Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 18:08 МСК
Мутко заявил о «подставе» со стороны руководителя общества болельщиков Футбол, 17:37 ИГИЛ взяла ответственность за теракт в Кабуле Политика, 16:32 СМИ опубликовали фотографию мюнхенского стрелка Политика, 16:32 В Крыму при столкновении Ford Focus с колонной БТР погибли два человека Общество, 16:08 В Подмосковье из психоневрологического интерната эвакуировали 500 человек Общество, 15:41 При атаке смертников на демонстрацию в Кабуле погибли более 60 человек Общество, 15:19 В водопроводной воде в Колорадо обнаружили наркотические вещества Общество, 14:49 Савченко допустила возможность диктатуры ради реформ на Украине Политика, 14:23 Вооруженная группа в Ереване отпустила всех заложников Политика, 14:17 Полиция заявила о проблемах с психикой у мюнхенского стрелка Общество, 13:47 Захватившие полицейский участок в Ереване освободили двух заложников Политика, 12:58 СМИ назвали имя предполагаемого стрелка из Мюнхена Общество, 12:30 Мутко назвал доклад Макларена «шокирующим» Рио-2016, 12:00 Власти Турции закрыли более тысячи образовательных учреждений в рамках ЧП Политика, 11:50 Путин выразил соболезнования Меркель в связи с гибелью людей в Мюнхене Политика, 11:03 Захватившие полицейский участок в Ереване отпустят двух заложников Политика, 11:02 Полиция обыскала квартиру подозреваемого в стрельбе в Мюнхене Общество, 10:39 ФСБ начала проверку уголовных дел замглавы московского управления СКР Политика, 10:12 Федор Конюхов завершил кругосветное путешествие с мировым рекордом Общество, 09:58 Пилот пропавшего Boeing отрабатывал резкий уход от маршрута Общество, 09:36 Адвокат сообщил об обыске в квартире автора колонки на сайте «Эха Москвы» Политика, 09:09 На автостоянке в Москве сгорело восемь автомобилей Общество, 08:08 В результате пожара на востоке Москвы погиб один человек Общество, 07:20 Игра Pokemon Go установила рекорд по скачиванию в App Store Технологии и медиа, 07:03 Олланд назвал стрельбу в Мюнхене «террористической атакой» Политика, 06:16 Власти Крыма уточнили число крупных украинских вкладчиков Экономика, 06:05 В Мексике задержали лидера киллеров наркокартеля по прозвищу Русский Общество, 04:53 Полиция рассказала подробности об открывшем стрельбу в Мюнхене Общество, 04:01 Хиллари Клинтон выбрала кандидата в вице-президенты Политика, 03:38 СМИ сообщили о передаче дела против сотрудников СКР военным следователям Общество, 03:25 Полиция в Мюнхене заявила об обнаружении тела предполагаемого стрелка Общество, 02:35 На востоке Москвы произошел пожар в многоэтажном доме Общество, 02:27 Fiat Chrysler отзовет 410 тыс. машин по всему миру Бизнес, 02:07 «Да, я немец, и меня достало»: что случилось в Мюнхене Политика, 01:44 Савченко заявила о готовности стать лидером новой революции на Украине Политика, 01:40 Трамп впервые с мая почти сравнялся по популярности с Клинтон Политика, 00:58 В Москве водитель сбил велосипедиста и выстрелил ему в ногу Общество, 00:26 В Нью-Йорке родился первый ребенок с вирусом Зика Общество, Вчера, 23:45 Количество погибших при стрельбе в Мюнхене увеличилось до девяти человек Общество, Вчера, 23:45 Россия заявила СБ ООН о симптомах готовящейся силовой операции в Донбассе Политика, Вчера, 23:26 Москва столкнулась с сильнейшими с 1998 года ливнями. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 22:55 Число жертв стрельбы в Мюнхене выросло до шести Общество, Вчера, 22:42 Экспорт нефти из США в Европу стал прибыльным Экономика, Вчера, 22:28 В Алеппо погиб российский военнослужащий Политика, Вчера, 21:45 Стрельба в Мюнхене. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 21:38 В Мюнхене эвакуировали железнодорожный вокзал Общество, Вчера, 21:28 Очевидцы рассказали о трех людях с оружием в Мюнхене Общество, Вчера, 21:23 МВД Баварии подтвердило гибель троих человек при стрельбе в Мюнхене Общество, Вчера, 21:06 В сети появилось видео стрельбы в Мюнхене Общество, Вчера, 21:01 Работу метро в Мюнхене приостановили Общество, Вчера, 20:27 СМИ сообщили о 15 погибших в торговом центре Мюнхена Общество, Вчера, 19:57 Полиция Украины назвала основную версию убийства Шеремета Политика, Вчера, 19:57 В независимую комиссию по допингу предложили включить Усманова и Лисина Общество, Вчера, 19:48 Россия объявила о начале восстановления торговых отношений с Турцией Политика, Вчера, 19:35 В торговом центре