Минэнерго РФ: Строительство БТС-2 может быть частично профинансировано за счет кредитов государственных банков.
Строительство Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2) может быть частично профинансировано за счет кредитов государственных банков, сообщил сегодня журналистам министр энергетики РФ Сергей Шматко. Он отметил, что в настоящее время обсуждается смешанное финансирование проектов. "Есть значительная часть финансирования, которое может быть выделено банками, в том числе государственными, есть часть, которая будет профинансирована при помощи государственной поддержки", - пояснил он. С.Шматко в очередной раз подчеркнул, что сообщения о возможном отказе от реализации проекта и от государственной поддержки "являются надуманными". По словам министра, проект постановления о начале строительства БТС-2 находится "в последней степени согласования". Он отметил, что постановление не прописывает схему финансирования трубопровода, а только дает старт началу реализации проекта. После выхода постановления будет обсуждаться финансирование проекта, в котором могут "участвовать много банков", в том числе на условиях проектного финансирования.
С.Шматко также отметил, что господдержка должна быть оказана строительству трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). Он отметил, что этот вопрос обсуждался на совещании у председателя правительства РФ Владимира Путина. В течение октября 2008г., по словам С.Шматко, "вопрос будет еще готовиться". Он подчеркнул, что решение вопроса финансирования ВСТО только через тариф - "дело опасное", так как "это может лишить нефтяные компании желания разрабатывать такие крупные проекты", как, например, Талаканское месторождение.
Напомним, АК "Транснефть" приступила к разработке технико-экономического обоснования проекта БТС-2. Конечным пунктом трубы станет порт Усть-Луга, предусмотрено ответвление на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Ранее Минэнерго внесло в правительство проект постановления о начале строительства. Как заявлял замглавы министерства Станислав Светлицкий, строительство может начаться в I квартале 2009г. По расчетам Минэнерго первая очередь проекта мощностью 30 млн т будет запущена в IV квартале 2011г.
На сегодняшний день в органах власти есть ряд разногласий в части финансирования БТС-2. Так, по мнению Минэнерго, "Транснефть" не должна строить за счет собственных средств таможенно-пограничные пункты в порту Усть-Луга. На эти цели, по мнению Минэнерго, должны расходоваться средства Минтранса и Росграницы. "Транснефть" же будет финансировать строительство непосредственно нефтепровода за счет собственных и заемных средств. При этом не исключена возможность выделения компании средств Инвестфонда.
Балтийская трубопроводная система (БТС) предназначена для экспорта российской нефти в северо-западном направлении на рынки Европы и США. Считается, что расширение нефтепровода позволит решить проблему транзитных стран, в том числе Белоруссии, с которой у России в начале 2007г. возник нефтяной конфликт. На первом этапе предполагается расширение мощности с 75 млн т до 125-130 млн т нефти в год. Первоначально рассматривались два варианта его маршрута - до Усть-Луги, либо до Приморска. В мае 2008г. было принято решение, что конечная точка БТС-2 будет в порту Усть-Луга, и целесообразно строительство ответвления на Киришский НПЗ. Предварительная стоимость проекта (с конечной точкой в Усть-Луге), по расчетам "Транснефти", составит 78,14 млрд руб.