Уголь на Восток пошел через Северо-Запад
В январе 2023 года прирост перевозки угля в порты Северо-Запад к январю прошлого года составил 32,9%, сообщил на недавнем брифинге заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. Активный рост отгрузки угля в этот регион начался с октября прошлого года. Это происходит на фоне общего падения (на 18,1% по итогам 2022 года) объемов перевалки сухих грузов в портах Балтийского бассейна, в том числе в Большом порту Санкт-Петербург.
Угольщики подтверждают тенденцию, отмеченную РЖД. Директор по логистике СУЭК Денис Рахимжанов говорит, что в январе перевозка через порты Северо-Запада выросла, в том числе у СУЭК. Этот показатель превосходит уровень декабря 2022 года. «Основные направления — Марокко, Турция, Израиль, также через Суэцкий канал поставляем уголь в Индию и Китай», — поясняет он (цитата по «Коммерсанту»).
Дорога перегружена
Руководитель проекта «Дорн» Андрей Карпов связывает это с проблемами, возникшими в прошлом году на Восточном полигоне ПАО «РЖД». Волна европейских санкций развернула российские грузопотоки с западного направления на восточное — грузы, которые раньше шли на Запад, в том числе, через порты Северо-Запада, теперь стали транспортироваться в порты Дальнего Востока. В результате восточное направление РЖД оказалось перегруженным. «Стало очевидным, что провозной способности Восточного полигона РЖД недостаточно, чтобы обеспечить все наши внешнеторговые грузопотоки», — утверждает эксперт.
Уже в апреле в РЖД признали, что существует риск невыполнения соглашения РЖД по вывозу угля из Кузбасса на восток по итогам 2022 года. Объясняя причину, первый замглавы РЖД Сергей Кобзев заявил, что на Восточном полигоне, помимо угля, появляется все больше других грузов. Объем поданных заявок на их перевозку вырос почти на 30% к прошлому году. С начала апреля было дополнительно принято 2,5 млн т грузов тех отраслей, которые обеспечивают большую занятость населения и вклад в ВВП страны. Выросла доля нефтепродуктов, черных металлов, грузов в контейнерах.
Летом поставщики угля стали искать выход из сложившейся ситуации и решили возобновить поставки через порты Северо-Запада. Для этого надо было решить несколько проблем, возникших из-за санкций, в первую очередь, связанных с логистикой, фрахтом судов, страхованием, трейдингом и системой взаиморасчетов. К середине осени эти проблемы были решены. К тому же, отмечает Андрей Карпов, РЖД предоставил тарифную скидку на транспортировку угля в порты Северо-Запада.
Цены на уголь растут
Предпринятые участниками процесса действия сделали поставки угля через порты Северо-Запада экономически целесообразными даже в адрес покупателей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, считает эксперт. Руководитель пресс-службы ЭЛСИ (объединяет компании «Эльга Уголь» и «Сибантрацит») Анастасия Харитонова это признает, но утверждает, что такая логистика «обнуляет» рентабельность продаж угля — зато позволяет не останавливать добычу, не увольнять огромные рабочие коллективы и не закрывать предприятия.
Похоже, что наметившаяся тенденция будет усиливаться, поскольку, как утверждает исполнительный директор ЦЭП Газпромбанка Айрат Халиков, стоимость фрахта на Северо-Западе снижается, а цены на уголь, наоборот, растут. По мнению аналитика НРА Сергея Гришунина, пока цены на азиатских рынках остаются выше 150 долларов за тонну, отгрузки энергетического угля даже через порты Северо-Запада крупными судами будут оставаться в положительной зоне по уровню рентабельности.
Он считает, что оборот северо-западных портов по углю будет расти также и за счет перекупщиков, которые будут смешивать российский уголь с продукцией из других регионов для соблюдения «буквы» санкций и последующей поставки в Европу, где спотовые цены на австралийский уголь остаются на избыточно высоком уровне.