в Мюнхене произошла стрельба Общество, Вчера, 19:34 Фонд бывшего советника Путина признали иностранным агентом Политика, Вчера, 19:13 Перевозки аэропорта в Нальчике выросли более чем на 200% Общество, Вчера, 19:05 «Аэрофлот» запретил покупать билеты у критиковавшей «Победу» компании Бизнес, Вчера, 18:54 Лукашенко призвал не устраивать беспорядки «как в Армении или Казахстане» Политика, Вчера, 18:54 Эксперты оценили потери телеканалов при неучастии России в Олимпиаде Бизнес, Вчера, 18:52 WADA оценило новое расследование по допингу в России в $1,3 млн Политика, Вчера, 18:36 Эсминец США Ross вошел в Черное море Политика, Вчера, 18:27 «Газпром» начал раскрывать посуточные данные о поставках в Европу Бизнес, Вчера, 17:59 Михаил Горбачев написал письмо президенту МОК Политика, Вчера, 17:45 Генпрокурор Украины заявил об убийстве Шеремета группой лиц Политика, Вчера, 17:39 Кремль потребовал не допустить «политической коррупции» на выборах Политика, Вчера, 17:30 Продажи Apple Watch рухнули на 55% Технологии и медиа, Вчера, 17:21 Лагард предстанет перед французским судом по делу о халатности Общество, Вчера, 17:14 Китай впервые за четыре года отчитался об убытках от инвестиций за рубеж Экономика, Вчера, 17:06 Мосгоризбирком обвинил Зюганова в использовании административного ресурса Политика, Вчера, 16:56 Премьер Болгарии заявил об ажиотаже на границе после переворота в Турции Политика, Вчера, 16:35 В РЖД пояснили инцидент с отцепившимися вагонами поезда Самара — Москва Общество, Вчера, 16:34 Организатора перекрытия моста в Турции полиция нашла в шкафу Политика, Вчера, 16:26 Путин предложил создать независимую комиссию по допингу Политика, Вчера, 16:17 В Киеве попрощались с убитым журналистом Шереметом Общество, Вчера, 15:44 Власти обвинили подрядчика «Зенит Арены» в желании «бесконтрольных» денег Общество, Вчера, 15:26 СМИ опубликовали видео закладки бомбы под автомобиль Шеремета Политика, Вчера, 15:26 Саудовский министр рассказал о выгодах для России при отказе от Асада Политика, Вчера, 15:07 ВЦИОМ договорился о покупке TNS Технологии и медиа, Вчера, 14:49 От поезда Самара — Москва на ходу отцепилась часть вагонов Общество, Вчера, 14:37 Крым продаст 20 объектов Коломойского за 2 млрд руб. Политика, Вчера, 14:33 Порошенко выразил сожаление из-за резолюции Польши о Волынской резне Политика, Вчера, 13:55 Слабости рубля: почему рано бороться с укреплением российской валюты Олег Шибанов, Ольга Щербакова Мнение, Вчера, 13:54 Лавров рассказал об американских условиях сотрудничества по Сирии Политика, Вчера, 13:39 Баффет покинул тройку богатейших людей мира из-за благотворительности Финансы, Вчера, 13:27 ФСБ возбудила дело против татарстанца за финансирование боевиков в Сирии Общество, Вчера, 13:26 Польша отказалась согласовать строительство «Северного потока-2» Бизнес, Вчера, 13:25 Кремль прокомментировал запрет на приватизацию «Башнефти» «Роснефтью» Бизнес, Вчера, 13:18 Малый бизнес научился жить в условиях спада экономики Экономика, Вчера, 13:09 Кремль отреагировал на данные об ударах по используемой США базе в Сирии Политика, Вчера, 13:02 Курс евро на сегодня  вчера, 13:01 EUR ЦБ 71.2513 +0.9491 Курс доллара на сегодня  вчера, 13:01 USD ЦБ 64.627 +0.8897 Вложения глобальных фондов в Россию выросли на $200 млн Финансы, Вчера, 12:50 Две трети россиян указали на отсутствие стабильности в стране Общество, Вчера, 12:44 Адвокатов «приморских партизан» поощрят за оправдательный приговор Общество, Вчера, 12:31 Киевский суд отказался возвращать Дерипаске национализированный завод Бизнес, Вчера, 12:29 ЦБ отозвал лицензии на ОСАГО у двух компаний Финансы, Вчера, 12:28 В Польше учредили день памяти жертв украинских националистов Политика, Вчера, 12:28 Конституционный суд разрешил участникам митингов заклеивать рот Политика, Вчера, 12:15 Россия без Олимпиады: как допинговый скандал изменит российский спорт Евгений Слюсаренко заместитель главного редактора Championat.com Мнение, Вчера, 12:11 Над Бенгальским заливом пропал индийский военный самолет Ан-32 Общество, Вчера, 12:00 МЧС объявило в Москве штормовое предупреждение Общество, Вчера, 11:47 Власти трех стран приостановят поиски пропавшего MH370 Общество, Вчера, 11:24 Власти Москвы отказались согласовать митинг против «закона Яровой» Политика, Вчера, 11:08 Савченко заявила о необходимости просить прощения за погибших в Донбассе Политика, Вчера, 