S&P повысило рейтинг корпоративного управления ТГК-1 до РКУ-5+; рейтинг по национальной шкале - до РКУ-5,5.
Служба рейтингов корпоративного управления Международного рейтингового агентства Standard & Poor's сегодня сообщила о повышении рейтинга корпоративного управления (РКУ) ОАО "Территориальная генерирующая компания N1" (ТГК-1) - производителя электрической и тепловой энергии в Северо-Западном регионе России, с РКУ-5 до РКУ-5+. Одновременно Standard & Poor's повысило РКУ компании по российской шкале с РКУ-5,3 до РКУ-5,5. Оба рейтинга были помещены в список GovernanceWatch ("РКУ на пересмотре").
"Повышение рейтингов отражает сбалансированность структуры собственности и состава совета директоров, а также традиционно высокое качество процедур корпоративного управления, обусловленные присутствием двух стратегических акционеров - помимо РАО ЕЭС, владеющего контрольным пакетом акций, - отметила директор Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Юлия Кочетыгова. - Оно также отражает наличие эффективной системы мотивации руководства, позволяющей компании использовать передовые механизмы стратегического планирования и привлекать внешнее финансирование. Тем не менее мы видим определенные риски, связанные с предстоящим размещением акций дополнительной эмиссии и продажей пакета акций РАО ЕЭС, приходящихся на долю государства, особенно риски политического характера, которые обусловлены влиянием стратегического месторасположения компании и ее зависимости от поставок газа. Учитывая эти факторы, мы включили итоговый РКУ компании в список GovernanceWatch с прогнозом "развивающийся".
Общий РКУ ТГК-1 является результатом оценки по четырем компонентам анализа по международной/российской шкале - с градациями оценки от 1 до 10: Структура собственности и внешнее влияние - 5+/5,7; Права акционеров и отношения с финансово-заинтересованными лицами - 6/6,0; Финансовая прозрачность, раскрытие информации и аудит - 4+/4,9; Состав и эффективность совета директоров - 5+/5,5.
К числу основных позитивных элементов практики корпоративного управления ТГК-1 относятся: серьезная стратегическая заинтересованность трех крупнейших акционеров компании - РАО "ЕЭС России" (РАО ЕЭС), Fortum и "Интеррос" (российская промышленная группа) - в соблюдении прав миноритарных акционеров и избежании рисков, способных повлиять на проведение реформ; сбалансированный состав совета директоров, отражающий акционерную структуру и позволяющий обеспечивать активное участие представителей акционеров в обсуждении стратегических вопросов; контроль совета директоров, дополняемый контролем со стороны Комитета по стратегии и реформированию РАО ЕЭС, который следит за основными решениями, связанными с реорганизацией; планы компании опубликовать финансовую отчетность по МСФО за 2005г. и 2006г. перед годовым собранием акционеров (ГОСА) (в настоящий момент ее аудит осуществляется международной аудиторской фирмой PriceWaterhouseCoopers); эффективная - с точки зрения обеспечения высоких показателей работы - система мотивации руководства.
В то же время РКУ компании сдерживается рядом существенных недостатков: российская электроэнергетическая отрасль и процесс ее реформирования регулируются государством и поэтому подвержены различным политическим рискам, включая риск задержки реформы, представляющий серьезную угрозу для акционерной стоимости компании; в случае ТГК-1 политические риски особенно высоки, так как компания находится в стратегическом регионе, и в июле 2007г. планируется размещение акций дополнительной эмиссии и продажа пакета акций РАО ЕЭС, приходящихся на долю государства. "Мы видим риск того, что максимальный экономический эффект от размещения акций не будет достигнут. Кроме того, появление новых акционеров может существенно повлиять на сложившийся баланс интересов различных групп собственников компании", - отметила Ю.Кочетыгова. Подразделение, отвечающее за внутренний аудит, слабо связано с Комитетом по аудиту, что не соответствует наилучшей практике корпоративного управления и не обеспечивает эффективность и независимость процесса внутреннего аудита.
Рейтинг будет пересмотрен и, возможно, изменен по завершении процессов размещения акций дополнительной эмиссии и продажи пакета акций РАО ЕЭС, приходящихся на долю государства, в зависимости от добросовестности и прозрачности их проведения, а также возможных последствий для акционеров компании.