Петербургский строительный гигант будет скупать мелких застройщиков

Группа компаний «Эталон» заявила о готовности приобретать региональные девелоперские компании. По мнению аналитиков, застройщика могут заинтересовать рынки в городах-миллионниках в Сибири и Южном федеральном округе. В столичных регионах ГК намерена сконцентрироваться на покупке новой земли.
Органический выход
О том, что «Эталон» рассматривает возможность выхода в «города со стабильным спросом, высоким уровнем доходов и цен на недвижимость», говорится в обновленной стратегии группы до 2024 года. «Приоритетной формой для экспансии является выход в партнерстве с сильным локальным игроком. Однако в условиях сокращения числа локальных игроков после введения проектного финансирования компания рассмотрит и возможность органического выхода в тот или иной регион», — уточнила пресс-служба «Эталона».
В нынешних регионах присутствия — Петербурге, Москве и Московской области — компания планирует выйти на стабильный уровень портфеля жилой недвижимости за счет ежегодного пополнения земельного банка на величину реализованной в течение года недвижимости.
«Эталон» также заявил о развитии новых технологий строительства. Если раньше компания активно использовала кирпично-монолитную технологию домостроения, то сейчас она сообщила о развитии альтернативных (и, по словам экспертов, более дешевых) технологий: крупноузловой сборки, модульного домостроения и строительства из CLT-панелей. Это позволит застройщику «сократить издержки и сроки строительства», отметили в пресс-службе компании.
Привлечь внимание
Опрошенные РБК Петербург эксперты говорят, что планы «Эталона» по выходу в другие регионы вполне оправданы. «Компания может рассчитывать на приобретение локальных игроков в таких городах-миллионниках, как Екатеринбург, Новосибирск, Краснодар, Ростов-на-Дону. С учетом того, что далеко не все девелоперы смогут работать в рамках проектного финансирования, некоторые предприниматели, думаю, уже рассматривают возможность выхода из строительного бизнеса. И по большому счету, «Эталон» объявил о региональной экспансии, чтобы привлечь к себе внимание региональных компаний», — полагает аналитик ИК ЛМС Дмитрий Марков.
Планы «Эталона» по расширению земельного банка в Петербурге и Москве аналитики также считают логичным инвестиционным ходом. «Вложения в землю — традиционный вариант защиты активов от значимых инфляционных шоков. Тем более, если это вложения в землю крупных мегаполисов, цена которой сравнительно высока и низко волатильна в долгосрочном периоде», — уверен Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс».
Дешевле и быстрее
Что касается применения новых технологий строительства, то «Эталон» хочет по возможности удешевить строительство, полагают эксперты. «По сути компания говорит о том, что планирует помимо кирпично-монолитного строительства осваивать и панельное (так называемое крупноузловое) домостроение», — отмечает Вячеслав Засухин, директор по развитию «Ладожского строительного треста». По его словам, возведение домов из панели быстрее, дешевле, а также требует меньше человеческих ресурсов, чем кирпично-монолитное строительство.
«Это вынужденная мера, направленная на снижение издержек. По данным отраслевых источников, себестоимость строительства монолитного дома без учёта внешних сетей дороже панельного примерно на 30%», — подтверждает Александр Осин.
Справка
Группа компаний «Эталон» (Etalon Group) работает на рынке жилой недвижимости Петербурга, Москвы и Подмосковья. В феврале АФК «Система» купила 25% акций Etalon Group у его сооснователя Вячеслава Заренкова и его семьи. Сумма сделки составила $226,6 млн. После продажи акций Заренков покинул пост председателя совета директоров, его семья сохранила миноритарный пакет акций девелопера в размере 5,7%.
ГК ввела в эксплуатацию в 2019 году 622 тыс. кв. м, это на 30% больше, чем по итогам 2018 года. За счет увеличения цены на 1 кв. м жилой недвижимости (на 20%) объемы продаж компании в денежном выражении выросли на 13% — до 77,6 млрд руб. Общие объемы продаж сохранились на уровне прошлого года — 630 тыс. кв. м.