Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Рассеянный на улице: чем опасны пешеходы и велосипедисты со смартфонами Партнерский проект, 19:47
Bloomberg узнал об ограничениях для клиентов UniCredit и Intesa в России Финансы, 19:40
Хоккейный клуб выгнал трех учеников спортшколы после заявления о насилии Спорт, 19:35
Осцилляторы в биржевой торговле: что это, виды и основные сигналы Инвестиции, 19:33
В Белоруссии ограничат пребывание граждан в пограничной полосе с Украиной Политика, 19:32
За рамки стереотипов: гендерные тренды поколения альфа Совместный проект, 19:30
В ВОЗ заявили об отсутствии необходимости в прививке от оспы обезьян Общество, 19:27
«Первый канал» подал в суд на Google Технологии и медиа, 19:27
«Ведомости» узнали об идее Минфина разрешить оплату криптовалютами Финансы, 19:19
Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов «Апрельские тезисы» Политика, 19:18
Прокуратура Молдавии обжаловала решение суда о домашнем аресте Додона Политика, 19:17
Капитана «Ромы» признали лучшим игроком Лиги конференций Спорт, 19:09
Goldman Sachs выбрал самые перспективные акции IT-сектора на 2022 год Инвестиции, 19:07
Металлурги начали снижать производство. Почему у них стали падать доходы Pro, 19:03
Технологии и медиа ,  
0 

Бизнес попросил не приравнивать блогеров к новостным агрегаторам

Интернет-компании направили в профильный комитет Госдумы предложения по изменению законопроекта о новостных агрегаторах. Текущая редакция была принята в первом чтении 19 апреля и вызвала массу споров
Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

​​Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), объединяющая более ста крупнейших игроков интернет-рынка, подготовила предложения к законопроекту о новостных агрегаторах, сообщила РБК представитель ассоциации Екатерина Воробьева.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин сообщил РБК, что в нижней палате поправки РАЭК получили. По его словам, предложения отрасли аппарат комитета обсудит на следующей неделе.

РАЭК предлагает уточнить понятие «владелец новостного агрегатора», которое в законопроекте «определено слишком широко». В результате под определение могут подпасть интернет-сервисы, которые никакого отношения к новостным агрегаторам не имеют, — социальные сети, мессенджеры, поиск и так далее.

Ассоциация также предлагает дополнить законопроект положением о том, что помимо СМИ новостными агрегаторами не являются блогеры и операторы поисковиков, которые позволяют пользователям искать информацию в интернете. Формулировку «новостная информация» РАЭК предлагает заменить другой — «сообщения о новостях дня», — которая уже есть в действующем законодательстве (пп.4 п.6 ст.1259 ГК РФ).

Еще одно предложение — исключить из законопроекта пункт, согласно которому​ за информацию, распространяемую новостным агрегатором, ответственность несет его владелец, ​даже если это дословное цитирование СМИ. По мнению авторов поправок, это должно устранить дисбаланс в отношении ответственности агрегаторов.

Если требования к агрегаторам будут изменены в новом законопроекте, это устранит «неравные, ущемляющие условия для российских компаний по сравнению с иностранными, а также положения, которые могут привести к ограничению иностранных инвестиций», считают в РАЭК. Кроме того, ассоциация предлагает уточнить содержание предписания, направляемого ​Роскомнадзором владельцу новостного агрегатора, а также категорию информации, которую должен хранить владелец новостного агрегатора, и т.д.

Будь как СМИ: что думают о законопроекте власть и интернет-компании
Фотогалерея 
Авторы законопроекта

Facebook может попасть под действие законопроекта, если запустит свои новостные сервисы, которые пока тестируются, говорит один из авторов документа, депутат от КПРФ Александр Ющенко. Но в нынешнем виде соцсети, в частности Facebook и Twitter, предполагаемые нововведения не затронут. «Мы не хотим никого ограничивать, но все должно быть по закону», — объясняет коммунист.

«Яндекс» и Google — топовые компании, их оборот составляет миллиарды долларов. Поэтому для них не составит труда зарегистрировать отдельное юрлицо для работы в России и создать там редакцию, которая будет модерировать новости», — считает Ющенко. По его словам, «правительство занимает либеральную позицию, а работу агрегаторов нужно привести к морально-этическим нормам».