10:58 Дочь бывшего начальника ГРУ назначили замглавы управделами президента Политика, Вчера, 10:53 Процедуру присвоения российского гражданства в Крыму обжаловали в КС Политика, Вчера, 10:43 Forbes назвал самых высокооплачиваемых актеров России Общество, Вчера, 10:21 WSJ сообщила об ударах России по используемой США базе в Сирии Политика, Вчера, 09:55 Pokemon Go официально запустили в Японии Технологии и медиа, Вчера, 09:38 Интересное кино: как работает самая известная кинофабрика страны Бизнес, Вчера, 09:19 Как это сделать: заимствовать чужие идеи для своего бизнеса Евгений Цаплин генеральный директор АО «Телеком-проект», преподаватель ВШЭ Мнение, Вчера, 09:16 ЦБ отозвал лицензию у банка «Кредит-Москва» Финансы, Вчера, 09:03 Северокорейский самолет экстренно сел в Китае из-за пожара Общество, Вчера, 08:16 В кафе на юге Москвы произошла драка со стрельбой Общество, Вчера, 08:01 В результате ДТП на трассе в Подмосковье погибли четыре человека Общество, Вчера, 07:23 СМИ узнали о выходе на свободу обвиняемых в обрушении казармы под Омском Общество, Вчера, 06:44 Трамп выступил с программной речью на предвыборном съезде Политика, Вчера, 06:12 В Венесуэле McDonald's прекратил продажу бигмаков из-за нехватки хлеба Бизнес, Вчера, 05:54 СМИ рассказали о смене владельца «Автотора» Бизнес, Вчера, 05:37 В Мексике пропала 22-летняя россиянка Общество, Вчера, 04:56 Facebook испытал «солнечный» беспилотник для доставки интернета Технологии и медиа, Вчера, 04:53 Женщина отсудила у аэропорта Владивостока 250 тыс. руб. за моральный вред Общество, Вчера, 04:40 Россияне переключили внимание на Тунис после путча в Турции Бизнес, Вчера, 04:17 Подозреваемым в причастности к теракту в Ницце предъявили обвинения Общество, Вчера, 03:59 Прокуратура начала проверку гибели моржей в Приморском океанариуме Общество, Вчера, 03:25 «Ведомости» рассказали о новых цветах S7 Бизнес, Вчера, 03:03 Могерини назвала недопустимой ситуацию с университетами и судами в Турции Политика, Вчера, 02:50 Российские телеканалы задумались об общем видеосервисе в Сети Технологии и медиа, Вчера, 02:45 «Аэрофлот» возобновил продажу авиабилетов в Турцию Общество, Вчера, 02:16 СМИ узнали о новом командующем российской группировкой в Сирии Политика, Вчера, 02:00 На Камчатке произошел пожар в интернате для инвалидов Общество, Вчера, 01:59 В первом туре выборов генсека ООН победил португалец Антониу Гутерреш Общество, Вчера, 01:15 Росавиация отменила запрет на регулярные полеты в Турцию Политика, Вчера, 00:33 Из самолета в аэропорту Флориды эвакуировали пассажиров Общество, Вчера, 00:13 Эрдоган допустил возможность новой попытки переворота в Турции Политика, 21 июл, 23:53 Сотрудники ФБР подключились к расследованию убийства Шеремета Политика, 21 июл, 23:39 Сноуден решил создать защищающий от слежки чехол для мобильного телефона Технологии и медиа, 21 июл, 23:36 Крепкие лидеры: кто воспользовался ростом на рынке водки Бизнес, 21 июл, 22:51 В результате ДТП в Башкирии погибли четыре человека Общество, 21 июл, 22:18 Миллиардер с лесопилки: как Франсуа Пино разбогател на досках и роскоши Бизнес, 21 июл, 22:18 Суд США приговорил россиянина к 10 годам за незаконный экспорт технологий Политика, 21 июл, 21:53 Контролирующие организации смогут обойти ограничения на проверки бизнеса Экономика, 21 июл, 21:51 «Протесты перешли в круглосуточный режим»: что происходит в Ереване Политика, 21 июл, 21:35 Десантный корабль ВМС США вошел в Черное море Политика, 21 июл, 21:20 «Угроза жизни нации»: что означает введение режима ЧП в Турции Политика, 21 июл, 21:08 СМИ узнали о давлении арестованных следователей на главу столичного СКР Политика, 21 июл, 21:01 Смертельный звонок: что выяснилось в ходе расследования убийства Шеремета Политика, 21 июл, 20:57 Эксперты назвали самые доходные для сдачи квартиры районы Москвы Бизнес, 21 июл, 20:53 Медведев отменил запрет на закупки импортного оборудования для силовиков Политика, 21 июл, 20:40 Глава Минпромторга назвал комфортный для импортозамещения курс доллара Экономика, 21 июл, 20:34 Минсельхоз предложил виноделам указывать страну происхождения винограда Бизнес, 21 июл, 20:34 Власти Болгарии заявили о массовой гибели дельфинов в Черном море Общество, 21 июл, 20:20 Тимченко и Ротенберг получили предложение о покупке «Башнефти» Бизнес, 21 июл, 20:14 Путин заметил «позитивный оживляж» во взаимоотношениях власти