Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

К HeadHunter подали иск из-за негативных отзывов о работодателе

Какие шансы добиться их удаления с платформы
Новосибирская «Микросан» пытается через суд удалить отзывы о себе как работодателе, размещенные пользователями на HeadHunter. Подобных дел в России немного из-за сложностей доказательств ущерба репутации и модерации комментариев
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

В конце марта новосибирский поставщик электронных компонентов «Микросан» подал иск на принадлежащий HeadHunter сервис отзывов о работодателе Dream Job «о защите исключительных прав на товарный знак», а в начале мая — иск к самой HeadHunter с требованием удалить с hh.ru ссылку на отзывы о себе с Dream Job. Это следует из данных картотеки арбитражных дел.

Как пояснил РБК источник, знакомый с процессом, суть претензий заключается «в порочащих комментариях», размещенных на HeadHunter и Dream Job. Сейчас о компании есть единственный отзыв, и рейтинг на Dream Job составляет 4,7 из 5, убедился РБК.

Еще один источник, знакомый с ситуацией, пояснил, что на сайте HeadHunter у «Микросана» был рейтинг, который компания самостоятельно скрыла. Однако осталось стандартное пояснение: «Работодатель скрыл свои оценки, вы их можете увидеть на Dream Job». От HeadHunter «Микросан» требует удалить и его.

HeadHunter начал переговоры о смене штаб-квартиры
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

Ранее, в ноябре прошлого года, «Микросан» подал иск к территориальному управлению Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу с требованием ограничить доступ к информации на сайте отзывов о работодателях antijob.net. Суд удовлетворил это требование, но в середине июня территориальное управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу подало на него апелляцию. Сейчас на указанном сайте сохраняются негативные отзывы о компании.

РБК направил запрос в «Микросан», HeadHunter и Роскомнадзор.

Как удаляют негатив из интернета

Для HeadHunter это первый подобный спор, но различные компании периодически судятся с другими интернет-игроками из-за негативных отзывов и комментариев. Исход таких дел может зависеть от содержания отзыва или комментария.

Например, в декабре 2022 года производитель и поставщик асфальтобетонных смесей и бетонов «Беатон» подал иск к «ВКонтакте» и «Яндексу» о признании несоответствующими действительности и порочащими деловую репутацию жалоб пользователей, что компания вредит окружающей среде. В случае с «ВКонтакте» суд сначала отказал в иске, но в апреле этого года удовлетворил апелляцию истца и отменил это решение, обязав соцсеть удалить комментарии. Сейчас комментарии к ряду публикаций закрыты. В споре с «Яндексом» суд встал на сторону «Беатона» и обязал удалить комментарии, но на стадии апелляции это решение было отменено. Суд пришел к выводу, что «Яндекс» не является автором и распространителем сведений, авторы комментариев не передают их «Яндексу» для распространения, а размещают самостоятельно. Спор дошел до Верховного суда, который вернул «Беатону» кассационную жалобу. Когда аналогичные претензии возникли у «Сибпрома» к 2ГИС, Верховный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, в котором сведения признали порочащими и обязали сервис удалить их.

Какая соцсеть в России стала догонять «ВКонтакте» по аудитории
Технологии и медиа

В споре с «Яндексом» суд указал, что комментарии носили характер оценочных суждений, поэтому компания оказалась объективно права, а «ВКонтакте» и 2ГИС проиграли, потому что комментарии были в форме утверждения о фактах, поэтому и решения разные, объяснил руководитель направления «разрешения IT&IP-споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. По его словам, с подобными исками компании обращаются нечасто. Он предположил, что это может быть связано с «низкой эффективностью этого инструмента» — в случае удаления комментариев они могут быть написаны вновь. Но сама по себе практика по таким спорам для компаний положительная, сформировался подход, по которому комментарии пользователей на платформе признаются недостоверными и порочащими деловую репутацию, а саму площадку считают не исполнившей обязанности по контролю, указал юрист. В споре с HeadHunter, по словам Шицле, истцу нужно будет доказать, что комментарий связан с ним и порочит его деловую репутацию, что есть утверждение о недостоверном факте.

По словам партнера Semenov&Pevzner Юлии Ярных, широкой практики исков к интернет-платформам из-за комментариев от компаний в России нет, в том числе из-за позиции Конституционного и Верховного судов, по которым платформы не являются зарегистрированными СМИ и рассматриваются как информационные посредники. Но по словам старшего партнера адвокатского бюро «Дубровская, Кузнецова и партнеры» Марины Дубровской, в последнее время количество споров о распространении сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, сильно возросло. Сами компании часто рассчитывают на досудебное урегулирование, но адвокатская практика показывает, что такой метод не всегда эффективен, отметила она.

Отзывы влияют на рекомендательные алгоритмы, помогают пользователям сформировать мнение о том или ином сервисе, и многие компании сами просят клиентов оставлять их, чтобы поднимать активность, напомнил основатель Liveinternet Герман Клименко. По его мнению, большинство компаний не обращают внимание на негативные комментарии. «Нередко за ними могут скрываться происки конкурентов или так называемых потребительских террористов, а компании, которые чересчур опасаются порочащих комментариев, могут столкнуться с еще более негативными последствиями», — отметил он. В частности, если работодатель скрывает отзывы о себе, это настораживает — соискатель может решить, что с компанией что-то не так, считает Клименко.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Мэр Николаева сообщил об отсутствии электроснабжения Политика, 15:38
Степанова и Букин пятый раз стали чемпионами России в танцах на льду Спорт, 15:34
Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков РБК и Teboil PRO, 15:30
В жилом доме на востоке Москвы вспыхнул пожар. Видео Общество, 15:30
Без лишнего шума: почему набирают популярность ретейл-медиа Отрасли, 15:29
Как автоматизировать предприятие с оборудованием от разных вендоров Отрасли, 15:19
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
ZN сообщило, что Ермак «никуда не ушел» Политика, 15:03
ФИФА запретила клубу Роналду регистрировать новых футболистов Спорт, 14:57
Буданов признал критическую зависимость Киева от разведданных США Политика, 14:53
Большунов остался без наград в спринте на этапе Кубка России в Ижевске Спорт, 14:38
Экс-премьера Пакистана и его жену приговорили еще к 17 годам тюрьмы Общество, 14:35
Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову РБК и ВТБ, 14:28