Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Подпольные конторы перестали быть крупнейшими рекламодателями Рунета

Подпольное казино Azino 777 и не имеющий лицензии букмекер 1XBet по итогам 2019 года утратили статус крупнейших заказчиков видеорекламы в Рунете. Пиратским ресурсам теперь выгоднее размещать рекламу легальной конторы «1хСтавка»
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Исследовательская компания Mediascope предоставила РБК свой рейтинг крупнейших рекламодателей Рунета в сегменте онлайн-видео в 2019 году. В измерениях учтена только реклама in stream — когда ролик рекламодателя интегрирован в чужой видеоконтент, например демонстрируется перед началом или в середине фильма. Подсчитан показ роликов, которые только на десктопах увидели пользователи, проживающие в крупных городах с населением от 100 тыс. человек.

В 2019 году затраты на такую видеорекламу и на десктопах, и на мобильных устройствах увеличились, по оценке российского офиса Internet Advertising Bureau, на 23%, до 14,7 млрд руб.

Подпольные конторы перестали быть крупнейшими рекламодателями Рунета

Главная особенность рейтинга за 2019 год — присутствие в первой десятке только легальных рекламодателей. Когда два года назад специалисты Mediascope впервые назвали крупнейших заказчиков видеорекламы в Рунете, на 14-м месте по итогам 2017 года оказалось онлайн-казино Azino 777, запрещенное в России, но при этом известное многим за счет размещения своей рекламы на многочисленных пиратских ресурсах. Алексей Бырдин, гендиректор ассоциации «Интернет-видео», объединяющей легальные онлайн-кинотеатры, назвал тогда в беседе с «Коммерсантом» такую ситуацию «чудовищной».

В 2018 году Azino 777 стало и вовсе крупнейшим рекламодателем Рунета в сегменте онлайн-видео. Но, как потом сообщал РБК, уже в первом квартале 2019-го нелегальное онлайн-казино резко снизило свою рекламную активность. По итогам всего прошлого года Azino 777 заняло только 24-ю строчку, уточняет Mediascope.

Онлайн-казино Azino 777 утратило статус крупнейшего рекламодателя Рунета
Технологии и медиа
Фото:Victor J. Blue / Bloomberg

На этом фоне в начале прошлого года резко увеличил свою активность букмекер 1XBet, не имеющий в России соответствующей лицензии Федеральной налоговой службы (ФНС) и, как следствие, права продвигать свои услуги (ст. 7 закона «О рекламе» запрещает рекламу, если ее заказчик не имеет необходимой лицензии). Но после резкого всплеска в первом квартале 2019-го позже рекламы 1XBet в Рунете заметно стало меньше. По итогам всего года этот рекламодатель в рейтинге Mediascope занял только 20-е место.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

На шестой строчке в рейтинге крупнейших заказчиков видеорекламы оказался другой букмекер — «1хСтавка». Визуальный облик сайта этой конторы идентичен доступным «зеркалам» блокируемого в Рунете 1XBet. Но «1хСтавка», в отличие от 1XBet, ведет свой бизнес в России на законных основаниях: у зарегистрированного в Брянске ООО «Букмекер Паб», на которое оформлен бизнес, есть лицензия Федеральной налоговой службы, и оно, как того требует законодательство, является членом отраслевой саморегулируемой организации.

Основной владелец «1хСтавка» неизвестен: 12,1% ООО «Букмекер Паб», по данным ЕГРЮЛ, принадлежит Дмитрию Казорину, 87,9% — кипрской Ehrilch Ltd, конечные бенефициары которой не прослеживаются.

В Mediascope уточняют, что у букмекеров «1хСтавка» и 1XBet есть пересечение по площадкам, где размещались их ролики, но небольшое: первый рекламодатель задействовал в прошлом году 871, второй — 623 сайта, попавших в мониторинг. И лишь на 322 сайтах появилась реклама сразу двух букмекеров.

Запросы РБК по адресам электронной почты, указанным на сайте «1хСтавка» и доступным «зеркалам» 1XBet, остались без ответа.

Что говорят правообладатели о борьбе с пиратством

Борьба с пиратами принесла свои результаты, единодушны опрошенные РБК правообладатели.

Положительная динамика наметилась еще в 2017 году, когда в рамках усовершенствованного антипиратского законодательства стали блокироваться и «зеркала» нелегальных ресурсов, заявила исполнительный директор Ассоциации продюсеров кино и телевидения Ольга Жукова. По ее словам, в 2019 году при участии экспертов ассоциации было обработано почти 5 тыс. заявок на признание интернет-ресурсов «зеркалами».

Доступность нелегального видеоконтента снизилась и после того, как осенью 2018 года был подписан антипиратский меморандум, в соответствии с которым поисковые системы стали оперативно удалять ссылки на сайты с нелегальным контентом, передал через пресс-службу президент Медиакоммуникационного союза Михаил Демин. В организации напоминают, что с момента подписания меморандума из поисковой выдачи было удалено 2,4 млн ссылок.

