Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Технологии и медиа ,  
0 

Созданная при поддержке «Сбера» соцсеть «Панч» закрылась

Пользователи российской соцсети «Панч» потеряют доступ к своему контенту
Созданная при поддержке «Сберинтертеймент» соцсеть «Панч» закрылась, а Chipz была переименована. Несмотря на остановку работы ряда зарубежных платформ, пока только у «ВК» получается развивать популярные российские проекты
Фото: Алексей Белкин / Бизнес Online / ТАСС
Фото: Алексей Белкин / Бизнес Online / ТАСС

В среду, 31 января, завершился срок, когда пользователи могли выгрузить свой контент из социальной сети «Панч», которая за две недели до этого объявила о закрытии и попросила скачать видеоролики.

Летом 2022 года стало известно, что «Сбер» тестирует две соцсети — аналог TikTok под названием Chipz и «Панч» для создания и продвижения музыки. Разработкой проектов занялась компания ESN (ООО «ЕСН»), которая принадлежала «Сберинтертейменту». Как тогда рассказывала сооснователь ESN Галина Дегтярева, среди других создателей компании были выходцы из «Яндекса» Дмитрий Ушанов и Виталий Григораш, а также Александр Самборский и Борис Малеев из «Газпром-Медиа».

В «Панче» можно было создавать свою музыку с помощью готовых битов, аудиоэффектов и нейросети, которая генерировала тексты песен на основе нескольких слов. Как рассказывала Дегтярева, сервис должен был стать первой в России платформой, где музыкальный пользовательский контент проходит путь от создания до дистрибуции, стать и музыкальной студией, и реалити-шоу.

Соцсеть ЯRUS объявила о закрытии
Технологии и медиа
Фото:Demian Stringer / ZUMAPRESS.com / Global Look Press

Но в середине января на сайте «Панч» появилось объявление о заморозке проекта. «На текущем рынке видеоплатформ очень трудно оставаться независимым проектом. Несмотря на постоянный рост авторов и количества контента, нам было непросто масштабировать зрителей. Рост замедлился — и это предопределило судьбу проекта», — объяснялись причины в сообщении. В нем отмечалось, что после 31 января серверы, на которых располагался проект, прекратят работу, а контент скоро перестанет быть доступен в приложении и на сайте.

Представитель «Сберинтертеймент» рассказал, что компания вышла из состава участников ЕСН в середине 2022 года. На тот момент проект «Панч» находился на стадии MVP (minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт. — РБК). РБК направил запрос Галине Дегтяревой.

Сколько было пользователей у «Панч», как и финансовые показатели соцсети, неизвестно.

Что стало с Chipz

Chipz разрабатывался как видеомессенджер, где видео должно было стать не формой продвижения, а форматом общения нового поколения, знакомства пользователей друг с другом. С TikTok этот сервис объединяют вертикальные видео и камера. Осенью 2023 года ESN зарегистрировала товарный знак «Спич». Судя по комментариям App Store, это переименованное приложение Chipz.

Согласно последним доступным данным в Rusprofile, в 2022 году выручка ЕСН составила 29 млн руб., а чистый убыток — 861 млн руб.

Как в России развиваются соцсети

После начала специальной военной операции на Украине в России приостановил работу ряд популярных соцсетей, в том числе китайская соцсеть коротких вертикальных видео TikTok. У пользователей сохранилась лишь возможность просматривать уже имеющиеся на площадке ролики. В начале этого года некоторая аудитория в России получила доступ к публикации и просмотру нового контента, но весь функционал по-прежнему недоступен. В марте 2022 года в России признали экстремистской Meta Platforms, а принадлежащие ей Facebook и Instagram заблокировали.

Две малоизвестные российские соцсети попали в топ наиболее скачиваемых
Технологии и медиа
Фото:Евгений Разумный / ТАСС

Существовавшие до февраля 2022 года в России соцсети посчитали, что получили новый импульс к развитию, и начали рекламные кампании. Также начали появляться новые проекты, но однозначно успешных среди отечественных проектов пока нет.

