБ проведет заседание 22 марта. Что будет с ключевой ставкой

На Масленицу сожгли 22-метровую скульптуру «Черная гора». Видео

Нефть марки Brent дорожает четыре месяцы подряд. Почему так происходит

У российских дилеров появились кроссоверы новой марки Denza. Фото и цены

В Хамовниках нашли 400 артефактов XVIII–XIX веков. Фото

Издательство АСТ выпустит роман Драйзера, который никогда не выходил на русском

Как голосовали на выборах в посольствах и консульствах за границей. Видео

НАТО начало строить крупнейшую военную базу в Европе

Организацию католиков из «Кода да Винчи» обвинили в «современном рабстве»

Здание британского парламента оказалось под угрозой из-за полчищ крыс и «атмосферы разложения»

Акции «Тинькофф» упали на 6% после «переезда» с Кипра. Что будет дальше?

«Газпром» — главная интрига дивидендного сезона. Чего ждать инвесторам?

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 19 марта
EUR ЦБ: 100,24 (+0,27)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
Курс доллара на 19 марта
USD ЦБ: 91,98 (+0,11)
Инвестиции, 18 мар, 17:03
В РАН оценили прекращение Большого адронного коллайдера работы с Россией Политика, 10:19
Как подключить оплату картами за несколько часов РБК и БСПБ, 10:13
В WADA заявили, что Валиевой «пожертвовали» ради защиты других Спорт, 10:12
Пашинян предупредил об угрозе войны с Азербайджаном «в конце недели» Политика, 10:10
Зарплата командира подлодки в России увеличилась до ₽400 тыс. Общество, 10:06
Google Chrome начал отключать cookies. Обзор сookieless-технологий Pro, 10:06
Что генеральный секретарь НАТО обсуждал в Баку, Тбилиси и Ереване Политика, 10:00
Видите в ChatGPT конкурента?
Узнайте, как превратить нейросеть в помощника, в интенсиве РБК Pro
Купить интенсив
СК завел уголовное дело после обрушения на руднике в Амурской области Общество, 09:58
Министр обороны Южной Кореи отказался давать оценки событий в Буче Политика, 09:51
«Европлан» объявил о планах провести IPO на Мосбирже в конце марта Инвестиции, 09:48
По каким фразам в письме клиент поймет, что вам на него плевать Pro, 09:41
Рынок наружной рекламы показал рекордный за пять лет рост Технологии и медиа, 09:30
Попавших под лавину на Камчатке туристов эвакуировали вертолетом Общество, 09:23
Больше не мечта: квартиры, которые сдают раньше срока РБК и ПИК, 09:22