Трафик из поиска на крупнейшие легальные кинотеатры за год вырос на 145%, на сайты телеканалов первого и второго цифровых мультиплексов — на 37%, приводит свою статистику на ноябрь 2019 года к ноябрю 2018-го представитель «Яндекса».

Демин ссылается и на расчеты «ТМТ Консалтинга», согласно которым в 2019 году рынок легальных видеосервисов в России вырос на 50%, при этом платящая аудитория благодаря развитию подписки выросла на 48%.

Явное снижение доступности пиратского контента отмечают и в Национальной медиа группе (РЕН ТВ, «Пятый канал», СТС, «Домашний» и др.). Там, в частности, напомнили, что в прошлом году была выключена сеть доставки контента Moonwalk, через которую доставлялся контент для 80% пиратских сайтов в России.

Если в конце 2018 года телевизионного контента в цифровой среде через платформу «Витрина ТВ» было 3 млн просмотров в месяц, то в конце 2019 года уже 41 млн, приводит пример развития легальных видеосервисов заместитель гендиректора Национальной медиа группы Алексей Янчишин.

Снизилось ли потребление пиратского контента

То, что в первую десятку рекламодателей в сегменте онлайн-видео больше не входят ни Azino 777, ни 1XBet, не означает резкого снижения потребления пиратского контента, категоричен Бырдин из «Интернет-видео». Просто, по его словам, теперь на пиратских ресурсах активно рекламируется ведущая легальный бизнес «1хСтавка».

Данные Mediascope это подтверждают: больше всего видеореклама «легального клона» 1XBet в 2019 году размещалась на таких сайтах, как lordfilms.tv, lordsfilms.tv, filmshd.club, seasonvar.ru и т.п. (сейчас доступ к этим площадкам заблокирован).

Есть простое объяснение, почему пиратские онлайн-кинотеатры сделали ставку на рекламу легального букмекера, а не запрещенного в России 1XBet, констатирует Бырдин. Если у организатора азартных игр и пари нет лицензии, то у ФНС и Роскомнадзора есть все полномочия оперативно ограничить доступ как непосредственно к сайту такой компании, так и к площадке, где размещена информация о компании, в том числе ее реклама. Поэтому правообладателю достаточно подать жалобу в Роскомнадзор, заполнив специальную форму на сайте ведомства, и вскоре доступ к пиратскому ресурсу будет ограничен. Только ассоциация «Интернет-видео», по словам Бырдина, в прошлом году подавала чуть ли не ежедневно по несколько жалоб на рекламу 1XBet.

РБК направил запросы в Роскомнадзор и ФНС. Последняя ранее сообщала, что еще в 2016 году зарегистрированная в Гибралтаре Techinfusion Ltd, управляющая сайтами 1xbet.com и 1-x-bet.com, была признана нарушителем российского законодательства за осуществление деятельности без лицензии.

В случае с «1хСтавка» у ФНС нет оснований для блокировки сайтов, размещающих рекламу этого букмекера, так как у этой конторы есть лицензия, объясняет Бырдин. Размещая свои ролики в пиратском видеоконтенте, «1хСтавка» нарушает лишь закон «О рекламе». Сейчас в интернете реклама букмекеров допускается на сайтах СМИ спортивной тематики, спортивных федераций и лиг, а также в интернет-версиях спортивных бесплатных телеканалов.

За соблюдение рекламного законодательства отвечает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), у которой сегодня нет полномочий, подобно ФНС, оперативно блокировать нарушителей в интернете. ФАС может лишь возбуждать административные дела и после недель разбирательств выдавать предписания устранить нарушение. Максимальный штраф за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц определен в 500 тыс. руб.

Поэтому, продолжает Бырдин, единственная возможность заблокировать пиратский сайт с рекламой легального рекламодателя — использовать инструменты, предусмотренные либо антипиратским законодательством (обращение в Мосгорсуд, блокировка сайта в виде обеспечительной меры, судебное разбирательство), либо антипиратским меморандумом (отправить в Медиакоммуникационный союз ссылки на пиратские ресурсы, которые поисковики обязаны удалить из выдачи в течение шести часов).

Правообладатели, в частности «Интернет-видео» и Ассоциация продюсеров кино и телевидения, еще в 2018 году обсуждали с ФАС возможные поправки, которые бы позволили службе оперативно блокировать нарушителей в интернете, рассказал Бырдин. Ведомство прорабатывает этот вопрос, но пока законотворческая работа по данной теме находится на начальной стадии, уточнила руководитель управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.

Почему российские футбольные клубы рекламируют 1XBet

Не имеющий в России лицензии букмекер 1XBet в прошлом году стал спонсором сильнейших футбольных клубов мира, пусть и на непродолжительное время.

