"РБК daily": Вместо трех судостроительных регионов в РФ развивается только Дальний Восток.
Отечественное судостроение может не успеть обеспечить российские нефтегазодобывающие компании необходимым для работы на шельфе количеством танкеров и буровых платформ. Как пишет сегодня "РБК daily", из запланированных ранее трех крупных судостроительных зон в разных регионах России в конце прошлого года была заложена только одна - на Дальнем Востоке. В результате все внимание и инвестиции сосредоточились в Приморье, затормозив реализацию проектов в Ленинградской и Архангельской областях.
Несмотря на то, что Россия намерена приступить к активной разработке шельфа арктических морей, в стране до сих пор не построено ни одного нефтяного супертанкера. Планы по сооружению в стране трех крупных верфей для строительства крупнотоннажных судов, предназначенных для перевозки нефти и газа, а также буровых платформ для работы на шельфе, подверглись корректировке. Верфи должны были располагаться в трех разных регионах России (на севере, западе и востоке страны), что позволило бы сформировать крупные судостроительные зоны.
В итоге, "одеяло" на себя перетянул Дальний Восток, где в конце прошлого года началось сооружение двух верфей - на базе заводов "Звезда" и 30-го судоремонтного завода в Фокино. "В связи с началом реализации этих проектов другие - в Выборге, Кронштадте и Архангельской области - затормозились", - рассказал газете генеральный директор ЦНИИ "Курс" Лев Клячко. Как пояснили изданию в ФГУП "Звездочка", их проект по строительству верфи на Белом море "лег на полку" еще в 2008г.
Реализация одного из наиболее перспективных проектов - Приморской верфи в Ленинградской области при поддержке Выборгского судостроительного завода (ВСЗ) - также затягивается. "Мы участвовали в конкурсе на главного проектировщика этого завода, тогда (в 2009г.) речь шла о начале строительства в начале 2010г.", - сказал главный инженер проектной фирмы "Союзпроектверфь" Роман Нисенбаум. Он пояснил, что пока о начале строительства ничего не слышно. В начале прошлого года проект получил одобрение главы Министерства промышленности и торговли Виктора Христенко и премьер-министра РФ Владимира Путина. Осенью Внешэкономбанк принял решение предоставить ВСЗ кредит на строительство верфи, опираясь на заказы Газпрома.
По мнению генерального директора ИА INFOline Михаила Бурмистрова, эти проекты уже не столь актуальны, как в докризисный период. Инвестиции в разработку шельфа не так велики, как это ожидалось. К тому же изменилась конъюнктура газового рынка, а именно, под заказы на газовозы финансировалось строительство заводов. Для дальневосточных верфей реальные заказы поступают в основном под Штокмановское месторождение, разработка которого все откладывается. "По всей видимости, объемы перевозимого газа также будут ниже ожиданий из-за перемен на американском рынке", - говорит эксперт. М.Бурмистров не исключает, что меры стимулирования нефтегазовых компаний для освоения шельфа арктических морей вновь актуализируют затормозившиеся судостроительные проекты в европейской части России.