Отцы и дети: шесть историй о том, как вырастить из сына винодела

Обновлено 18 февраля 2025, 08:10

Кого-то подвигли рассказы отца о путешествиях по Европе, кого-то — случайность, кого-то — неудача с другим проектом. В материале «РБК Вино» — шесть историй о том, как сын пошел по стопам отца, от чего пришлось ради этого отказаться и как складываются отношения в рамках совместного бизнеса

Lucky Business / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Lucky Business / Shutterstock / FOTODOM

Отцы и дети: кем становятся сыновья виноделов в России

Обсудите в телеграм-канале «РБК Вино».

Винодельня «Узунов»

Винодельня Узунов / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: Винодельня Узунов / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Ярослав Узунов

Винодел и глава проекта «Узунов» Ярослав Узунов признается, что идея создать свою винодельню зародилась в нем, когда он был совсем юным.

«Мой отец Юрий Иванович Узунов много путешествовал по Европе по разным винодельческим хозяйствам. Приезжая из путешествия, он рассказывал мне о том, что в Европе очень много небольших семейных виноделен, которые передаются из поколения в поколение. Эти рассказы уже тогда зародили во мне зерно, которое позже выросло в мечты создать что-то подобное», — рассказывает Ярослав Узунов.

«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Генеральный партнер мероприятия — Sovcombank Wealth Management. Купить билеты вы можете тут!

Реклама, ПАО «Совкомбанк», Erid: F7NfYUJCUneRGyQqi4oR

«Поворотным моментом в моем становлении как винодела, за который я очень благодарен своему отцу, стала практика на реальном винодельческом хозяйстве. В 2009 году, будучи первокурсником Кубанского государственного аграрного университета, я впервые попал на сезонную работу в «Фанагорию», где на протяжении уже почти 30 лет работал виноделом мой отец.

Одно дело — высшее образование, которое, бесспорно, важно. Другое дело — возможность получить опыт работы на большом производстве. Да, у нас были практики, но они были всегда в апреле, а не в самые важные для виноделия месяцы. Поэтому начиная с первого курса с августа по ноябрь я работал на заводе рабочим, так называемым в винной среде шланг-боем, и выполнял всю грязную работу.

В 2012 году, когда на четвертом курсе группа моих однокурсников приехала на экскурсию на винодельню «Фанагория», я встретил их в должности технолога, у которого уже были в подчинении рабочие.

Сегодня моему проекту «Узунов» уже десять лет. Отец сейчас в большей степени просто созерцает наше детище и дегустирует наше вино, иногда с нами участвует в составлении купажей и просто получает удовольствие. Если мне нужен совет, я знаю, что всегда могу к нему обратиться».

Gavras

Винодельня Gavras
Фото: Винодельня Gavras

Азат Хдрян

30-летний винодел Азат Хдрян, сын Армена Хдряна, основателя винодельческого проекта Gavras в Крыму, рассказал, что отец и команда винодельни полностью разделяют и поддерживают его стратегию развития.

«Я благодарен отцу за то, что он доверил мне штурвал этого корабля. Мы всё обсуждаем, и он никогда не сомневается в том курсе, которым я веду наше хозяйство, — говорит Азат Хдрян. — Наш путь в виноградарстве начался, как часто это бывает, по воле случая. Этой идеей нас заразил наш нынешний главный агроном Сергей Викторович Рубцов в 2017 году.

А в натуральное виноделие нас привел еще более забавный случай. В 2021 году, перед сбором первого урожая, одну из клеток винограда сорта «арени» начали поедать собаки. Мы приняли решение спасать виноград и собрать его, пока животные не закончили начатое. Получилось всего около 300 кг, и я предложил винифицировать его в стиле минимального вмешательства, который на тот момент отец и Сергей Рубцов не особо поддерживали.

Тем не менее мне удалось их уговорить, и результат поразил всех! Это вино навсегда определило наш путь в мире виноделия. Я счастлив, что сегодня мы движемся именно этим путем, и уверен, что единственный правильный путь для малого хозяйства — это натуральное виноделие.

Отец и Сергей Викторович сегодня полностью разделяют со мной эту позицию. Ведь базово мы виноградарское хозяйство — десять месяцев работаем в поле и два месяца в погребе, одним словом, крестьяне-ремесленники. Поэтому мы уверены, что нашему винограду для того, чтобы стать отличным вином, нет необходимости в особом вмешательстве.

Я очень благодарен родителям за врожденные навыки и их правильное развитие. Сколько себя помню, отец всегда занимался предпринимательской деятельностью, и я не представлял, что сам буду заниматься чем-то иным. Начиная с 20 лет я предпринимал самостоятельные попытки сделать какой-то бизнес и с этими идеями приходил к отцу, он всегда помогал мне советами, которые многому меня научили.

Сегодня Gavras — это наш семейный проект, к развитию которого также присоединилась моя младшая сестра Вивьен, ну и конечно, ничего бы не было без надежного тыла, который обеспечивает наша мама.

Виноградники расположены в Бахчисарайском районе Крыма, рядом с селом Тенистое. Общая площадь — 20 га из восьми сортов винограда. Наша главная фишка — красные армянские сорта, которые в стране выращиваем только мы, — «арени», «ахтанак», «чаренци», «кармрают», также есть отечественные — «кокур» и «левокумский», и международные — «сира» и «мурведр».

Два наших вина вошли в «Гид по российским винам» 2025 года и будут представлены на винном салоне 22–23 февраля в Москве».

Vinabani

Юрий Химичев / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: Юрий Химичев / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Юрий Химичев

«Что подвигло меня заниматься виноделием? Абсолютно банальная вещь», — рассказывает Юрий Химичев, сын потомственного донского винодела Николая Мефодьевича, глава КФХ, владелец бренда Vinabani.

«Вся наша семья всегда занималась виноградниками. Их укрывали, всегда обрезали. Потом отец пошел работать на хозяйство, расположенное недалеко от Новочеркасска, которое занималось виноградарством и садоводством. Его очень быстро назначили директором виноградарского хозяйства, которое было основано в 1956 году прошлого века, впрочем, как и все хозяйства, которые появились на левобережье Дона. Мы всей семьей ходили работать на виноградники, в том числе и я. Укрывали, пропалывали, подвязывали, чеканили. Вино всегда было нашим образом жизни.

Семейная винодельня Vinabani / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: Семейная винодельня Vinabani / Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Николай Мефодьевич

Поэтому, когда мне задали вопрос, с чем я хочу связать свою жизнь, я ни секунды не колебался. Я поехал в тот же хутор, где на виноградниках работал мой отец, и стал помогать ему. В 1992 году я приехал на винное хозяйство, и меня назначили старшим рабочим на виноградниках, где я проработал три года, затем четыре года — в отделе снабжения. Когда я всему научился, меня назначили заместителем директора. При этом у меня нет специального образования. Я всему научился сам.

Елизавета, старшая дочь, хорошо помогает с продажами и продвижением, а сын Николай мечтает стать военным летчиком или виноделом. Я считаю, что решать ему».

Domaine Lipko

domainelipko / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: domainelipko / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Иван Липко

Сын владельца винодельческого хозяйства Domaine Lipko Алексея Липко Иван говорит, что отношения внутри компании основаны на взаимодействии отца и сына и только потом — бизнес-партнеров.

«Отец предоставляет мне полную свободу в принятии решений. Но сама идея запустить такой проект принадлежала моему папе. Еще в 2016 году, во время одного из путешествий, он очень сильно погрузился в тему виноделия. Это так увлекло, что он начал искать возможности приобрести землю в России и заняться производством вина здесь. Эта идея очень удачно совпала с тем, что в этот момент земля еще была относительно доступна и не так дорога, с одной стороны. С другой — государство оказывало значительную поддержку виноделам. И с самого первого дня он привлек меня к реализации проекта.

Владимир Трефилов / РИА Новости
Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Алексей Липко

Сегодня в Domaine Lipko между нами очень четко разграничены обязанности. Отец доверяет мне все процессы, связанные с агрономией, оперативным управлением на виноградниках и виноделием. Я уверен во всем, что связано с бизнес-процессами, которыми руководит отец.

У нас есть новые совместные проекты. Например, отец в 2025 году планирует запустить новый бренд. Вина будет производить только из винограда советской коллекции института «Магарач». Линейка будет запущена на базе нашей винодельни, под нашей лицензией. Это будут новые красные и белые сладкие, полусладкие вина из винограда сортов «рубин Голодриги», «кентавр», «цитронный Магарача», «Олег», «рубиновый Магарача».

Dubinin Winery

Винодельня DUBININ WINERY / Вконтакте
Фото: Винодельня DUBININ WINERY / Вконтакте

Сергей и Никита Дубинины

Сын Сергея Дубинина, основателя винодельческого проекта Dubinin Winery, Никита бросил карьеру руководителя в одном из крупных российских банков и посвятил себя виноделию. Вот что говорит о нем Сергей:

«Я думаю, что моего сына сменить род деятельности подвигла прежде всего любовь к вину. Огромная любовь к вину. Второе — как бы это ни звучало банально, мои долгие-предолгие убеждения в том, что нет ничего лучше совместного бизнеса.

Сегодня Никита — винодел проекта Dubinin Winery, полностью занимается технологией вина и всем, что связано с ЕГАИС и договорными отношениями. Я занимаюсь производством. Если говорить простым языком, я — руки, Никита — голова проекта.

Знаете, что нас больше всего объединило? «Совиньон блан»! Мы ушли из Анапского района в Крымский район, купили новую технику, заменили оборудование, купили новую землю, поменяли схему посадки, изменили плотность посадки с 3 тыс. кустов на гектар до 5 тыс. кустов на гектар. Это все мы сделали вместе, чтобы создать вино, которое нам нравится.

На самом деле работа отцов и сыновей должна сопровождаться семейной дружелюбностью, пониманием общих целей и того, как их достигать. Это очень сильно объединяет семьи и позволяет решать абсолютно разные задачи. Ведь если посмотреть, мой родной дед был полностью неграмотным человеком, ставил вместо подписи крестик. Мой отец, как и я, окончил институт. А мой сын уже вовсю владеет технологиями, и у него в каждом кармане — смартфон, ноутбук или планшет с Wi-Fi. И сегодня наша главная задача — создать как можно более автоматизированное предприятие и исключить человеческий фактор как ошибочный».

Chateau Andre

zavgar.83 / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: zavgar.83 / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Андрей Завгородний

Сын Андрея Завгороднего Андрей Завгородний-младший говорит, что перед тем, как заняться виноделием, они с отцом изучали лекарственные травы во французском Провансе.

«У нас там был проект по выращиванию лекарственных трав, и на тот момент, в 2016 году, мы изучали культуру, историю и технологию производства лекарственных трав. При этом мы каждый день засыпали и просыпались на винодельне», — рассказывает учредитель винодельни Chateau Andre.

«Однако, когда наши французские консультанты приехали в Россию, они заключили, что Крымский район не годится для выращивания трав из-за погодных условий. Но зато они увидели, что это земли для виноградника, и по-настоящему увлекли нас этой идеей. На ближайшем семейном совете было решено попробовать заниматься виноделием и каждый год высаживать по 10–15 га виноградников. Сегодня у нас уже 14 сортов винограда на 86 га.

Я благодарен отцу за то, что он научил трудиться, принимать правильные решения, и за смелость. Когда ты понимаешь, что всегда рядом с тобой поддержка, то тебе горы по колено».

Поделиться