При разработке документа депутаты не консультировались с Минкомсвязи, утверждают Ющенко и его соавтор по законопроекту Алексей Казаков из «Справедливой России». По их словам, комитет готов обсуждать или дорабатывать документ в будущем

Pro
Фото: Kai Schwoerer / Getty Images Доллар по 180: зарубежные аналитики — о реальном курсе рубля
Pro
Кофе: отвечаем на распространенные вопросы о любимом напитке
Pro
Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении
Pro
Час спорта утром — залог креативности днем: ЗОЖ-секреты Ричарда Брэнсона
Pro
Вы хотите запустить производство: на какие льготы можно рассчитывать
Pro
Фото: Helena Lopes / Pexels Не открывайте бизнес с друзьями. Почему это суждение бывает ошибочно
Pro
Аналитики оценили, как долго доллар может торговаться по 60 руб.
Pro
Фото: Dan Kitwood / Getty Images Хотите заключить сделку — правильно молчите. Неочевидный секрет продаж

Изменения в закон «Об информации, информтехнологиях и о защите информации» и КоАП, регулирующие работу новостных агрегаторов, были внесены в Госдуму в феврале 2016 года депутатами от комитета по информационной политике Алексеем Казаковым и Александром Ющенко. Авторы инициативы хотели обязать новостные агрегаторы проверять распространяемую информацию, следить за тем, чтобы в СМИ не появлялось экстремистских материалов, и по запросу Роскомнадзора ограничивать доступ читателей к информации, в случае если та нарушает законодательство. На агрегаторы предлагалось также распространить ограничение по участию иностранного капитала, действующее для СМИ с 2016 года, — 20%. За неисполнение этих требований агрегаторам грозят штрафы от 100–200 тыс. до 5 млн руб.

«Мы же не приезжаем со своими правилами в Америку»

19 апреля законопроект был принят в первом чтении. При этом комитет по информационной политике в своем заключении высказался против предложения возложить на агрегаторов ответственность за распространяемую информацию: по закону о СМИ журналисты и так обязаны проверять достоверность публикуемой информации. Комитет также рекомендовал ко второму чтению уточнить в законопроекте понятие новостного агрегатора.

Один из авторов законопроекта Александр Ющенко в разговоре с РБК отметил, что, по мнению членов комитета, если агрегаторы собирают информацию от блогеров или иных не имеющих лицензии СМИ источников, они должны заниматься ее премодерацией и нести ответственность за эти данные.

Что касается предложения отрасли сузить определение «владелец новостного агрегатора», то в данном случае ключевым критерием является посещаемость ресурса более 1 млн человек в сутки, считает депутат. По его мнению, под определение, а значит, и под регулирование в рамках законопроекта должны подпадать и социальные сети Facebook и «ВКонтакте», в которых есть ленты новостей, агрегирующие информацию как от СМИ, так и от пользователей. «Facebook уже тестирует приложения, которые будут предлагать вам новостные сообщения, ранжировать их и представлять под своим «соусом», — сообщил Ющенко. Для соблюдения нормы об ограничении иностранного владения тот же Facebook должен зарегистрировать российское представительство, полагает депутат. Если западные компании не будут выполнять закон, они просто не будут работать на российском рынке, подчеркнул Ющенко: «Мы же не приезжаем со своими правилами в Америку и не говорим: «Давайте так работать». «Она [норма о 20% иностранного капитала] не будет двигаться ни на 19%, ни на 18%, ни на 25% — я не планирую ее убирать, у меня в редакции таких правок нет», — заявил парламентарий.

Представители отрасли и ранее критиковали текущую версию законопроекта. В частности, в отзыве «Яндекса» юристы компании обращали внимание на размытость определения новостного агрегатора. В Mail.Ru Group также отмечали, что термин «может быть применен практически к любому интернет-сервису, включая мессенджеры, соцсети, поиск и прочее». Ограничения иностранного капитала в «Яндексе» назвали чрезмерными и носящими «запретительный характер» для большинства российских компаний, а представитель Mail.Ru Group отмечал, что, «по сути, это означает ограничение на инвестиции в российский интернет».

Законопроект направлен против одной компании — «Яндекса», отметил в разговоре с РБК менеджер крупной российской интернет-компании. По его словам, для всех остальных игроков на рынке, у которых агрегаторы не имеют столь большого трафика, этот законопроект не представляет большой угрозы. Все, кроме «Яндекса», просто изменят структуру владения новостным сервисом, например перерегистрируют его на российского гражданина, чтобы обойти норму о запрете иностранного владения более 20%, считает собеседник РБК.

Авторы
Теги