и бизнеса Политика, 21 июл, 20:11 Подмосковье столкнулось с 15%-ным падением спроса на квартиры Бизнес, 21 июл, 20:05 «Мечел» предупредил об угрозе потери контроля над заводом в Донбассе Бизнес, 21 июл, 20:01 Жена кремлевского ресторатора купит «Елисеевский магазин» в Петербурге Бизнес, 21 июл, 19:48 Путину подарили паспорт гражданина детского города мастеров Общество, 21 июл, 19:38 Прокурор рассказал о пяти сообщниках устроившего теракт в Ницце Политика, 21 июл, 19:26 Банки стали чаще выдавать кредиты клиентам с улицы Финансы, 21 июл, 18:53 Никиту Белых допросили впервые после ареста Политика, 21 июл, 18:52 Футболист сборной России Мамаев извинился за вечеринку в Монте-Карло Общество, 21 июл, 18:39 Парламент Турции одобрил введение чрезвычайного положения Политика, 21 июл, 18:35 Власти нашли новый способ сэкономить на работающих пенсионерах Экономика, 21 июл, 18:34 Усэйн Болт поддержал отстранение российских легкоатлетов от Олимпиады Общество, 21 июл, 18:30 Суд в Греции приговорил сбежавших турецких военных к двум месяцам тюрьмы Политика, 21 июл, 18:19 Интеллектуальные буровые: как будут добывать газ через десять лет Данила Шапошников партнер фонда North Energy Ventures Мнение, 21 июл, 18:12 В Бразилии задержали подозреваемых в подготовке терактов на Олимпиаде Общество, 21 июл, 18:06 Около Парижа задержали 20 человек в ходе антитеррористической операции Общество, 21 июл, 17:55 Асад обвинил Эрдогана в попытке использовать путч для исламизации Турции Политика, 21 июл, 17:35 СМИ сообщили о планах турецких путчистов выкрасть из тюрьмы лидера курдов Политика, 21 июл, 17:33 В Киеве предложили переименовать проспект в честь журналиста Шеремета Общество, 21 июл, 17:09 Мэр Стамбула решил создать «кладбище предателей» для погибших путчистов Политика, 21 июл, 17:02 МИД рассказал об отсутствии ответа Турции по черным спискам журналистов Политика, 21 июл, 16:57 МИД назвал «преступлением» недопуск российских атлетов на Олимпиаду Политика, 21 июл, 16:38 Путин запретил правительству продавать «Башнефть» «Роснефти» Бизнес, 21 июл, 16:37 МИД направил Таиланду ноту о недопустимости экстрадиции россиянина в США Политика, 21 июл, 16:29 СМИ сообщили об убийстве оператора телеканала «Россия 1» в Москве Общество, 21 июл, 16:15 Саакашвили назвал коррупцию причиной отмены аукциона по одесскому заводу Политика, 21 июл, 15:45 Минобороны опубликовало видео удара дальних бомбардировщиков в Сирии Политика, 21 июл, 15:35 Туроператоры назвали спокойной обстановку на курортах Турции Общество, 21 июл, 15:32 В Таджикистане в знак протеста остановили выпуск «Комсомольской правды» Общество, 21 июл, 15:22 Дальние бомбардировщики Ту-22М нанесли третий за десять дней удар в Сирии Политика, 21 июл, 15:14 «Газпром» заявил об убыточности транспортировки газа в Таможенном союзе Экономика, 21 июл, 15:07 ЕЦБ сохранил ключевую ставку на рекордно низком уровне Экономика, 21 июл, 14:58 В стамбульском университете открыли стрельбу во время задержания ректора Общество, 21 июл, 14:52 Турция приостановит действие Европейской конвенции по правам человека Политика, 21 июл, 14:50 За сутки в Анапе во время шторма утонули пять человек Общество, 21 июл, 14:48 Эксперты рассказали о возможной ошибке при поисках пропавшего MH370 Общество, 21 июл, 14:43 Заявка на отстранение: какие шансы поехать на Олимпиаду остались у России Общество, 21 июл, 14:33 Самый богатый человек Китая снимет фильм о покемонах Технологии и медиа, 21 июл, 14:33 Замглавы московского управления СКР обжаловал свой арест Политика, 21 июл, 14:28 Глава Минтруда заявил о выходе России из «зарплатного кризиса» Экономика, 21 июл, 14:21 IAAF поддержала снятие российских легкоатлетов с Олимпиады Общество, 21 июл, 14:10 ФСИН попросила заменить условный срок для Навального на реальный Политика, 21 июл, 14:09 Глава олимпийской делегации России призвал подчиниться решению по атлетам Общество, 21 июл, 14:05 Мутко назвал политизированным решение о недопуске атлетов на Олимпиаду Общество, 21 июл, 13:33
3 дек 2015, 23:03
Наталия Телегина, Александра Галактионова
Просчеты «Платона»: могли ли власти избежать проблем при введении системы
Фото: Евгений Курсков/ТАСС
Главные проблемы «Платона» — серый неприбыльный рынок и целые регионы, где перевозки основной вид занятости. РБК поговорил с дальнобойщиками из Дагестана и разобрался, можно ли было лучше подготовить запуск системы

