Исторический пуск: удастся ли SpaceX вернуть на Землю ракету-носитель

SpaceX уже экспериментировала с управляемым приводнением ракеты-носителя, но на этот раз ей предстоит организовать прицельное приземление на океаническую платформу – задача гораздо более сложная. Компания оценивает вероятность успешной операции невысоко – не более 50%, но обещает при любом исходе продолжить эксперименты до тех пор, пока механизм возврата и повторного использования ракеты-носителя не будет полностью налажен.
Первый «эксперимент» потребовал тщательной подготовки: поиск идеальных технических, погодных и прочих условий стал причиной многократного переноса запуска корабля. Изначально Dragon должен был стартовать еще 19 декабря, но менее чем за сутки до пуска операцию перенесли на первую неделю января. Основной причиной называлось положение МКС относительно солнца: весь конец декабря и начало января станция находилась под определенным углом освещения, были опасения, что ослепительный свет помешает «швартовке» корабля. Кроме того, за прошедшие две недели техники SpaceX смогли подробнее изучить результаты последних тестов ракеты.
Утром 6 января ракета-носитель с кораблем Dragon уже была выведена на старт, но привод управления вектором тяги показал неисправность, и операция была автоматически отменена за полторы минуты до предполагаемого пуска. Старт ракеты был перенесен на 9 января, а затем еще на один день, чтобы у инженеров было больше времени проверить привод управления. На случай четвертого переноса запуска команда SpaceX заранее утвердила резервную дату и время – 13 января в 11:36 мск.
Пока же старт ракеты Falcon 9 назначен на 12:47 мск 10 января. Вскоре после взлета первая ступень ракеты-носителя должна отсоединиться от «грузовика». После этого главная задача – стабилизировать курс ракеты, которая движется со скоростью 1300 м/с. Тормозные двигатели сначала замедляют движение до 250 м/с, а перед посадкой на морскую платформу скорость снижается до 2 м/с. Для более точной посадки SpaceX оснастила свою ракету решетчатыми стабилизаторами – своеобразными крыльями, которые должны выровнять курс падающей ракеты. До сих пор они применялись лишь на баллистических ракетах, снарядах класса «воздух – воздух» и в системе аварийного спасения советских кораблей «Союз». На беспилотной ракете-носителе такая технология используется впервые.
Для исторического приземления Falcon 9 компания Маска построила на верфи в Луизиане плавучую платформу, которая получила официальное название «автономного беспилотного судна-космодрома». Фотографию судна миллиардер впервые опубликовал в своем Twitter в конце ноября. Оно отдаленно напоминает военный авианосец: большую часть верхней палубы занимает посадочная площадка размером около 50 на 90 м. Размах посадочных опор Falcon 9 составляет в диаметре 22 м. Таким образом, операция по приземлению должна быть проведена со снайперской точностью. «Раньше точность посадки нашей ракеты находилась в пределах 10 км. На этот раз нужно достичь показателя в 10 м», – отметила пресс-служба компании.