Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:01 МСК
Медведев поручил оценить целесообразность разовой выплаты из маткапитала Экономика, 14:50 Шувалов заявил о желании бизнеса в США возобновить диалог с Россией Экономика, 14:50 Полиция нашла виновных в нападении на школьника в Москве Общество, 14:41 Roshen сократит работников на фабрике в Липецке за девять месяцев Бизнес, 14:38 Кремль назвал ошибочным мнение «Трамп — наш человек» Политика, 14:35 Китайское приложение Meitu обвинили в сборе персональных данных Технологии и медиа, 14:32 Прокуратура попросила лишить прав участницу гонки на Gelandewagen Общество, 14:21 Спасательная операция в разрушенном лавиной отеле. Фоторепортаж Фотогалерея, 14:11 В МИД назвали «вредностью» США передачу россиянина из Гуантанамо в ОАЭ Политика, 14:06 В оказавшемся под лавиной отеле в Италии нашли шестерых выживших Общество, 14:03 WSJ узнала причину возгорания батарей в Galaxy Note 7 Бизнес, 14:02 Володин призвал Жириновского осторожнее высказываться о народах России Политика, 13:46 Полиция Испании заявила об аресте россиянина за похищающий миллионы вирус Политика, 13:42 СМИ узнали о планах Трампа подписать указ о стене с Мексикой Политика, 13:42 Адвокат рассказал о проверке действий полиции в ходе задержания Маруани Общество, 13:35 «Реал» продаст Криштиану Роналду до завершения контракта Спорт, 13:21 Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Экономика, 13:20 Крупнейшему миноритарию «Транснефти» не удалось изменить устав компании Бизнес, 13:14 НАТО заявило о планах следить за передвижением «Адмирала Кузнецова» Политика, 13:13 Лукашенко потребовал найти «альтернативные варианты» российской нефти Экономика, 13:06 Из дела о драке на Хованском кладбище исчезло обвинение в убийстве Общество, 12:58 МЧС сообщило об угрозе обрушения зданий в 13 регионах России Общество, 12:52 В управлении уголовного розыска МВД Омской области начались обыски Общество, 12:43 СКР проверит выделение средств на приют с «чудом выжившими животными» Общество, 12:37 Курс евро на завтра  12:26 EUR ЦБ 63.7272 +0.5469 Курс доллара на завтра  12:26 USD ЦБ 59.6697 +0.3176 В стрельбе по полицейским в Москве заподозрили частного охранника Общество, 12:19 Путин выразил соболезнование премьеру Италии после схода лавины на отель Общество, 12:06
29 фев 2016, 08:54
Наталия Телегина
Аудиторы нашли 40-процентное превышение сметы на главной стройке РЖД

Байкало-Амурская магистраль

Фото: Екатерина Кузьмина/РБК
Последняя стройка Якунина
Шелковый путь 2.0: зачем России новые железные дороги 29 фев 2016, 15:06 Расследование РБК: кто, как и зачем строит БАМ 29 фев 2016, 08:52 Еще 1 материал
Проведя аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, Deloitte обнаружила, что их можно было построить на 45% дешевле. В РЖД не видят такого резерва для экономии

Компания Deloitte провела аудит строительства типовых объектов в рамках модернизации Байкало-Амурской магистрали и Транссиба (подробнее о подрядчиках и бенефициарах «стройки века» суммарной стоимостью более 1 трлн руб. читайте в расследовании РБК). Изучив смету вторых путей, разъездов и вставок — восемь объектов стоимостью 19,2 млрд руб., — аудиторы пришли к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд руб., то есть на 8,5 млрд, или 45%, дешевле.

Пять других объектов на БАМе и Транссибе проанализировали эксперты ЗАО «Ким и партнеры». По их данным, при стоимости 20,6 млрд руб. можно сэкономить 1,15 млрд, или 6%.

