Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 
Эксклюзив

В банках оценили чеки на такси после нового закона

Как на цены повлияли регулирование и дефицит водителей
В банках оценили чеки на такси после изменения регулирования отрасли
В ноябре средний чек на такси снизился по сравнению с августом — последним месяцем перед изменением регулирования отрасли. Но за год поездки подорожали: игроки рынка объясняют это в первую очередь дефицитом водителей
«Яндекс» YNDX ₽2 429,2 -4,36% Купить
Фото: Андрей Любимов / РБК
Фото: Андрей Любимов / РБК

РБК опросил крупные банки о том, как изменился средний чек их клиентов на поездки в такси. Из предоставленных ответов следует, что в ноябре средний чек снизился на несколько процентов по сравнению с данными августа, но оказался заметно выше, чем в ноябре 2022-го:

  • по данным ВТБ (оценка транзакций по картам банка), в России средний чек поездки в ноябре по сравнению с августом снизился на 3%, до 384 руб., а по сравнению с ноябрем 2022 года вырос на 25%;
  • по данным аналитического проекта Tinkoff Data (анализ проводился на основе обезличенных транзакций клиентов «Тинькофф» в пользу сервисов такси), средний чек за 1–23 ноября составил 343 руб., что на 8% меньше, чем в августе, и на 21% выше, чем в ноябре 2022-го;
  • по данным банка «Русский стандарт», средний чек за услуги такси по картам банка в ноябре составил 455 руб., что на 4% ниже, чем в августе, и на 20% выше, чем в ноябре 2022-го.

По словам представителя «Тинькофф», рост среднего чека по сравнению с ноябрем 2022-го был зафиксирован во всех регионах, наиболее значительный в Хабаровском крае (+56%, до 297 руб.), Ростовской (+34%, до 302 руб.) и Кировской областях (+33%, до 229 руб.). В Москве средний чек составил 585 руб. (+25%). Представитель «Русского стандарта» отметил, что среди городов с самым большим количеством платежей за услуги такси наиболее высокими темпы роста среднего чека за год наблюдались в Ростове-на-Дону (+49%, до 305 руб.), Москве (+26%, до 434 руб.) и Челябинске (+22%, до 265 руб.). Но, например, в Омске показатель практически не изменился, снизившись на 1,6%.

В двух российских регионах ввели запрет на работу в такси для иностранцев
Общество
Фото:Денис Русинов / ТАСС

В «Яндекс.Такси» отмечают, что среди транзакций их пользователей на клиентов указанных банков приходится меньше трети и что у клиентов конкретного банка может быть особый профиль трат, уровень дохода и потребительские предпочтения. Представитель сервиса считает некорректным сравнивать цены в августе и ноябре одного года, поскольку на них влияет множество рыночных и сезонных факторов: соотношение спроса и количества работающих водителей, погода, разные сценарии поездок в разные месяцы и др. Из расчетов самой компании (средняя стоимость минуты поездки за 12 месяцев с декабря 2022 года по ноябрь 2023-го в регионах с городами-миллионниками) следует, что стоимость выросла во всех анализируемых регионах, наиболее сильно — в Ростовской области (+27%), Татарстане (+26%) и Челябинской области (+25%), наименее — в Самарской области (+17%) и Красноярском крае (+18%), а также Москве и Подмосковье (+19%). На увеличение средней стоимости минуты, по словам представителя сервиса, повлиял дефицит водителей, который вызван их переходом в другие сферы, снижением количества мигрантов в отрасли, ростом расходов на автомобили и их обслуживание, и одновременный рост спроса на поездки в такси на 20%. По оценке «Яндекс.Такси», чтобы сбалансировать спрос и предложение и нормализовать цены в пиковый сезон, необходимо привлечь около 80 тыс. водителей.

Представитель сервиса такси «Максим» с данными банков согласен. «В августе средний чек на поездки действительно был выше. Это обусловлено в том числе изменениями спроса и предложения — летом многие водители уходят на сезонные работы или просто отдохнуть, а пассажиры, наоборот, более мобильны», — отметил он. Изменение стоимости услуг такси за год в «Максим» связали с новым законом о такси, который исключил из отрасли тех, кто занимался подработкой и помогал снимать пиковые нагрузки, а также ростом цен на автомобили и топливо.