Введение оплаты за проезд большегрузных автомобилей по федеральным трассам планировалось уже несколько лет: впервые эта норма появилась в поправках в Бюджетный кодекс, принятых еще в апреле 2011 года. Из собранных средств планируется финансировать ремонт дорог: правительство считает грузовые машины главными виновниками плохого состояния федеральных трасс, а их владельцев обязанными платить возмещение за причиненный ущерб. Платный проезд для большегрузов не российское изобретение: в интервью РБК глава Росавтодора Роман Старовойт ссылается на опыт Германии, Польши, Словакии, Белоруссии, где такие системы уже действуют. Почему ввод этой системы в России вызвал такие проблемы?

Иностранные «Платоны»

В Германии система сбора Toll Collect была введена в 2005 году. Сначала платить за пройденные километры обязали грузовики массой более 12 т, сейчас платить необходимо за автомобили массой более 7,5 т. На сайте Toll Collect можно ознакомиться с картой дорог, проезд по которым подлежит оплате. Контроль над грузовиками осуществляется с помощью специальных приборов OBU.

В Австрии собирать деньги с грузовиков начали в 2004 году. В 2011 году системы сбора средств в Австрии и Германии объединили в транснациональную систему TOLL2GO.

В 2010 году сбор с грузовиков массой более 3,5 т был введен в Словакии. Их передвижения также контролируются бортовым прибором OBU. Система, получившая название Sky Toll, действует только на некоторых участках дорог. Впоследствии оператор Sky Toll начал работу также на дорогах Венгрии. По данным газеты «Коммерсантъ», гендиректор оператора российской системы «Платон» «РТ-Инвест Транспортные Системы» Александр Советников в прошлом возглавлял компанию «Оптима Плюс», связанную со словацким оператором Sky Toll. «Оптима Плюс» участвовала в конкурсе на создание «Платона», который в 2014 году был отменен правительством.

Вводится плата за проезд грузовиков и в постсоветских странах. В Белоруссии система оплаты проезда BelToll заработала в 2013 году. За проезд по некоторым дорогам обязаны платить водители грузовиков массой более 3,5 т, а также водители всех машин, зарегистрированных за пределами Таможенного союза. За передвижением автомобилей следят с помощью бортовых устройств.

Плохой и серый рынок

В транспортных компаниях считают, что основная проблема «Платона» в том, что ввод системы в строй пришелся на плохое для автоперевозок время. Рынок и так находится на дне, жалуются его участники. По словам директора по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic (входит в десятку крупнейших автоперевозчиков) Андрея Попова, последние два года тарифы на автоперевозки постоянно снижались.

«Сокращается промышленное производство, а следом и объем перевозимой продукции, — объясняет топ-менеджер. — Соответственно, среди перевозчиков растет конкуренция, снижается стоимость их услуг». Алексей Ульянов, дальнобойщик из Волгограда, владеющий одной фурой, говорит, что рейс 20-тонника из Волгограда в Москву уже несколько лет стоит 20–25 тыс. руб. и цена не растет. «Честно говоря, я не помню, когда в последний раз повышался этот тариф», — признается он. «В 2015 году объемы перевозок упали катастрофически, от 15 до 40% в зависимости от региона, — добавляет гендиректор логистической компании «РИ Лог» из Владивостока Виктор Ерукаев. — Впервые за новейшую историю предложение на рынке намного превысило спрос».

Особенность автоперевозок — это стихийный, почти не консолидированный крупными компаниями рынок, со множеством мелких игроков. По оценке гендиректора исследовательского агентства «ИнфраНьюс» Алексея Безбородова, до 70% перевозок совершается индивидуальными предпринимателями (зачастую у них в собственности лишь одна фура). А по словам гендиректора группы компаний «Совтрансавто» (крупный автоперевозчик, владеет примерно 500 большегрузами) Владимира Тяна, на ИП приходится 60–80% рынка. «Индивидуальные предприниматели не платят НДС, грузоотправителям приходится выстраивать различные схемы, связанные с этим налогом. В целом значительная часть автоперевозок находится в серой зоне», — подтверждает Тян.

Именно «серость» сыграла с рынком злую шутку, полагает генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Часть мелких игроков не платит налоги и постоянно демпингует, из-за чего тарифы уже несколько лет держатся на низком уровне, — объясняет эксперт. — Автоперевозки должны стоить дороже, но до последнего времени «белые» компании сокращали маржу, но не повышали стоимость услуг».

Одновременно в последние годы государство увеличивало акцизы. Это вело к росту стоимости топлива. По данным агентства Reuters, с начала 2011 по ноябрь 2015 года литр дизельного топлива (солярки, которой заправляют фуры) подорожал с 25,2 до 35,2 руб. Вроде не так много за пять лет, однако на фоне неизменных тарифов сработал эффект ножниц. Сначала перевозчикам пришлось сокращать маржу, а в последний год ситуацию усугубил резкий рост стоимости запчастей: из-за скачка курса доллара они подорожали в среднем на 50%, говорит Андрей Попов.

«По самым грубым прикидкам, за последние два года операционная рентабельность бизнеса крупных автоперевозчиков снизилась с 15 до 10%, — резюмирует Владимир Тян из «Совтрансавто». — У мелких игроков дела, вероятно, еще хуже». «Уже сейчас большинство мелких и средних перевозчиков работает с минимальной прибылью либо в ноль, — продолжает Виктор Ерукаев из Владивостока. — Рост себестоимости даже на несчастные 10% из-за «Платона» однозначно ведет к банкротству. Они не дебилы и не агенты влияния — им просто нечего терять».

Из-за «Платона» вырастут тарифы на перевозки, уверены участники рынка. Дальше это перекинется на разные отрасли — от ретейла до строительства. Подмосковные застройщики уже предупредили о грядущем росте себестоимости строительства на 7–9%. Переложить все затраты на конечного потребителя получится не сразу, поэтому изменится сам рынок автоперевозок. Если крупных игроков ждет сокращение маржи, то мелким грозит разорение. «Сдадим «КамАЗы» на металлолом», — шутят дагестанцы. «Будет передел рынка, таких, как я, начнут выжимать крупные компании, у которых значительно больше запас прочности», — говорит Алексей Шибаршин, дальнобойщик из Нижнего Новгорода.

