Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

«Холоп» стал самым кассовым отечественным фильмом в истории России

Комедия «Холоп» поставила новый рекорд среди отечественных фильмов, заработав 2,9438 млрд руб. в российском прокате. Предыдущим лидером была спортивная драма «Движение вверх», вышедшая в прокат в 2017 году
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости
Фото: Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Комедия «Холоп» режиссера Клима Шипенко, стартовавшая в прокате 26 декабря 2019 года, заработала 2,9438 млрд руб., свидетельствуют данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) на 4 февраля. 

Это рекордные кассовые сборы для отечественного фильма за всю новейшую историю России, следует из данных ЕАИС. Предыдущим лидером кинопроката среди российских лент была спортивная драма «Движение вверх» о победе сборной СССР по баскетболу на мюнхенской Олимпиаде 1972 года. Она вышла в прокат 27 декабря 2017 года и за три месяца собрала, по информации ЕАИС, 2,9435 млрд руб. Чтобы достичь этой отметки, «Холопу» понадобилось два месяца.

Больше «Холопа» с 2004 года, когда ведется подсчет российского бокс-офиса, сумел заработать только голливудский «Аватар», который вышел в прокат в 2009 году и собрал более 3,6 млрд руб., следует из данных «Бюллетеня кинопрокатчика» (в ЕАИС данных по этому фильму нет).

Комедию о психологическом эксперименте, который ставит отец «мажора» Гриши (главного героя играет Милош Бикович), чтобы перевоспитать сына, сняла продюсерская компания Yellow, Black & White (создатель сериалов «Кухня», «Отель «Элеон») совместно с «Газпром-Медиа» и при участии телеканала «Россия 1». Производственный бюджет картины составил 160 млн руб., из них 60 млн руб. создатели получили от Фонда кино (35 млн руб. безвозмездно и 25 млн руб. на возвратной основе). Сколько было потрачено на продвижение фильма, его дистрибьютор «Централ Партнершип» (принадлежит «Газпром-Медиа») не раскрывает. Таким образом, картина окупилась уже в первый уик-энд проката, заработав 305,8 млн руб.

Что нужно, чтобы фильм окупился в прокате

Чтобы фильм стал коммерчески успешным еще на стадии кинопроката, его кассовые сборы должны быть приблизительно в два раза больше, чем производственный бюджет. Дело в том, что около половины бокс-офиса по итогу проката забирают себе кинотеатры, еще около 10–15% сборов достается дистрибьютору. В итоге продюсеры получают только 40–42% от тех денег, что их картина заработала на показах в кинотеатрах.

Продюсер также зарабатывает на продаже прав на ТВ и просмотре фильма в онлайн-кинотеатрах.

Основным конкурентам «Холопа», которые также стартовали в кинотеатрах на новогодних праздниках, пока не удалось окупиться в прокате: фильм «Вторжение» заработал 958,8 млн руб. при производственном бюджете 900 млн руб (из них 400 млн руб. создатели получили безвозмездно от Фонда кино), «Союз спасения» — 711,4 млн руб. при производственном бюджете 980 млн руб. (400 млн руб. картина также безвозвратно получила от Фонда кино).

РБК направил запросы в Yellow, Black & White, «Централ Партнершип» и на «Россию 1».

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Почему комедия стала лидером проката

Успех «Холопу» обеспечил в первую очередь «сарафан» — явление, когда зрители начинают оставлять положительные отзывы о картине и советовать ее посмотреть, в результате чего к традиционной кинотеатральной аудитории (приблизительно 4 млн человек) подключаются те, кто ходит в кино редко, объясняет гендиректор «Киноэкспертизы» Олег Иванов. По его мнению, на старте шанс стать лидером был у всех трех отечественных картин, вышедших в прокат в эти новогодние праздники, — «Вторжения» Федора Бондарчука о нападении инопланетян на Москву и «Союза спасения» Андрея Кравчука о восстании декабристов 1825 года. Но именно «Холоп», считает Иванов, совпал с настроением зрителя: «Фильм в легком жанре, при этом не примитивный, оказался выигрышнее для новогоднего проката».

На портале «Кинопоиск» зрители оценили «Холопа» в 7,1 балла из десяти возможных (свое мнение высказали почти 31 тыс. пользователей), «Союз спасения» — в 6,4 балла (18 тыс.), «Вторжение» — в 5,8 балла (14 тыс. пользователей).

