Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Москвичей предупредили о похолодании на следующей неделе Общество, 04:17 Джонсон предупредил британцев об ухудшении ситуации с коронавирусом Общество, 03:53 Государство снизило долю в «Роснефти» в рамках венесуэльской сделки Экономика, 03:43 Первый случай заражения коронавирусом выявили в Иркутской области Общество, 03:18 В Ростове полностью ликвидировали крупное возгорание камыша Общество, 03:12 Грузия отказалась пропускать возвращающихся из Армении россиян Общество, 03:02 В Чечне ввели жесткий карантин из-за коронавируса Общество, 02:39 «Газпром» отчитался о снижении доходов топ-менеджеров Бизнес, 02:10 Московское метро временно «переименовало» две станции из-за коронавируса Общество, 01:54 Сеул заявил о запуске КНДР неопознанного снаряда в сторону Японского моря Политика, 01:39 Столица Саудовской Аравии подверглась ракетному обстрелу Политика, 01:28 За сутки коронавирусом в мире заболели более 60 тыс. человек Общество, 01:09 Как в мире прошла акция «Час Земли». Фоторепортаж Общество, 00:53  В Мурманской области ограничили въезд в два города из-за коронавируса Общество, 00:31
Технологии и медиа ,  
0 

Аудитория заблокированного Telegram приблизилась к рекордным показателям

Несмотря на блокировку, российская аудитория мобильного приложения Telegram после сезонного летнего спада вновь растет. Она уже приблизилась к рекордным апрельским показателям, когда к мессенджеру было приковано всеобщее внимание
Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

В октябре 2018 года ежедневная российская аудитория мобильного приложения Telegram составила почти 3,4 млн человек в возрасте 12–64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тыс. человек (100+). Такие данные предоставила РБК исследовательская компания Mediascope. Ежемесячная российская аудитория мобильного приложения Telegram в октябре 2018 года приблизилась к 9,3 млн человек.

Свои измерения аудитории на мобильных устройствах во всех крупных городах Mediascope проводит с осени 2017 года, и этот октябрь — первый месяц, когда данные по аудитории можно сравнить с аналогичным периодом прошлого года.

За год ежедневная аудитория мобильного приложения Telegram в городах 100+ выросла более чем в полтора раза. В октябре 2017 года это были лишь 2,2 млн человек. Ежемесячная аудитория увеличилась менее значительно — всего на 27% (годом ранее это были 7,2 млн человек). Таким образом, за прошедший год россияне гораздо чаще стали пользоваться мобильным приложением мессенджера в ежедневном режиме.

При этом с середины апреля этого года мессенджер Telegram в России заблокирован. Весной Таганский районный суд Москвы признал, что британская Telegram Messenger LLP, управляющая созданным Павлом Дуровым сервисом, нарушила российское законодательство — компания не предоставила ФСБ ключи для расшифровки сообщений пользователей. Роскомнадзор внес сервис в реестр запрещенных сайтов, и операторы связи начали его блокировать.

Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров заявлял в мае этого года, что из-за блокировки «деградация Telegram» на различных устройствах составляет 10–15%. Данные же Mediascope свидетельствовали, что в апреле 2018 года ежедневная российская аудитория мобильного приложения Telegram резко — сразу на 31% — выросла по сравнению с предыдущим месяцем и достигла рекордного значения за всю историю измерений на мобильных устройствах.

Александр Жаров в комментарии РБК объяснял это «эффектом Стрейзанд»: попытка скрыть информацию приводит к ее еще большему распространению.

В мае, когда сервис был заблокирован, аудитория снизились незначительно: ежедневная — на 1% по сравнению с рекордным апрелем, ежемесячная — на 6%.

Летом аудитория мобильного приложения Telegram снизилась уже более заметно. Но такую же отрицательную динамику в России показывали и все остальные мессенджеры — WhatsApp, Viber, Skype и др. 

Осенью аудитория приложений всех мессенджеров вновь вернулась к росту, свидетельствуют измерения Mediascope. По итогам октября ежедневная аудитория Telegram в городах 100+ лишь на 331 тыс. человек (или на 9%) была меньше, чем в рекордном апреле. В ежемесячной аудитории этот разрыв составляет 2,2 млн человек, или 19%.

Создатель Telegram Павел Дуров не ответил на запрос РБК. Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский отказался от комментариев. Ранее в ведомстве, отвечая на запрос РБК, указывали на то, что суд не возложил на Роскомнадзор обязанность анализировать аудиторию мессенджера — только ограничить доступ.

То, что сервису Telegram, несмотря на блокировку, удается сохранять свою аудиторию в России, обусловлено рядом факторов, главные из которых — удобство этого мессенджера и наличие Telegram-каналов, которые сейчас востребованы у читателей, считает директор по стратегическим проектам Института развития интернета Ирина Левова. «Очевидно также, что блокировка Telegram как инструмент борьбы не очень эффективна», — добавила Левова.

Второй митинг в поддержку Telegram в Москве. Фоторепортаж
Фотогалерея 

С ней соглашается и главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его словам, оттока аудитории Telegram нет еще и потому, что мессенджер в большинстве случаев работает даже без средств обхода (к примеру, VPN-сервисов). «Росту же аудитории поспособствовал бесплатный PR из-за блокировки», — констатирует Казарян.

Как в России измеряют аудиторию на мобильных устройствах

У исследовательской компании Mediascope есть собственная мобильная панель: в российских городах с населением от 100 тыс. человек отобраны, по данным на июнь 2018 года, почти 5,8 тыс. человек в возрасте 12–64 лет. Это типичные жители крупных городов в выбранной возрастной группе. Специальный софт компании RealityMine отслеживает все действия респондентов на мобильных устройствах на базе Android и iOS.

Приведенные данные Mediascope отражают лишь количество человек, которые заходили в мобильные приложения Telegram и других мессенджеров. Что делает пользователь внутри приложения и насколько он удовлетворен сессией, измеритель не фиксирует.

Магазин исследований: аналитика по теме "Интернет-торговля"