Перейти к основному контенту
Технологии и медиа⁠,
0
Эксклюзив

Традиционная розница обвинила интернет-платформы в дискриминации

Розничные сети обвинили интернет-платформы в дискриминации
Представители традиционной розницы предложили властям заставить маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования, ограничить число пунктов выдачи заказов в регионах, а также запретить приоритизацию собственных торговых марок
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Представители традиционной розницы просят власти внести изменения в законопроект о так называемой платформенной экономике. Это следует из писем председателю правительства Михаилу Мишустину и замруководителя администрации президента Максиму Орешкину, направленных крупнейшими отраслевыми объединениями — Ассоциацией торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), Ассоциацией анимационного кино, Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Ассоциацией производителей фирменных торговых марок «Русбренд» и Ассоциацией прямых продаж. Копии писем есть у РБК, их содержание подтвердили представители ассоциаций.

В письмах перечисленные организации указали на дискриминацию участников традиционной розницы, продавцов и покупателей со стороны маркетплейсов, на то, что эти площадки отдают приоритет продвижению собственных торговых марок, необоснованно завышают цены и штрафы, способствуют распространению контрафакта, нарушению прав на интеллектуальную собственность в карточках товаров, дробление и др.

Минэк определился с регулированием маркетплейсов и агрегаторов
Технологии и медиа
Логистический центр «Яндекс.Маркет» в Московской области

Компании-участницы, входящие в эти ассоциации, просят представителей власти принять ряд их предложений при подготовке проекта закона «О платформенной экономике». О том, что Минэк работает над созданием единого для всех цифровых платформ законопроекта, стало известно в конце сентября. Документ даст определение посреднических цифровых платформ (к ним относят площадки, где размещаются предложения о продаже товаров, оказании услуг или выполнении работ, а также о размещении заказов, которые дают возможность заключать сделки между партнерами и пользователями, а также оплачивать товары и услуги с помощью технических средств платформы). Платформы будут обязаны раскрывать обязательные условия в договоре, например основания и порядок применения штрафов или порядок включения в программы скидок. Сейчас интернет-площадки часто меняют договоры оказания услуг и не уведомляют об этом продавцов, а также штрафуют и блокируют партнеров без предварительных уведомлений.

Авторы письма предлагают заставить маркетплейсы раскрывать алгоритмы ценообразования, ввести понятие дискриминации партнеров и покупателей и запретить приоритизацию товаров собственных торговых марок при формировании цены или выдаче товаров на странице сайта. Предлагается также обязать передавать в налоговую данные, содержащие признаки дробления, и установить ответственность за нарушение этого требования.

Продавцы пожаловались, что маркетплейсы ставят скидки без их ведома
Бизнес
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

В своем письме ассоциации утверждают, что сейчас на рынке распространены практики дискриминации продавцов и покупателей товаров и услуг, которые влекут за собой риски недополучения прибыли обычными продавцами и необоснованные сверхприбыли для маркетплейсов. В качестве примера приводятся товары принадлежащих Wildberries брендов Razz, Norfield и др.

Проект должен быть более четко сфокусирован, чтобы учесть интересы всех участников рынка, считает председатель совета Торгово-промышленной палаты по развитию цифровой экономики и глава АПКИТ Николай Комлев. По его мнению, нужно расширить перечень лиц, которые не должны попасть под действие закона, исключив магазины приложений, соцсети и площадки, распространяющие исключительно товары и услуги собственных брендов. «Тем самым будут однозначно выделены объекты регулирования, а небольшие платформы и соцсети, как не оказывающие существенного влияния на рынки, сохранят конкурентоспособность и потенциал для развития», — убежден Комлев. В письме в качестве критериев попадания под действие нового регулирования предлагается рассматривать аудиторные и рыночные показатели платформ, например чтобы число сделок и количество пользователей в сутки превышало 100 тыс.

Директор по связям с общественностью РАТЭК Антон Гуськов объясняет необходимость дополнительной маркировки карточек товаров проблемой недобросовестных продавцов, которую «затруднительно выявить потребителю при покупках на маркетплейсах из-за «накрученных» отзывов и оценок». Кроме того, практикуемый площадками принцип ранжирования товаров по цене не дает определить, является ли продавец официальным представителем бренда или нет, обладает ли необходимыми лицензиями и разрешениями, является ли его товар импортным или отечественным.

ФНС начала работу по «управлению рисками» продавцов на маркетплейсах
Экономика
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Также ассоциации предлагают установить минимальную площадь пункта выдачи заказов в 25 кв. м, наделить региональные власти полномочиями устанавливать максимальное число таких точек в регионе. Как отметил Гуськов, это отвечало бы сложившейся практике в других отраслях, например закон «Об основах госрегулирования торговой деятельности» предусматривает ограничения для покупки и аренды дополнительных площадей для продовольственных розничных сетей. «Равномерное развитие традиционных сетей и пунктов выдачи заказов маркетплейсов обеспечит оптимальное соотношение их точек, что сохранит уровень конкуренции и обеспечит баланс интересов», — считает представитель РАТЭК.

Представитель Минэка подтвердил получение письма. РБК направил запрос в правительство.

Согласны ли интернет-площадки с претензиями

В Ассоциации цифровых платформ (АЦП, включает Avito, Wildberries, Ozon, «Купер» и «Яндекс») настаивают, что модель регулирования традиционной торговли не должна применяться к цифровым площадкам, а законопроект, предлагаемый Минэком, уже учитывает специфику их регулирования. «Указанные ассоциациями предложения избыточны и уже были отклонены регуляторами в ранее обсуждаемых законопроектах. Многие меры уже реализованы на практике. Например, маркетплейсы уже участвуют в пилоте ФНС по обмену информацией с платформами», — напомнил представитель АЦП.

В пресс-службе Wildberries также указывают, что платформы уже раскрывают правила работы своих алгоритмов и рекомендательных сервисов. Также законопроект в текущей редакции уже предлагает регулирование в части мер ответственности — обязывает платформы установить все их виды и процедуру их применения и оспаривания.

Другие предложения окажут негативный эффект на участников платформенного бизнеса, считают в профильной ассоциации. Так, ввод ограничения числа пунктов выдачи заказов в регионе приведет к стагнации предпринимательства в стране и снижению уровня доступности товаров для россиян и росту цен. «Важно, чтобы оно способствовало дальнейшему развитию участников экономических отношений, а не девальвировало уже достигнутые рынком результаты», — заявили в АЦП.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:51
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58
Звонарева в 41 год вышла в полуфинал крупного турнира ITF Спорт, 15:58
Украинская триатлонистка оскорбила решившую выступать за Россию Лыскун Спорт, 15:58
Как налоговая реформа отразится на компаниях Радио, 15:57
Власти США назвали ожидаемое число иностранных гостей на ЧМ-2026 Спорт, 15:55
Прокачайте когнитивные способности
Тренируем мозг с интенсивом
Подробнее
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Глава Euroclear пообещала оспорить в суде план изъятия российских активов Политика, 15:45
Увольнение как развод: какие вопросы задать сотруднику на exit-интервью Образование, 15:41
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38
Telegraph узнала о просьбе Мадуро сохранить $200 млн в обмен на отставку Политика, 15:32
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27