Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Технологии и медиа⁠,
0

Самозанятые таксисты попросили власти ослабить к ним требования

Объединение самозанятых просит правительство разделить требования к самозанятым перевозчикам и таксопаркам. Единый подход к регулированию, по их версии, привел к тому, что более миллиона водителей работают в серой зоне
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Объединение самозанятых России (общественная организация, представляющая интересы самозанятых специалистов сферы услуг, перевозок, продаж и т.д.) 19 августа направило премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой на законодательном уровне разделить требования к самозанятым перевозчикам и таксопаркам (копия есть у РБК; отправку обращения подтвердили в объединении).

В письме отмечается, что Закон о такси (ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации...»), вступивший в силу в сентябре 2023-го, «уравнял в обязанностях две экономически неравные модели». В результате самозанятые должны за свой счет приобрести полис ОСАГО по более дорогому тарифу для такси, перекрасить свой автомобиль в установленный субъектом России цвет, дважды в день проходить медосмотр и один раз в день — техосмотр автомобиля.

Для обсуждения предложений по изменению Закона о такси объединение предлагает создать рабочую группу с участием общественных организаций, представляющих интересы самозанятых водителей, таксопарков, перевозчиков, служб заказа такси.

Власти не нашли оснований для отсрочки новой страховки для таксистов
Бизнес
Фото:Олег Яковлев / РБК

В данный момент из более чем 600 тыс. официально зарегистрированных самозанятых, указавших в качестве основного вида деятельности работу в такси, только 20 тыс. (чуть более 3%) получили разрешение в соответствии с требованиями Закона о такси, говорится в письме. Еще более миллиона таксистов, боясь штрафов за невыполнение требований, не стали регистрироваться в качестве самозанятых и работают полностью в серой зоне.

С 1 сентября 2023 года в России вступили в силу новые требования к сфере такси, направленные на повышение безопасности и качества услуг. В рамках реформы была создана федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Такси», а также три региональных реестра — автомобилей, перевозчиков и агрегаторов, которые обязаны передавать данные в указанную систему.

Одним из значительных нововведений стала легализация работы самозанятых в такси. Также введены ограничения для водителей с непогашенной судимостью и тремя неоплаченными административными штрафами. Для агрегаторов установлена обязанность проверять водителей по реестрам и гарантировать, что заказы передаются только тем, у кого есть действующее разрешение. Автомобили такси теперь должны иметь цветографическую схему («шашечки») и оранжевый фонарь на крыше, а цвет кузова и экологический класс должны соответствовать требованиям конкретного региона. Кроме того, службы заказа такси обязаны автоматически передавать ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных с информацией о перевозках, местоположении такси и водителя.

РБК направил запрос в правительство.

Оправданы ли опасения

По состоянию на август 2024 года во ФГИС «Такси» содержатся 92 тыс. записей в реестре перевозчиков легковыми такси, из которых 25 тыс. — самозанятые, еще 573 тыс. записей содержатся в реестре автомобилей легковых такси, 1,2 тыс. записей — в реестре служб заказа легковых такси, рассказал РБК руководитель Центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус.

По данным Федеральной налоговой службы, которые приводит собеседник РБК, к 1 августа в России насчитывалось 632 тыс. самозанятых водителей такси. «По совокупным данным больших служб заказа легкового такси и экспертным оценкам, количество выполняющих заказы водителей такси составляет 2–2,5 млн человек. Таким образом, введенное регулирование не достигло одной из главных целей — получение разрешений самозанятыми», — говорит собеседник РБК.

В целом, по его мнению, Закон о такси оказался «слишком сложным для исполнения» как участниками рынка, так и органами исполнительной власти. «Отдельные нормы имеют двойное и даже тройное толкование. Для участников рынка сложность заключается в забюрократизированной разрешительной системе, не эффективной в условиях цифровой экономики и в избыточных требованиях, большинство из которых устарело. Для органов исполнительной власти регионов законодательством не определены источники финансирования полномочий. Рынок такси фактически остался прежним, со всеми своими недостатками и экономическими проблемами», — уверен Швагерус.