Кроме того, у «Холопа» не было сильных конкурентов из Голливуда, которые притянули бы к себе внимание зрителей, а комедия-конкурент «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел-2» стартовала 12 декабря 2019 года и к началу новогодней битвы интерес зрителей к ней уже снизился, добавляет независимый аналитик Сергей Лавров.

На кассовые сборы «Холопа» повлияло и то, что создатели комедии успешно защитили свою картину от нелегального копирования. Фильм трудно найти в интернете в хорошем качестве, поскольку он еще не появился в онлайн-кинотеатрах и у пиратов не было возможности скопировать его и выложить в Сеть, что вынуждает зрителей идти в кинотеатр и смотреть «Холопа» там, указывает Лавров.

«Преодолеть рекорд комедии помог, как ни парадоксально, и предыдущий лидер отечественного проката — «Движение вверх», — полагает Иванов. Успешные отечественные картины помогают друг другу, поскольку показывают зрителю, что российское кино достойно внимания, а режиссерам — что зрители ждут таких картин, уточняет эксперт.

При этом по числу зрителей лидером все еще остается «Движение вверх», напоминает Лавров. По итогу проката в 2017 году спортивную драму посмотрели 11,9 млн, «Холопа» — 11,092 млн человек. Такую разницу в соответствии сборов и зрителей эксперт объясняет стоимостью билетов: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», средняя цена билета на киносеанс «Движения вверх» равнялась 247 руб., а на «Холопа» — выше на 9%, в среднем 269 руб.

Каким еще картинам удавалось заработать в России более 2 млрд руб.

Всего в новейшей истории отечественного кинопроката (с 2004 года) планку в 2 млрд руб. удалось преодолеть лишь восьми картинам, в том числе трем российским. Среди иностранных — экранизация комиксов «Марвел» «Мстители. Финал», ремейк мультфильма «Король Лев», фантастический боевик «Аватар».

Помимо «Движения вверх» и «Холопа» больше 2 млрд руб. сумела заработать военная драма «Т-34» режиссера Алексея Сидорова, которая вышла в прокат 1 января 2019 года.

Все три картины-рекордсмена выходили в прокат на новогодних праздниках, когда интерес зрителей к кинотеатрам повышается. При этом у всех трех во время проката не было сильных конкурентов среди голливудских фильмов: во время проката «Движения вверх» в 2018 году Минкультуры перенесло премьеру второй части «Приключений Паддингтона» за день до планируемого старта, сами режиссеры тогда признавали в открытом письме Дмитрию Медведеву, что «раздвижки релизов» (так называют смещение даты премьер иностранных картин от дня старта российского национального фильма) помогли «достигнуть превосходных результатов по сборам и количеству зрителей» картине «Движение вверх».

В предновогоднем прокате следующего, 2019 года дату премьеры не поделили две картины с участием актера Александра Петрова: комедия «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел» и драма «Т-34». В итоге продюсеры и дистрибьюторы договорились самостоятельно, однако вопрос с выходом американского мультфильма «Гринч» решила выдача прокатных удостоверений (осуществляется Минкультуры): премьеру картины перенесли с 22 декабря на 13 декабря 2018 года.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Кинопрокат"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
В Бразилии загорелся небоскреб Общество, 08:09
Какие магазины чаще всего открывают в новостройках РБК и ПИК, 08:06
Международные эксперты назвали особенности теракта в «Крокус Сити Холле» Политика, 08:01
Лавров назвал «здравые вещи» в мирном плане Китая по Украине Политика, 07:53
Польша подняла в небо самолеты из-за дальней авиации России Политика, 07:49
Байден заявил о готовности арабских государств признать Израиль Политика, 07:28
ВТБ вернет кешбэк с прямым начислением рублей вместо бонусов Финансы, 07:00
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Безглютеновая диета опасна для здоровья. Почему на ней сидят миллионы Pro, 07:00
Окна в пол и угловое остекление: как найти светлую квартиру РБК и ПИК, 06:59
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 06:57
Страны ЕС отказались выпускать молдавский детский хор из Белоруссии Общество, 06:49
Минюст напомнил о праве иноагентов баллотироваться на выборах в России Политика, 06:35
Папа римский впервые омыл ноги 12 женщинам в Чистый четверг Политика, 06:00
В Британии пожаловались на дефицит трупов для обучения медиков Общество, 05:58