Развивавшаяся с 2020 года соцсеть ЯRUS, которая позиционировала себя как альтернативу заблокированным в России Facebook и Instagram, в середине 2023 года объявила о закрытии. «Чтобы ЯRUS состоялась, требовалось большое количество инвестиций, и мы нашли финансирование в России. Из-за политической ситуации поддержка проекта приостановлена. Мы находимся в поиске новых инвесторов», — говорилось в сообщении этого проекта.

Еще до начала спецоперации на Украине, осенью 2021 года, холдинг «Газпром-Медиа» представил Yappy — российское приложение для просмотра и создания коротких роликов длительностью до 15 и 60 секунд. В марте 2023 года в сервисе появилась монетизация. На февраль 2023 года, по собственным данным, Yappy имел 11 млн ежемесячных активных пользователей и более 2 млн активных авторов в России, Армении, Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Молдавии, Киргизии и Таджикистане. Для сравнения: месячный охват российских пользователей у TikTok в феврале 2023 года составлял 68 млн, по данным Mediascope, а в январе 2022 года — 65,8 млн человек.

Какая соцсеть в России стала догонять «ВКонтакте» по аудитории
Технологии и медиа

В случае со всеми «убийцами» зарубежных соцсетей действует одно правило — нет контента, нет и пользователей, отметил директор «Института исследований интернета» Карен Казарян. И если все, что может предложить российский сервис, — «отечественность», при доступности оригинального сервиса шансов выжить у него нет, считает Казарян.

По мнению основателя Liveinternet Германа Клименко, «без полного изгнания зарубежного конкурента» российские аналоги популярных соцсетей не смогут добиться какого-то результата. «TikTok хотя и приостановил работу в России, все равно функционирует, аудитория жива. Если мы хотим повторить функционал зарубежной соцсети, надо повторить ее сервис, предложить пользователям продукт класса люкс. Это колоссальные деньги», — указал он, оговорившись, что такая работа под силу холдингам уровня «Яндекса» или «ВК».

Основные проекты «ВК» — соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники» — хотя и создавались как аналоги зарубежных соцсетей, входили в топ наиболее популярных в России как до марта 2022 года, так и сейчас. Но в сегменте видеосервисов лидером остается принадлежащий американской Google YouTube.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 17 мая
EUR ЦБ: 98,9 (+0,07)
Инвестиции, 16 мая, 16:38
Курс доллара на 17 мая
USD ЦБ: 90,92 (-0,33)
Инвестиции, 16 мая, 16:38
ВТБ сообщил о мошеннической схеме с предложением продлить срок карты Финансы, 05:01
Власти Сербии одобрили строительство отеля в Белграде зятем Трампа Бизнес, 04:46
Развожаев сообщил об уничтожении десятков дронов и безэкипажных катеров Политика, 04:24
В Новороссийске отразили атаку более десяти беспилотников Политика, 04:16
В США пригрозили Китаю санкциями за поддержку ОПК России Политика, 04:11
Вучич сравнил с себя с Жуковым из-за давления Запада на Сербию Политика, 03:44
В Киеве начали снос малой Десятинной церкви УПЦ Общество, 03:20
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Финская таможня продала на аукционе велосипеды беженцев Политика, 03:06
Присяжные вынесли обвинительный вердикт авторитету Шишкану за убийства Общество, 02:49
В Севастополе частично пропал свет из-за упавших обломков дрона Политика, 02:34
ВКС России запустили ракету «Союз 2.1б» со спутниками Минобороны Политика, 02:21
В Турции запретили регистрировать второй ввезенный из-за рубежа смартфон Общество, 02:13
Телохранители назвали ошибки охраны Фицо во время покушения Политика, 02:00
В Белгородской области мать с ребенком погибли при атаке дрона-камикадзе Политика, 01:56