Все идет по плану

В компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», несмотря на недовольство дальнобойщиков, в целом считают запуск «Платона» успешным. Ее представители рассказали РБК, что в системе уже зарегистрировалось 60% автомобилей. По данным ГИБДД, в России 1,8 млн большегрузных машин. Примерно 500–600 тыс. — спецтехника (транспорт МВД, МЧС, Вооруженных сил), еще 200–300 тыс. — карьерные самосвалы и другие автомобили, не пользующиеся федеральными трассами, а также старые грузовики, уже не существующие в реальности, объясняют в РТИТС. Под действие «Платона» фактически подпадает 1 млн транспортных средств.

В бюджет 2016 года заложен доход от дальнобойщиков в размере 40 млрд руб. За две недели работы система принесла 800 млн. Если представить, что такой результат сохранится весь год (52 недели), выйдет около 20 млрд руб. при тарифе 1,53 руб. Но с 1 марта будущего года он вырастет вдвое, прогноз в 40 млрд руб. за год выполним, тем более что в системе пока зарегистрировано только 60% грузовиков. В Росавтодоре (Минтранс переадресовал туда все вопросы РБК, связанные с «Платоном») подчеркнули, что рассчитывают «на выполнение показателей бюджета в части доходов» (40 млрд руб. — РБК). Там уточнили, что прогнозные поступления не учитывают штрафы. Их взиманием будет заниматься ГИБДД.

Крупные перевозчики (парк свыше 50 автомобилей) уже на 90% зарегистрировались в новой системе. «Весь собственный парк продуктовых ретейлеров и их партнеров обеспечен бортовыми устройствами в том количестве, в котором они запрашивали», — сообщил представитель РТИТС. Частники пользуются маршрутной картой, отметил он.

Республика за рулем

Наглядная иллюстрация того, к каким проблемам властям надо было подготовиться перед введением новой системы, — ситуация в Дагестане, ставшем эпицентром протеста дальнобойщиков. Как местные дальнобойщики, так и руководитель центра обслуживания системы «Платон» в Махачкале Рамзан Ярахмедов поясняют, что в республике с одним из самых высоких в России уровней безработицы автоперевозки едва ли не единственный способ заработка для мужчин, особенно в сельской местности. По данным оператора «Платона» компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», в Дагестане зарегистрировано около 39 тыс. грузовиков свыше 12 т. «Это десятое место по России», — уточняет Рамзан Ярахмедов. Владельцы 80% парка — физические лица, на компании приходится только 20%.​​

У республики выгодное географическое положение, через нее идут поставки овощей и фруктов из Азербайджана и Ирана. Именно в Дагестане происходит таможенное оформление грузов. Так, по данным ФТС, за первое полугодие текущего года Россия импортировала из Азербайджана 52 тыс. т томатов. Из них 42 тыс. (80%) поступило в адрес дагестанских компаний. Аналогично с яблоками: на местные компании пришлось 85% азербайджанского импорта. Все эти овощи и фрукты на фурах развозят по России, в основном в Москву и Санкт-Петербург. «Дагестанские дальнобойщики играют существенную роль в снабжении Москвы фруктами и овощами», — говорит РБК руководитель департамента торговли и услуг столичного правительства Алексей Немерюк.

Цена входа в перевозочный бизнес относительно невысока. Многие ездят на «КамАЗах», оставшихся с советских времен. «Моя машина 1984 года выпуска, старше меня, — улыбается 22-летний дальнобойщик Абакар. — Из родного там только рама, остальное пересобрано. За границу ездить нельзя, а по России нормально». Приобрести импортную фуру в республике можно за 1 млн руб. «Много «конструкторов» (автомобиль растаможен как запчасть и собран на базе другого зарегистрированного в ГАИ автомобиля. — РБК)», — признается водитель Мурад.

Значительная часть «физиков» в Дагестане даже не регистрируются как индивидуальные предприниматели. «У меня свой «КамАЗ», официально я никак не оформлен, — рассказывает один из водителей, который попросил не раскрывать его имени. — У меня друг работает на вокзале в Дербенте, когда приходит товар, он звонит. Я гружусь, отвожу товар в Москву, обычно в Домодедово (как уточняют другие водители, речь идет о Домодедовском рынке. — РБК) или «ФудСити» (крупнейший оптово-розничный продовольственный центр России, созданный бизнесменами Годом Нисановым и Зарахом Илиевым. — РБК), мне дают какие-то бумаги, я в это не вникаю».

Огромное число мелких перевозчиков в Дагестане бьет по тарифам, здесь они одни из самых низких в России. Например, рейс Махачкала — Москва длиной почти в 2 тыс. км стоит максимум 65 тыс. руб., приводят расчет дальнобойщики. Для сравнения: перевозка из Москвы до Тольятти, вдвое короче, обойдется в 50–55 тыс. руб., говорит местный предприниматель, владелец компании «Автостандарт» Михаил Тихоненко.