Как поменяли регулирование такси

С 1 сентября в России вступили в силу новые требования к такси. Были созданы федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Такси», а также три региональных реестра — автомобилей, перевозчиков и агрегаторов, которые должны передавать данные в указанную систему. Регионы должны были загрузить данные о действующих разрешениях на работу до 1 декабря. Также закон легализовал работу в такси самозанятых; появилось ограничение на работу для водителей с непогашенной судимостью и тремя неоплаченными административными штрафами; водителям могут приостановить действие разрешения на работу при отсутствии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для перевозок такси и ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Для агрегаторов появилась обязанность проверять водителей по реестрам и следить, чтобы заказы передавались только тем, у кого есть действующее разрешение на работу. Автомобили должны иметь на кузове цветографическую схему (шашечки), оранжевый фонарь на крыше; цвет кузова и экологический класс должны соответствовать требованиям конкретного региона, если такие установлены. Служба заказа такси должна автоматически передавать ФСБ доступ к своим информационным системам и базам данных со сведениями о перевозках, местоположении такси и водителя и др.

«Яндекс» назвал причины роста цен на такси в России
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

По словам представителя оператора ФГИС «Такси» — ФГБУ «Ситуационно-информационный центр Минтранса России», к настоящему времени в систему внесены 100% сведений по такси, зарегистрированным до 1 сентября. Он настаивает, что закон о такси не ввел «принципиально новых требований, способных повлиять на рост расходов перевозчиков и, как следствие, стоимости перевозок».

В начале октября представитель Минтранса говорил, что в отдельных регионах цены на услуги такси выросли на 44%, а в среднем по стране — на 5% из-за недостаточной подготовки регионов к реализации закона о такси и связанным с этим искусственным ажиотажем, а также роста стоимости расходных материалов и санкционного давления. Тогда же представитель Евразийской экономической комиссии прогнозировал, что к концу года стоимость проезда на такси в России может увеличиться на 10%.

По словам представителя «Яндекс.Такси», чем больше дополнительных ограничений будут вводить регионы, тем сложнее отрасли будет привлекать водителей и сдерживать рост цен. Источник РБК, близкий к еще одному участнику рынка, указал, что закон дал регионам возможность устанавливать экологический класс, и некоторые регионы установили класс Евро-5, хотя ранее автопарки активно закупали российские автомобили с экологическим классом Евро-2. «Теперь эти автомобили не допускаются на линию и простаивают, — отметил этот собеседник. — В тех регионах, где вводится обязательная расцветка для такси, сокращается число работающих самозанятых. В некоторых регионах обсуждается введение аттестации для водителей, что может существенно сократить их число».

В Минтрансе заявили о росте цен на такси на 44% в отдельных регионах
Технологии и медиа
Фото:Никита Попов / РБК

По словам представителя «Максим», закон на практике пока не заработал: до сих пор не все регионы передали свои реестры, и невозможно проверить наличие разрешения у перевозчика, если информация о нем еще не внесена во ФГИС «Такси». «Все еще не существует инфраструктуры для проведения предрейсовых медицинских и технических осмотров, которая могла бы обслуживать нужное количество самозанятых водителей. Не решена основная проблема нового закона — чрезмерные требования к самозанятым водителям на личных автомобилях, для физлиц эти требования сверхзатратны, избыточны и неисполнимы», — перечислил он. По его оценке, многие самозанятые уходят из отрасли: на региональных рынках отток водителей достиг 30%. Новые требования заставляют перевозчиков уходить «не только в налоговую тень, но отключаться от агрегатора и брать заказы от бордюра или через специальные чаты в мессенджерах», и такие поездки невозможно отследить, нельзя гарантировать их безопасность, указал представитель «Максим».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 29 февраля
EUR ЦБ: 99,45 (-0,47)
Инвестиции, 28 фев, 16:27
Курс доллара на 29 февраля
USD ЦБ: 91,87 (-0,17)
Инвестиции, 28 фев, 16:27
Педиатра Сергей Бутрия арестовали на 10 суток после интервью Гордеевой Общество, 06:17
Увеличилось число заявивших о работе в отпуске россиян Общество, 06:00
Минобороны отчиталось о закреплении в Работино Политика, 05:40
Минздрав зарегистрировал обновленный «Спутник V» Технологии и медиа, 05:12
Госдеп сообщил о наблюдении за Приднестровьем после обращения к России Политика, 04:47
Белый дом заявил, что врачи не проверяли умственные способности Байдена Политика, 04:21
В ВШЭ оценили вклад «газелей» в экономику России Экономика, 04:13
РБК Диалоги с Татьяной Бакальчук и Ольгой Наумовой
Не только женский бизнес: новые идеи, управление, масштабирование
Участвовать
В Херсонской области сообщили об отбитой высадке диверсантов Украины Политика, 03:44
В третьем штате запретили Трампу участвовать в праймериз Политика, 03:25
В США сорвалась казнь серийного убийцы Томаса Крича Общество, 02:50
Вернувшегося после обмена военного обвинили в боях на стороне Украины Политика, 02:25
Bild опубликовал «план нападения» России на Германию Политика, 01:27
Новак сообщил об отсутствии планов запретить экспорт дизеля Экономика, 01:12
В Раде сообщили о взломе сайта Политика, 00:33