Предложение о разделении требований к самозанятым и таксопаркам вызвало много вопросов у Общественного совета по развитию такси. Его председатель Ирина Зарипова считает его неэффективным, так как вслед за подобными изменениями может последовать такое же требование от представителей, например, перевозок в сфере общественного транспорта. «Считаем, что необходимо модернизировать и развивать саму систему требований, среди которых обязательное прохождение медицинского осмотра и технического состояния автомобиля такси», — говорит Зарипова.

В «Яндекс Такси» не увидели риска оттока водителей из-за новых полисов
Общество
Фото:Андрей Любимов / РБК

Она согласна, что сегодня многим водителям не хватает круглосуточных точек, где они могли бы пройти медосмотр. Также не каждая станция техосмотра имеет право на выпуск автомобиля такси. По ее мнению, ситуацию могут исправить крупные таксопарки, которые готовы принимать самозанятых водителей на своих базах и оказывать им услуги по выпуску.

Зарипова отметила, что масштабной регистрации самозанятых-перевозчиков пока не произошло. Причинами слабой динамики получения разрешений перевозчиками-самозанятыми она считает низкую информированность водителей такси, особенно в регионах, а также высокую стоимость полиса ОСАГО для таксистов. «Полис ОСАГО для такси стоит в пять–семь раз дороже обычного, что для самозанятых является неподъемной суммой», — добавила Зарипова.

Требования закона о такси сложнее выполнять самозанятым водителям на собственных автомобилях, остальные могут арендовать машину в таксопарке уже с необходимыми разрешениями и страховками, сказал РБК представитель «Яндекс Такси». По оценке компании, сейчас в России меньше 1 млн водителей такси, и эта цифра продолжает снижаться. Часть водителей, по словам собеседника РБК, ушли из отрасли в том числе из-за ужесточения требований.

«Главное достижение закона — открытие прямого доступа для самозанятых в отрасль. Кроме того, закон закрепил ответственность агрегаторов и сделал рынок прозрачным с помощью цифровых региональных реестров такси, — говорит представитель «Яндекс Такси». — Сложности возникают с выполнением отдельных излишне жестких требований. Например, получить разрешение самозанятый перевозчик может только в регионе постоянной регистрации, водителям дорого и сложно приобретать страховки для такси, учитывая, что для многих это не основная работа».

РБК направил запрос в «Ситимобил».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Такси"

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 18 декабря
EUR ЦБ: 94,15 (+0,34)
Инвестиции, 05:08
Курс доллара на 18 декабря
USD ЦБ: 80,38 (+0,95)
Инвестиции, 05:08
«Золотая лихорадка»: как компании превратить данные о клиентах в деньги РБК и PostgresPro, 05:20
Politico сообщило о расколе внутри ЕС из-за споров о российских активах Политика, 04:51
Военные США сообщили об уничтожении судна наркоторговцев в Тихом океане Политика, 04:44
Мадуро заявил о попытках смены режима в Венесуэле Политика, 04:13
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Фон дер Ляйен призвала ЕС учиться вести «современную гибридную войну» Политика, 03:28
В США отклонили резолюции о запрете военных действий в Венесуэле Политика, 03:23
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Мэр Ростова сообщил о погибших при атаке дронов на порт Политика, 03:01
Поврежденный дронами танкер в порту Ростова загорелся Политика, 02:57
Лукашенко назвал Путина «волкодавом» в политике и великим человеком Политика, 02:40
The Economist назвал три фактора, из-за которых у ВСУ проблемы Политика, 02:23
Reuters узнал об обращении Венесуэлы к Совбезу ООН на фоне агрессии США Политика, 02:13
Украинский футболист ПСЖ не участвовал в поздравлении Сафонова Спорт, 01:55
Четверо жителей Батайска пострадали при атаке беспилотников Политика, 01:52