Перейти к основному контенту
Город⁠,
0

Москва и Петербург предложили единое регулирование для курьеров

Власти Москвы и Санкт-Петербурга предложили расширить регулирование работы курьеров на всю страну. Бизнес предлагает взять за основу опыт столицы, но с возможностью для регионов его адаптировать под свою специфику
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

В России должно появиться единое регулирование работы курьеров на федеральном уровне, заявила руководитель проектов новой мобильности департамента транспорта Москвы Полина Стасюк, выступая на форуме электронной коммерции и ретейла E-Retail Week 2025, передает корреспондент РБК. Она назвала это следующим шагом после введения таких мер в Москве и Санкт-Петербурге.

По ее словам, помимо Москвы и Петербурга, о введении такого регулирования сейчас задумались другие регионы. При этом она отметила, что между крупными и малыми городами есть большая разница — в частности, у последних не всегда есть ресурсы для создания отдельных систем регулирования. Поэтому для федерального регулирования стоит выбрать отдельные общеприменительные практики.

Будущий федеральный закон должен установить принципы и определить, что от отрасли сможет требовать государство, и наделить регионы возможностью выбирать, как именно устанавливать правила работы сервисов доставки, поддержала зампредседателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александра Бахмутская.

«Не все города, как Москва и Петербург, обладают теми возможностями, которые есть у городов федерального значения. И поэтому здесь очень важный нюанс — предусмотреть внутри будущего закона какие-то гибкие моменты, чтобы регионы могли и в части исполнения будущих федеральных требований вносить свои изменения или дополнения или как-то корректировать, поскольку очень много больших, существенных задач, которые были отработаны в Москве, сейчас регионам попросту не под силу», — согласился президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС Александр Митюков.

Представители бизнеса, участвующие в обсуждении, в частности «Яндекса», «Купера» и «Вкусвилла», также поддержали это предложение. При этом директор по взаимодействию с органами власти «Купера» Павел Глухов призвал при формулировании законопроекта обратить внимание на то, что не все введенные в столицах требования к курьерам целесообразны для других регионов. Он привел пример, что обязательная установка номеров на транспорт доставщиков не везде логична, так как не во всех городах в целом развита система фиксации нарушений видеокамерами.

Президент МАКС отметил, что не во всех регионах готова как цифровая, так и наземная инфраструктура для переноса полноценного регулирования по примеру Москвы и Петербурга. Это, по его словам, также надо учесть при создании федерального регулирования.

Бахмутская также указала, что Санкт-Петербургу сейчас не хватает сотрудников, которые проверяют курьеров. Поэтому власти города хотели бы перевести часть правонарушений в автоматическую фиксацию и считают это вопросом федерального законодательства.

Вопрос регулирования доставки на уровне страны требует дополнительного обсуждения с рынком, поделилась с РБК вице-президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Лия Левинбук. По ее мнению, «федеральный зонтик» регулирования экспресс-доставки может быть более эффективен и экономически целесообразен для всех сторон, чем введение отдельных норм в 89 разных регионах.

Средние зарплаты курьеров в Москве выросли за год на 38%
Общество
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Как регулируют работу курьеров

Введение регулирования курьерской деятельности в Москве стали обсуждать в начале 2024 года. В мае того же года столичные власти утвердили стандарт работы курьерских сервисов, который предполагает требования к проверке личности, внешнего вида, сумки курьера, транспортного средства и развитию инфраструктуры. Для плавной адаптации бизнеса запуск регулирования был разделен на три этапа в течение 14 месяцев.

В середине июня 2025 года требования к курьерам закрепили и в Санкт-Петербурге: курьерам предписали иметь опрятный вид, светоотражающие элементы и идентификационный номер на одежде, термосумке и транспорте. Скорость на тротуарах и в пешеходных зонах была ограничена до 10 км/ч, а движение по ряду улиц в семи районах города с большим количеством пешеходов полностью запрещено. При этом на исполнение этих требований дали только месяц, что вызвало критику бизнеса. Так, несколько профильных ассоциаций обращались к властям города с просьбой ввести мораторий на штрафы за нарушения нового регулирования сотрудниками доставки.

Выполняя требования Москвы и Санкт-Петербурга, бизнес начал борьбу сначала с «ржавыми колхозниками», а после вступил в «банановые войны», когда курьеров приходилось убеждать использовать хороший чистый транспорт со специальным крепежом для сумки, а не использовать картонные коробки от бананов, чтобы сумка держалась, вспомнил замдиректора по взаимодействию с органами власти сервисов электронной коммерции «Яндекса» Максим Рожнев.

В августе правительство Петербурга запретило мигрантам работать в доставке наряду с такси. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов объяснил решение борьбой с теневой занятостью и целью повысить качество и безопасность услуг в курьерском секторе и создать новые рабочие места для российских граждан. Бизнес также негативно отреагировал на решение, предупредив о риске роста цен на услуги доставки на фоне дефицита кадров в отрасли.

Читайте РБК в Telegram

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 15:42
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 15:42
Какой вы руководитель: сравните себя с другими читателями РБК 15:52
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
В Калькутте арестовали организатора визита Месси после беспорядков Спорт, 15:40
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
Как легко решить пять главных проблем корпоративных автопарков РБК и Teboil PRO, 15:30
FT рассказала о попытке ЕС и Украины избежать «капитуляции» Политика, 15:19
Что добывают и производят в городах и провинциях Китая. Карта РБК и ВТБ, 15:15
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Бьюти-блогерам Целесте назначили меру пресечения по делу о клевете Общество, 15:09
США решили ослабить санкции против Белоруссии Политика, 15:06
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
Чемпионка мира заявила, что недовольна допуском российских лыжников Спорт, 15:03
Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование РБК х Ростелеком, 14:55
В Астрахани избили тренера гандбольного «Динамо» Заикина Спорт, 14:53
Шесть человек пострадали в ДТП с 25 автомобилями в Пензенской области Общество, 14:51