Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 22:51 МСК
Леонид Федун — РБК: «Мы проиграли, ушли и забыли про «Башнефть» Интервью, 22:26 В Париже вооруженный мужчина захватил заложников Общество, 22:25 Российские саперы отправились разминировать освобожденные районы Алеппо Политика, 22:07 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 64,09 Продажа 64,05 EUR НАЛ. 68,35 68,30 Конгресс США запретил Пентагону сотрудничать с Россией Политика, 21:42 Путин передал главе МИД Японии послание для Абэ Политика, 21:31 «Ростелеком» отменил тендер на создание e-commerce платформы Технологии и медиа, 21:18 Глава «Газпром нефти» назвал способ снижения добычи нефти компанией Бизнес, 20:57 Путин попрощался со строителями автомагистрали в Петербурге по-итальянски Политика, 20:56 ФИФА назвала трех лучших футболистов года Спорт, 20:32 Похищенные ворота концлагеря Дахау нашли в Норвегии Политика, 20:30 Освободившиеся кабинеты Госдумы передадут женщинам-депутатам Общество, 20:12 Киев отказался выплачивать компенсацию за инцидент с самолетом «Белавиа» Политика, 20:06 В Госдуме не справились с рекордным количеством законопроектов Политика, 20:01 Президент Филиппин рассказал о приглашении Трампа посетить Белый дом Политика, 19:42 Конституционный суд освободил ИП от переплаты страховых взносов Экономика, 19:37 Власти рассказали о возможности веселиться в Чечне без алкоголя Общество, 19:31 «НТВ-Плюс» поспорит за право вещания на Дальнем Востоке Технологии и медиа, 19:25 Минобрнауки рассказало о личности убившего родителей в США подростка Общество, 19:20 СМИ узнали о влиянии семьи на решение Олланда не идти на второй срок Политика, 19:12 В Краснодарском крае задержали сотрудника телеканала «Дождь» Общество, 18:59 «Роснефть» и ExxonMobil отказались от совместного проекта Бизнес, 18:52 Глава «дочки» «Системы» уволился после пересмотра контракта с «Башнефтью» Бизнес, 18:49 «Нафтогаз» отказался от закупки оборудования из-за «Турецкого потока» Политика, 18:26 Россия побьет исторический рекорд нефтедобычи перед началом ее сокращения Экономика, 18:18 Глава МИД Японии передал Путину письмо от премьер-министра страны Политика, 18:17 Посольство начало проверку убийства в США родителей подростком из России Общество, 18:02 Узбекское дело: что происходит со страной после смерти Ислама Каримова Политика, 17:57
29 фев, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии