Рынок готовой еды в России вырастет почти в четыре раза

Обновлено 25 июня 2024, 14:28

Объем рынка готовой еды в ближайшие годы вырастет до 14 трлн руб., прогнозируют эксперты. Россияне будут продолжать заказывать доставку из ресторанов, но наибольший потенциал аналитики видят в сегменте доставки из сетевых магазинов. Перспективы рынка готовой еды в ближайшие несколько лет обсудили на VII Ресторанном экономическом форуме

Рынок готовой еды обладает большим потенциалом
Фото: Aleksandra Suzi / Shutterstock / FOTODOM

Рынок готовой еды обладает большим потенциалом

Потенциальный объем рынка готовой еды в России составляет 14 трлн руб., что в 3,7 раза больше текущего объема рынка, который оценивается в 3,8 трлн руб. Об этом сообщила руководитель аналитической группы «РБК Исследования рынков» Инга Микаелян в ходе VII Ресторанного экономического форума.

За 2023 год россияне потратили в ресторанах (рестораны, кафе и самовывоз из них) 2,3 трлн руб. (с НДС), при этом траты жителей на доставку продуктов составили 492 млрд руб., на кулинарию — 955 млрд руб.

«Траты на готовую еду представляют собой долю 62%, на траты в ресторанах приходится порядка 13%, 25% приходится на покупку кулинарии в самих магазинах. Объем рынка готовой еды составляет 3,8 трлн руб. При этом в перспективе этот рынок может вырасти в четыре раза, до 14 трлн руб.», — рассказала «РБК Вино» Инга Микаелян.\

Рынок готовой еды в России вырастет почти в четыре раза

Где будут заказывать еду россияне

По словам эксперта, борьба за сегмент в ближайшие два-три года будет происходить между сетями ресторанов и продуктовыми сетями. При этом рынок доставки из ресторанов пока не имеет больших перспектив по причине дефицита кадров и высокой стоимости самой доставки как для ресторана, так и для потребителя. Аналитики ожидают замедления роста этого сегмента. В то же время в дальнейшем, по словам эксперта, ожидается более динамичное развитие рынка кулинарии.

«Ретейлеры прилагают усилия по расширению ассортимента готовой еды, становясь конкурентами крупных ресторанных проектов. Выбор потребителей в рамках каждодневного потребления становится шире. Россияне выбирают между ресторанами, доставкой и покупкой готовой кулинарии в продуктовых магазинах», — отметила эксперт.

Дополнительным драйвером к развитию рынка готовой еды послужит и сегмент e-grocery (продажи через интернет), который к 2027 году, по данным аналитиков, может вырасти втрое. Кроме того, готовая кулинария имеет ценовое преимущество перед ресторанами, там средний чек может быть в два-три раза ниже, чем при доставке из ресторана.

Как изменится спрос на рестораны

Как сообщила Микаелян, оборот ресторанного рынка в России в 2023 году составил 2,8 трлн руб. (рестораны, кафе, самовывоз и доставка), что на 19% больше, чем пять лет назад, в 2019 году. За этот же период количество сетевых ресторанов, кафе и баров увеличилось на 13,6%, до 38,8 тыс. единиц. То есть несмотря на COVID-19, события 2022 года (санкции в отношении России, волатильность рубля и др.), ресторанный рынок сумел к 2023 году не только адаптироваться к данным серьезным вызовам, но и значительно превысил показатели стабильного 2019 года. Уход иностранных брендов также не оказал существенного влияния на ресторанный рынок, указала эксперт.

Рынок готовой еды в России вырастет почти в четыре раза

Что касается развития доступных ресторанных концепций, то спрос россиян на демократичные концепции сохраняется: число сетевых точек питания в категориях Fast food, Fast casual и Free flow приросло на 1177 единиц с 2020-го (сентябрь) по 2023-й (июль). Однако ввиду ностальгии россиян по отдыху за рубежом будут пользоваться спросом и рестораны с кухней стран Азии и других популярных для отдыха направлений (+269 единиц).

Сколько россияне готовы платить за доставку

Рынок готовой еды в России вырастет почти в четыре раза

По данным аналитиков, рынок доставки готовой еды движется в сторону платной доставки, при этом сами потребители оплачивать услугу не готовы. Так, за доставку в течение одного-двух часов не готовы платить 44% потребителей, а 17% потребителей готовы заплатить за такую доставку до 50 руб. За доставку продуктов в течение 15–30 минут не готовы платить 37% россиян, но 15% заплатят до 50 руб.

Как отметила эксперт, сегодня оп-3 игроков («Яндекс Еда», «Маркет Деливери» и «Додо Пицца») занимают 38% оборота рынка доставки из ресторанов. При этом лидеры рынка активно осваивают смежные сегменты — доставку продуктов питания, потребительских товаров.

Поделиться