«Перевозка фруктов и овощей из Дагестана — это гигантское количество частников (владельцев одной фуры), готовых работать за мизер, — говорит гендиректор транспортной компании M-Transline (крупный в масштабах республики перевозчик) Магомедхан Бахмудов. — Раньше мы были на этом рынке, но с ними невозможно конкурировать, мы переключились на сборные грузы (одна машина везет товар нескольких заказчиков. — РБК)».

Дагестанские дальнобойщики говорят, что система «Платон» отобрала у них и без того небольшую прибыль. Выручка с рейса Махачкала — Москва — Махачкала составляет чуть больше 100 тыс. руб. (обратная загрузка стоит дешевле). Половину этой суммы съедает топливо: на 4 тыс. км уходит 1,8 т солярки. 15 тыс. руб. — расходы водителя, еда и стоянки, еще 5 тыс. руб. — замена запчастей после каждой поездки. Если рейс прошел без серьезных поломок (обычное дело для старых машин), чистая прибыль — 25–30 тыс. руб. Из-за большой конкуренции заказов немного, в среднем дагестанский дальнобойщик совершает три рейса за два месяца, поэтому домой он обычно приносит 30–40 тыс. в месяц. На эти деньги нужно содержать семью, где редко бывает меньше трех-четырех детей.

С появлением «Платона» себестоимость поездки Махачкала — Москва — Махачкала вырастает на 11,5 тыс. руб. (при тарифе 3,06 руб. за 1 км), то есть заработок водителя сокращается на треть. Это и вызывает протесты дагестанцев.

Корреспондент РБК заглянула в центр обслуживания «Платона» в Махачкале и за час пребывания не встретила ни одного посетителя. Рамзан Ярахмедов наотрез отказывается говорить, сколько из 39 тыс. грузовиков уже зарегистрировано в системе, все опрошенные РБК дагестанские дальнобойщики признаются, что новый сбор не платят. «Наши грузовики временно прекратили поездки в Москву, отправляем машины только в Волгоград и Ростов-на-Дону, хотя раньше из Москвы выезжало по пять фур в день», — признается Магомедхан Бахмудов (по неофициальным данным, штрафы за отсутствие «Платона» пока взимаются только в Московской области).

Гендиректор ООО «Юг России 3» (входит в транспортный холдинг «Юг России») Магомедхабиб Амиров говорит, что фуры его компании, оказавшись в Подмосковье, уходят с федеральных трасс и едут «окольными путями». С 15 ноября на стоянках вокруг столицы простаивает около сотни дагестанских большегрузов — не выезжают, опасаясь штрафов. Так, с водителем Абакаром корреспондент РБК беседовала на одной из стоянок на Каширском шоссе.

Грузоперевозки в цифрах

На 9% сократились в годовом исчислении автоперевозки в январе–сентябре. В 2014 год их объем снизился относительно 2013 года на 4%

5,4 млрд т грузов было перевезено автотранспортом в 2014 году — в четыре раза больше, чем железнодорожным, и в 45 раз больше, чем внутренним водным

570 млрд руб. составит, по прогнозам, объем рынка автоперевозок в 2015 году

58,5% грузовых автомобилей в России старше десяти лет

1 млн грузовиков, по данным РТИТС, должны платить новый сбор. Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано 600 тыс. автомобилей

550 млн руб. принесла система «Платон» по состоянию на 27 ноября, то есть за первые 12 дней работы. Все средства напрямую перечисляются в Дорожный фонд. Ожидаемый доход за 2016 год — 40 млрд руб.

20 рамок стационарного контроля сейчас установлено на федеральных трассах: 18 — в Московской области и две — в Калужской. Они автоматически проверяют у проезжающих грузовиков регистрацию в системе «Платон». Кроме того, по трассам ездят 100 машин мобильного контроля

10,6 млрд руб. без НДС составит базовое вознаграждение компании «РТ-Инвест Транспортные Системы» в 2016 году. Деньги перечисляются траншами по итогам каждого полугодия. 46% вознаграждения будет проиндексировано на величину инфляции

52 тыс. т помидоров импортировала Россия из Азербайджана в первом полугодии 2015 года. В 80% случаев импортером выступали компании, зарегистрированные в Дагестане

10,3% составил официальный уровень безработицы в Дагестане в третьем квартале 2015 года

Источники: Росстат, Росавтодор, РТИТС, Simple Analytics, Федеральная таможенная служба, правительство России

Чем закончится протест

Пока мелкие перевозчики протестуют и готовятся штурмовать Москву, средние и крупные, похоже, уже смирились с новым сбором. Гендиректор «Совтрансавто» Владимир Тян говорит, что система «Платон» в любом случае будет введена, ведь Дорожный фонд нуждается в средствах.

«Сейчас непростая международная обстановка, Америка давит на европейские страны, России тяжело, в это время мы должны поддерживать нашего президента, хотя «Платон», конечно, вызывает вопросы», — добавляет Амиров. Впрочем, грузовики «Юга России», как уже было сказано, в системе пока не зарегистрировались.

С неорганизованными дагестанскими дальнобойщиками у чиновников тоже есть способы справиться. На 11-й день бессрочной забастовки, 25 ноября, председатель правительства Дагестана Абдусамад Гамидов встретился с дальнобойщиками-активистами и представителями нескольких местных транспортных компаний. В тот же вечер от 80 до 300 фур, по разным оценкам, прекратили акцию и отправились в рейсы. Дело в том, что для того, чтобы пересекать границу и забирать товар в Азербайджане и Иране, водителям все же необходима официальная регистрация как ИП или ООО. Также перевозчику желательно состоять в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП, ее возглавляет председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев). «Членство в АСМАП необязательно, но значительно упрощает жизни», — говорит Магомедхабиб Амиров.

