Эксперты: Система видеофиксации нарушений на дорогах окупится за 2-3 года
Система видеофиксации нарушений на дорогах в России окупится в течение 2-3 лет, полагают эксперты. В частности, такой прогноз РБК высказал вице-президент Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин. Он отметил, что в Европе подобная практика выявления автомобилистов-нарушителей действует уже не первый год, и довольно успешно. "Во Франции, чья система была взята за основу работы у нас, на установку видеофиксаторов было затрачено в общей сложности порядка 100 млн евро, которые вернулись в бюджет в течение 2 лет после запуска программы", - говорит специалист.
У нас в стране систему автоматического слежения устанавливают пока только в самых богатых регионах (оборудование для видеофиксации нарушений правил дорожного движения, его монтаж и обслуживание оплачиваются из местных бюджетов), в местах, где происходит наибольшее число автомобильных аварий.
Система работает следующим образом. Видеокамера, зафиксировав нарушение, передает снимок в специальный центр по оптоволокну или через Wi-Fi. Дальнейшая обработка изображения позволяет автоматически считать номер машины и получить информацию о ее владельце из базы данных ГИБДД. Данные автоматически же вносятся в протокол и выводятся на принтер. В протоколе указываются квалификация правонарушения, данные о видеокамере и владельце автомобиля, фотография и государственный номер транспортного средства. Документ отправляют владельцу авто по почте – заказным письмом с уведомлением о прочтении.
В России за нарушение ПДД, зафиксированное видеокамерой, предусмотрено наказание только в виде штрафа. Между тем, по словам экспертов, в той же Европе выявленных при помощи аналогичной системы нарушителей лишают водительских прав. Но даже с учетом максимально мягкого наказания российские автолюбители наверняка найдут способы обмануть технику, самый простой из которых – сделать номера нечитаемыми из-за налипшей на них грязи.
Трудности могут возникнуть и в связи с тем, что в нашей стране многие управляют автомобилем по доверенности. Согласно действующим в РФ правилам, ответственность за нарушение, зафиксированное специальным устройством, будет в любом случае нести владелец транспортного средства.
Несмотря на это, эксперты склоняются к тому, что нововведение будет работать. "Я не думаю, что по вопросу доверенностей будут какие-то глобальные проблемы, – считает лидер общественного движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков. – Пусть уж автовладельцы в частном порядке решат свои финансовые вопросы с людьми, которым они доверили свой автомобиль, и решат, кто будет платить штраф. Ничего страшного в этом нет".
К тому же, по словам В.Лысакова, "внедрение автоматической системы слежения не только снизит число ДТП, но и позволит сократить коррупцию в ГИБДД". Ему вторит А.Батуркин, по мнению которого в результате нарушений на дорогах "станет однозначно меньше". "Гораздо проще пойти и оплатить один штраф, чем оспаривать его, выплачивая деньги за судебные разбирательства", - убежден он.
Чтобы работа системы наверняка оказалась действенной, водителей попытаются "запутать", установив на улицах муляжи видеокамер. Как подчеркивает заместитель начальника управления ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Виктор Гранев, сотрудники дорожной милиции идут на это с одной лишь целью – чтобы автолюбители вели себя корректно и не нарушали правила движения.
Так или иначе, на то, чтобы система видеофиксации нарушений ПДД в России устоялась, эксперты отводят год, в течение которого в программу могут быть внесены корректировки. Пока же петербургские автолюбители могут спать спокойно. "В Санкт-Петербурге и Ленинградской области видеофиксаторы установлены, но в работу не введены", - прокомментировали ситуацию в региональном управлении ГИБДД, отметив, что проект заработал лишь в трех регионах России, и только в тестовом режиме. Когда программа начнет действовать на Северо-Западе, в ГИБДД уточнить затруднились. По всей видимости, для автовладельцев готовится "сюрприз".