Масштабная железнодорожная стройка на востоке страны уже не в первый раз подпадает под аудит. Еще осенью 2013 года весь проект был разбит на три части и отдан для оценки ведущим компаниям — PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte. Результаты никогда не публиковались, но, как выяснил РБК, российское правительство, ознакомившись с итогами аудита, решило не выпускать проект из-под контроля. Стройку разбили на множество типовых объектов — разъезды, станции, мосты и пр., смету каждого решили проверить отдельно.

Куратором гигантского проекта является вице-премьер Аркадий Дворкович, а результаты аудита отдельных объектов обсуждаются на заседаниях с участием оценщиков, представителей РЖД, членов «открытого правительства», отраслевых экспертов и грузоотправителей. Очередная встреча прошла 17 февраля 2016 года. Сотрудники РЖД лишь частично признали замечания Deloitte. Так, замначальника департамента капитального строительства РЖД Андрей Паненков заявил о сокращении сметы на 15–16% при прокладке 45 км вторых путей на двух перегонах БАМа: Кунерма — Дельбичинда и Улькан — Умбелла. В то же время Deloitte указывала на возможность экономии на этих объектах до 35 и 55% соответственно.

В своих отчетах Deloitte отмечала, что стоимость работ и услуг (особенно материалов и оборудования) на 3–25% превышает рыночные аналоги, щебень планируется завозить из карьеров более чем за 3–4 тыс. км, хотя ближайшие находятся в 150–600 км. Кроме того, аудиторы недоумевали, зачем тратить деньги на утилизацию срезанного грунта и одновременно закупать новый для строительства насыпи, использовать новые рельсы при промежуточной укладке и привозить рабочих самолетом из Белгорода, а не поездом из Иркутска.

В Deloitte поставили под сомнение целесообразность всего проекта по модернизации Западного БАМа (от станции Тайшет до Тынды). Источников дополнительных грузов, которые поедут по магистрали после реконструкции, всего два — Кузбасский угольный бассейн и Элегестское угольное месторождение (принадлежит ТЭПК Руслана Байсарова). Однако Элегестское месторождение, полагают аудиторы, вряд ли будет введено в эксплуатацию к 2020 году, поскольку у проекта возникли сложности с выделением денег из ФНБ.

Таким образом, дополнительный объем сможет дать только Кузбасс. Однако перевозка угля из этого региона, подчеркивает Deloitte, является убыточной для РЖД. Тариф на транспортировку 1 т угля составляет 20 коп. за тонно-километр (например, для зерна вдвое больше), перевозка 1 т генерирует убыток для РЖД в размере 121 руб.

Видео: Телеканал РБК

Министр по делам «открытого правительства» Михаил Абызов в разговоре с РБК подтвердил, что проект действительно может недобрать ранее запланированную грузовую базу. Причины как в проблемах Элегестского месторождения, так и в низких мировых ценах на уголь и проблемах с заемным финансированием — потенциальные грузоотправители откладывают ранее запланированные проекты.

«Мы считаем, что БАМ и Транссиб — при всех вызовах конъюнктуры и напряженности бюджета — тот проект, который необходимо делать, потому что он закладывает новые стратегические возможности для экспорта российских товаров и использования российской инфраструктуры как большого транспортного коридора Европа — Азия», — добавил чиновник.

Проект по модернизации БАМа и Транссиба стоимостью 562 млрд руб. будет реализован до 2019 года, сообщили в пресс-службе РЖД. Благодаря мероприятиям по оптимизации удалось добиться снижения сметы на 8,3 млрд руб.

Впрочем, 562 млрд не является итоговой суммой, так как она не включает усиление электроснабжения БАМа и Транссиба, строительство дополнительных веток и другие мероприятия. Полная смета проекта, по расчетам РБК, превышает 1 трлн руб. Это самая дорогая стройка в истории РЖД, старт ей был дан еще при прежнем президенте Владимире Якунине. И, как показало расследование РБК, главные подрядчики БАМа могут быть связаны с экс-главой госмонополии