Контора, основные бенефициары которой неизвестны, в июле 2019 года заключила глобальные спонсорские контракты с двумя клубами Английской премьер-лиги, «Ливерпулем» и «Челси».

Но уже в сентябре оба приостановили сотрудничество с 1XBet, после того как получили предупреждение от британского регулятора Gambling Commission. Из его уведомления следовало, что новый глобальный партнер клубов не имеет лицензии на осуществление своей деятельности в Великобритании, поэтому размещение логотипов 1XBet на форме футболистов недопустимо. От партнерства ранее отказался и «Тоттенхэм», после того как власти Кении аннулировали лицензию 1XBet (спонсорский контракт разрешал букмекеру использовать образ капитана клуба в своей рекламе в Африке).

В июле владельцы 1XBet подписали многолетний спонсорский контракт и с «Барселоной». Это сотрудничество продолжается, следует из информации на сайте клуба.

Логотип 1XBet можно увидеть и во время матчей приостановленного сейчас сезона Российской премьер-лиги — например, когда играл «Краснодар», чьим официальным спонсором выступает легальный букмекер «1хСтавка». Именно это партнерство позволяет футболистам «Краснодара» выступать в форме с логотипом незаконного в России 1XBet.

У ФАС, отвечающей за соблюдение закона «О рекламе», нет оснований, чтобы пресечь появление логотипа 1XBet на российских стадионах, свидетельствует судебное разбирательство ведомства с футбольным клубом «Локомотив» и его коммерческим партнером.

Еще в июле 2017 года во время матча за Суперкубок России по футболу игроки «Локомотива» вышли на поле в форме с символикой 1XBet, что ФАС признала нарушением закона «О рекламе». Но «Локомотив» оспорил это решение в Арбитражном суде Москве, и все три инстанции встали на сторону клуба. У него, как сейчас у «Краснодара», был заключен контракт с легальной конторой «1хСтавка». На нее, как указано в судебных материалах, зарегистрированы товарные знаки «1хСтавка» и просто 1X.

Слово «ставка» переводится на английский как bet, поэтому «1хСтавка» вправе использовать логотип 1XBet, признали все три судебные инстанции.

РБК направил запрос в футбольный клуб «Краснодар».

Минобороны показало удар по комплексу Patriot. Видео

Зеленский раскрыл потери Украины с начала военных действий

35 рыбаков оказались на льдине в Финском заливе. Видео

Мэр Лондона призвал конфисковать принадлежащую россиянам недвижимость

Как выглядит новый российский ракетоносец ТУ-160М. Видео

⚡ Кто попал под новые санкции Запада

Боррель назвал срок, когда может решиться исход конфликта на Украине

Лукашенко прокомментировал заявление Армении о членстве в ОДКБ

В России возобновили выпуск Hyundai и Kia, но под другим брендом. Фото

Xiaomi показал свой самый дорогой смартфон. Фото и цены

В какой банк положить деньги? Топ-10 вкладов в феврале 2024 года

В России ждут рекорда по дивидендам. Последние новости о выплатах компаний

Открыть счет в Казахстане стало труднее. Что произошло?

В России анонсировали игру про счастливое детство 1990-х. Опубликованы скриншоты

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Букмекеркие услуги"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 23 февраля
EUR ЦБ: 100,44 (+0,55)
Инвестиции, 22 фев, 16:42
Курс доллара на 23 февраля
USD ЦБ: 92,75 (+0,31)
Инвестиции, 22 фев, 16:42
В Германии выявили «фальшивых беженцев» с Украины с гражданством ЕС Политика, 11:59
«5% только снится»: почему вам никак не удается снизить текучесть кадров Pro, 11:56
Правительство выделило ₽4 млрд на выплаты мобилизованным пенсионерам Общество, 11:56
ФСБ задержала почти 50 человек по подозрению в финансировании боевиков Общество, 11:44
Меньше кода и больше продуктов: что low-code-платформы дают банкам Тренды, 11:38
«13 негативных явлений». Какой эффект дали озолотившие фарму вакцины Pro, 11:37
Более 10 тыс. человек задержаны после начала беспорядков в Эквадоре Политика, 11:30
Нетворкинг: как заводить полезные знакомства
За 5 дней вы научитесь производить нужное впечатление и извлекать пользу из новых контактов
Прокачать навык
Красный Крест зафиксировал рост спроса на психологическую помощь Общество, 11:30
Пушилин пообещал жителям Авдеевки компенсации за жилье Общество, 11:29
На лайнере у берегов Маврикия ввели карантин из-за подозрения на холеру Общество, 11:26
В Саудовской Аравии начали расследование из-за неприличного жеста Роналду Спорт, 11:25
В Верховном суде назвали дату прощания с председателем Лебедевым Общество, 11:24
Топ-3 неактуального для спального района бизнеса РБК и ПИК, 11:22
Бербок призвала Запад надавить на Китай и КНДР из-за конфликта на Украине Политика, 11:20