Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Нефтяники начали продавать бензин в убыток

Почему издержки оказались выше стоимости нефтепродуктов на бирже
Цена на бензин на российском оптовом рынке упала ниже себестоимости: каждую тонну компании продают с убытком в несколько тысяч рублей. Причина — в выплатах нефтяников в бюджет «в кризисные времена»
«Роснефть» ROSN ₽304 -1,27% Купить
ЛУКОЙЛ LKOH ₽4 475 -1,05% Купить
Газпром нефть SIBN ₽303,95 -1,95% Купить
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Нефтяники начали продавать бензин на бирже себе в убыток, подсчитали эксперты «Аналитика товарных рынков». За неделю с 13 по 19 апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) упала почти на 11%, или 4,2 тыс руб., и в понедельник, 20 апреля, составила 35,77 тыс. руб. за тонну (в европейской части России).

При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тыс. руб. за тонну, сказал РБК гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов. Таким образом, по его словам, компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92.

Почему продажа топлива стала убыточной

Топливо подешевело из-за резкого падения спроса. По данным Reuters, объем реализации на АЗС упал уже примерно вдвое (от 30 до 70% в разных регионах). В России растет число заболевших коронавирусом, из-за чего крупные города несколько недель находятся на карантине, автомобильный трафик упал. Очевидно, что в таких рыночных условиях производители топлива готовы идти на понижение оптовых цен и соглашаются на дополнительные дисконты на бирже, говорит аналитик Сбербанка Андрей Громадин.

Основная причина появления отрицательной маржи на бензин на оптовом рынке — рост выплат по демпферу, говорит главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. Если в январе 2020 года он составлял 100 руб. за тонну, то теперь — больше 17 тыс. руб. за тонну. В этом году бюджет впервые заработал на демпфере, за год нефтяники могут перечислить государству 600–700 млрд руб., оценивали аналитики и Минфин. Это сгладит удар от обнуления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и резкого падения НДПИ при низких ценах нефти Urals (меньше $15 за баррель), объяснял в интервью «Коммерсанту» глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Почему нефтяники платят в бюджет за бензин?

Демпферные выплаты правительство запустило еще в 2018 году, чтобы стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Механизм работает в обе стороны. Если экспортный топливный рынок становится премиальным по сравнению с внутренним, государство доплачивает нефтяникам, чтобы те не поднимали цены на заправках в России. Если цены на экспортном рынке падают, уже нефтяники обязаны перечислять деньги в бюджет и по этой причине не снижают стоимость топлива в стране. Так они поступают и сейчас: на экспортном рынке цена топлива составляет 23,5 тыс. руб. за тонну, то есть на треть дешевле, чем в России (это экспортный нетбэк: цена минус расходы на транспорт и налоги).

Премия на внутреннем рынке, часть которой компании перечисляют в бюджет в виде демпфера, считается не от фактической цены, а от условной, установленной правительством. На 2020 год условная цена — 53,6 тыс. руб. за тонну, сейчас она в полтора раза больше фактической оптовой цены на внутреннем рынке (35,77 тыс. руб.). Правительство установило слишком высокую условную цену, это приводит и к неоправданно высоким выплатам по демпферу, говорит Турукалов.

«Механизм демпфера очевидно нуждается в доработке. Однако правительство не собирается менять что-то в срочном порядке», — считает Громадин.

В марте нефтяные компании уже поднимали вопрос о выплатах по демпферу в 2020 году из-за низких цен на нефть и предлагали поменять формулу расчета, рассказывал ранее РБК федеральный чиновник. Им объяснили, что формулу, конечно, поменять можно, но в этом случае правительство просто на ту же сумму поднимет НДПИ: в кризисные времена бюджету надо помогать.

Как это сказывается на продавцах бензина на АЗС

Низкие цены на оптовом рынке привели к росту маржинальности бизнеса на автозаправках, где цены стабильны и не снижаются. По данным Refinitiv, маржинальный доход АЗС с начала года вырос на 3,8 п.п. до 17,3%. Но с учетом падения реализации удвоились и издержки на литр для владельцев заправок, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. Таким образом, рост маржи в рознице за счет падения оптовой цены не исправит общую негативную ситуацию для переработки, уверен он.

Дополнительные меры по поддержке переработки пока не обсуждаются, сказал РБК федеральный чиновник. Законодательство в части переработки нефти нужно корректировать, но после карантинного периода, заявил в интервью «Интерфаксу» президент и совладелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Стабилизировать ситуацию можно, снизив нормативы реализации нефтепродуктов на бирже, говорит источник, близкий к одной из нефтяных компаний. Пока, несмотря на падающий спрос, НПЗ по-прежнему обязаны выставлять на биржевые торги 10% от объема производства по автобензинам и керосину и 6% — по дизельному топливу, объясняет собеседник РБК.

По данным «Аналитики товарных рынков», ситуация на рынке бензина может начать выправляться уже в мае: многие нефтяные компании планируют дополнительные простои НПЗ помимо майских ремонтов. Снижение переработки нефти примерно на четверть и активный экспорт нефти и нефтепродуктов сами по себе приведут к сокращению продаж моторных топлив на бирже и поспособствуют росту биржевых цен, указывают эксперты.

Представители Минэнерго и крупнейших российских нефтяных компаний «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» пока не ответили на запросы РБК.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28