Почему в России делают все больше игристых вин
Производство российских игристых за два года выросло почти на 40%
Игристые вина пользуются спросом как сами по себе, так и на фоне сокращения импорта из Европы, говорят эксперты. Однако затормозить рост их производства может нехватка сырья и игристых в бюджетной категории

Объем производства игристых вин в России за январь—сентябрь 2025 года достиг 12,2 млн дал и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на 9,6%, а в сравнении с 2023 годом — почти на 40%
Подпишитесь на телеграм-канал «РБК Вино»
По данным Росалкогольтабакконтроля (РАТК), объем производства игристых вин в России за январь—сентябрь 2025 года достиг 12,2 млн дал и вырос по сравнению с аналогичным периодом 2024 года на 9,6%, а в сравнении с 2023 годом — на 39,8%. Эксперты, опрошенные «РБК Вино», говорят о том, что рост еще может продолжаться какое-то время.
По словам вице-президента Ассоциации экспертов рынка ретейла Александра Ставцева, основной причиной роста производства игристых в России все еще остается увеличение продаж этой категории российского вина. При этом общие продажи игристых, включая зарубежные, падают, на фоне сокращения импорта, в первую очередь из Италии.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино, — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
По словам Ставцева, у российских игристых вин еще есть потенциал к росту. Они уже доминируют на рынке. Эксперт отметил, что сейчас в продажах более 70% приходится на российские вина, эта доля может вырасти до 80%. «В общемировой практике продаж в натуральном выражении 49% приходится на игристые вина и 51% — на тихие. На российском рынке две трети пока — это тихие вина, поэтому игристым есть куда расти, что повлечет дальнейший рост производства», — говорит он. Рост объемов производства игристых вин возможен, по словам Ставцева, также за счет выхода на рынок новых производителей игристых.

Руководитель российского винного рейтинга Top100Wines Игорь Сердюк предположил, что все более значимая доля игристого, которое производится сейчас в России, будет изготовлена из черных сортов винограда, которые виноделы пускают на розе или блан-де-нуар. Эксперт связывает это в целом с нехваткой винограда белых сортов, из которых можно было бы делать игристые вина.
«По результатам нашего рейтинга мы видим, что растет число производителей, которые делают игристые «по классике». За год на рынке произошло почти двукратное увеличение таких позиций. Но говорить об устойчивом тренде премиализации рынка игристых в России пока рано — потребители могут оказаться просто не готовы переходить от относительно недорогих вин, изготовленных акратофорным методом, к более дорогим классическим», — считает он.
При этом Сердюк отметил отсутствие роста качества в сегменте игристых, изготовленных по акратофорной технологии. Он связал это в том числе с тем, что для их производства используется «любое сырье, которое есть у виноделов и которое не всегда будет высокого качества».
Нехватку сырья отмечает и Ставцев. Он говорит о том, что с ней может быть связано замедление темпов роста производства отечественных игристых в будущем. «Все мы видели сообщения о том, что в Крыму, например, урожай этого года был не совсем удачным. На это повлияли возвратные заморозки. Причем повлияли они как раз на белые сорта, на которые высокий спрос», — говорит он. Еще одна возможная причина — нехватка вин бюджетного сегмента.

Что с другими категориями
Производство тихих вин в России также растет, показали данные РАТК. Если за девять месяцев 2023 года этот показатель составлял 22,2 млн дал, то в 2025 году — уже 26,7 млн дал (+20%). Увеличилось и производство ликерных вин — за январь—сентябрь 2025 года их выпустили 981,5 тыс. дал, что на 9,6% больше, чем в 2024 году, и на 64% больше, чем в 2023 году. Ликерные вина улучшили свои позиции за минувшие три месяца. По итогам первого полугодия фиксировалось снижение их объема производства на 9,6%.
Среди крепкого алкоголя рост показывают только ликероводочные изделия, которые за девять месяцев прибавили 9,4% к позициям 2024 года (выпущено 13,4 млн дал). В свою очередь, производство водки, коньяка и другого крепкого алкоголя, включая виски, текилу, ром и джин, падает.
Общее сокращение производства алкогольной продукции (за исключением пива, сидра и медовухи) за девять месяцев составило 9,1% и достигло показателя в 120,7 млн дал. Для сравнения: показатель в аналогичный период 2024 и 2023 годов был на уровне 132 млн дал.