В Дагестане около трех десятков компаний состоит в АСМАП. Дальнобойщики-единоличники формально передают свои автомобили этим логистическим фирмам и устраиваются туда на работу, взамен получая необходимые для пересечения границы бумаги. В итоге парк некоторых компаний превышает 100 фур, хотя фактически эти машины принадлежат не фирмам, а самим водителям. «Транспортный холдинг «Юг России» считается одним из крупнейших в республике, у нас на балансе примерно 170 грузовиков, но на самом деле мы владеем единицами», — признается Магомедхабиб Амиров.

Именно с владельцами таких фирм и встречался глава правительства Дагестана. «Простых частников тоже позвали, но слова не дали, — жалуется Саид, один из лидеров протеста под Манасом. — За всех сказал хозяин «Юг Транса» (владелец ООО «Юг Транс 1» Магомедзакир Гаджиев. — РБК), мол, все хорошо, будем работать. В тот же день фирмачи потребовали от своих водителей ехать грузиться».

Гаджиев отказался отвечать на вопросы корреспондента РБК по телефону. Зато согласился поговорить владелец ООО «Юг Транс» (в Дагестане несколько фирм с таким названием) Башир Джанхуватов. «Я поддерживаю протест дальнобойщиков, даже помогал тем, кого задержала полиция, но у меня срываются крупные международные контракты, в какой-то момент я сказал водителям прекращать забастовку и ехать. Так же поступили другие», — рассказал он.

Как подготовиться к коллапсу

Создатели «Платона», операторы и автоперевозчики в один голос говорят, что главная проблема с внедрением системы неподготовленность участников процесса к ее введению. При этом каждая сторона обвиняет другую. «По нашей славянской традиции, все откладывали до последнего и не приходили регистрироваться, хотя такая возможность была заранее», — жаловался на дальнобойщиков в интервью РБК Роман Старовойт. По его словам, Минтранс и Росавтодор целый год проводили встречи с крупными и мелкими перевозчиками и ретейлерами. «Можно сказать, мы проводили целый гастрольный тур в течение года», — говорит чиновник. На встречах обсуждались проблемы системы, звучали предложения по ее улучшению.

Один из участников этих встреч, гендиректор «Совтрансавто» Владимир Тян, говорит: еще до запуска была понятно, что «Платон» не всегда корректно работает. «Мы призывали установить тестовый период, призывали не вводить драконовские штрафы, — вспоминает он. — А в ответ слышали: не волнуйтесь, к 15 ноября все будет». В итоге от драконовских штрафов отказались, но только после протестов дальнобойщиков.

Андрей Попов из FM Logistic (входит в десятку крупнейших перевозчиков) говорит, что его компанию на встречу вообще не звали. «Ни одного запроса от Росавтодора не приходило, мы подключились к процессу только сейчас, вошли в рабочую группу (по мониторингу работы «Платона» при Минтрансе. — РБК)», — уверяет Попов. А до мелких игроков информация об инициативе государства не дошла вообще. «Я впервые услышал о том, что будет какой-то новый сбор, только в сентябре текущего года. Никаких встреч представителей Минтранса, Росавтодора или РТИТС с перевозчиками в Тольятти не было», — говорит предприниматель Михаил Тихоненко.

«Мы начали вносить свои предложения по работе системы взимания платы еще в 2013 году, как только появился соответствующий закон, — вспоминает председатель комитета госполитики в сфере большегрузного транспорта Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Владимир Матягин. — Нас не услышали. Одна из проблем рынка автоперевозок — огромное количество небольших игроков, их разобщенность. Здесь нет, как в других отраслях, сильных лоббистских структур — ассоциаций, объединений. Говорить от лица перевозчиков с Минтрансом или Росавтодором просто некому.

По словам Матягина, работу «Платона» нужно было начинать, установив на один-два года тестовый режим. На грузовики ставили бы бортовые устройства, но не взимали плату. Это позволило бы чиновникам собрать объективную информацию, сколько фур ездит по федеральным трассам, какой у них средний километраж, и только потом устанавливать тарифы.

У государства бывает и более удачный опыт внедрения технически сложных решений в среде малого бизнеса. Основатель онлайн-сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев приводит в пример эксперимент ФНС по внедрению онлайн-касс. «Добровольное участие, всего четыре тестовых региона и срок эксперимента год позволили спокойно изучить работу системы, увидеть риски, узкие места, — рассказывает он РБК. — Для предпринимателей, которые в нем участвовали, не было никаких дополнительных обременений и расходов. Напротив, участие в эксперименте позволяло им сэкономить на покупке и регистрации традиционного кассового аппарата минимум 18 тыс. руб.». В рамках эксперимента предприниматели могли в качестве кассового аппарата использовать планшеты (их бесплатно выдавал Сбербанк) или интернет-сервисы с функцией онлайн-кассы. Эксперимент проходил с 1 февраля 2014 года по 1 февраля 2015 года в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Обязательными онлайн-кассы станут только с 1 июля 2017 года.

При участии Владислава Серегина