Новое метро и «мегаполигон»: зачем Петербургу закон об агломерации
Минэкономразвития подготовило пакет законопроектов о развитии городских агломераций и межмуниципального сотрудничеств, который, как полагают эксперты, может ускорить процесс развития петербургской агломерации (а значит, и решить общие для Петербурга и Ленобласти инфраструктурные проблемы). В составе пакета — проект базового закона «О городских агломерациях» и два законопроекта, которые корректируют смежные законы и вносят изменения в Гражданский кодекс РФ в связи с развитием межмуниципального сотрудничества в агломерациях.
Система управления развитием агломераций предусматривает заключение межмуниципального соглашения о совместном решении ряда вопросов местного значения. Предполагается создание координационного совета по развитию городской агломерации, учреждение межмуниципальных хозяйственных организаций, закрепление полномочий региона по координации планирования развития городских агломераций.
Редакция РБК Петербург попросила экспертов высказать свое мнение о том, как этот закон поможет решать проблемы петербургской агломерации.
Дмитрий Ялов, заместитель председателя правительства Ленинградской области — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности:
«Для Ленинградской области процесс интеграции с Санкт-Петербургом и развития агломерационных зон не новый. У нас успешно работает Координационный совет города и области в сфере социально-экономического развития, мы уже взаимодействуем по ряду направлений — транспорт, дорожное строительство, социальные услуги, безопасность и другие. Поэтому, конечно, закон «О городских агломерациях» станет для нас хорошим подспорьем для продолжения этой работы. Появятся базовые нормы, на которые можно будет опираться в вопросах развития приграничных территорий, которые сегодня требуют большого внимания в связи с активной жилищной застройкой.
Во-первых, законопроектом предлагается ввести само понятие агломерации и критерии ее формирования. Во-вторых, впервые будет выделена специфика формирования и управления развитием агломераций на территориях смежных субъектов, то есть таких как, петербургская и московская. Развитие агломерации будут определяться соглашением между субъектами. В-третьих, появится модель управления агломерациями: комплексные планы, схемы территориального планирования, координационные советы и комиссии.
Предлагается также усилить роль межмуниципального сотрудничества. Кроме того, муниципальные образования могут сами инициировать включение в агломерацию, если соответствуют критериям».
Юрий Перелыгин, член Совета НП «Национальная гильдия градостроителей», главный инженер ООО «Институт «Ленгипрогор»:
«Самое важное в этом законе то, что он вводит агломерации в правовое поле. Агломерации реально существуют, их в России около двух десятков, но их развитие затруднено отсутствием юридического статуса. Бюджетный кодекс запрещает тратить деньги на объекты, принадлежащие другим административным субъектам.
Например, у муниципалитетов Ленобласти, примыкающих к КАД, большие проблемы с водопроводными и канализационными сетями. Разумнее всего было бы продлить на эти территории сети петербургского «Водоканала»; и он не против, насколько мне известно. Но бюджетное законодательство не разрешает тратить на это деньги муниципалитетов. По этой же причине ни Петербург, ни Ленобласть не могут потратить свои бюджетные средства на продление петербургского метро в Кудрово — потому что метрополитен принадлежит Петербургу, а земля в Кудрово — Ленобласти. Данный закон снимает этот запрет при условии юридического оформления участия муниципалитетов в агломерации.
После принятия закона будут издаваться разного рода необходимые подзаконные акты, позволяющие реализовать возможности, открываемые этим законом. Мне представляются наиболее перспективным объединение усилий муниципалитетов для решения насущных общих проблем, например, общий фонд для создания некого рекреационного поля, или полигон твердых бытовых отходов, которым все муниципалитеты могли бы пользоваться и содержать его вскладчину и т.д.
Данный закон — первый и давно назревший шаг государства к тому, чтобы возможности такого естественно-исторического явления как агломерация мы стали использовать в управленческой практике. До сих пор управленческая практика в России препятствовала агломерированию. Попытки некоторых регионов РФ на федеральном уровне утвердить экспериментальные агломерационные режимы, хотя и поддерживались сначала Минрегионом, а потом Минэкономразвития, но наталкивались на сопротивление Минфина и Минюста. Регионы пытались обходить запреты с помощью хитроумных схем — и иногда это удавалось, но очень затрудняло работу. Данный закон снимает конфликт между естественной жизнью и управляющими воздействиями.
Насколько закон реально поможет развиваться агломерациям — зависит от конкретных действий властей, федеральных, региональных и муниципальных. Предусмотренные в законе межмуниципальные соглашения и сейчас действуют в ряде регионов, например, в Ростовской области. В нашей агломерации подобные соглашения мне не известны, но есть межрегиональные органы, например, координационные советы по транспорту и по социально-экономическому развитию, межправительственная комиссия. То, что Петербургу и Ленобласти необходимо координировать свои действия на приграничных территориях, давно уже всем очевидно, но организация этого взаимодействия идет медленно. Надеюсь, что данный закон поможет его ускорить».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовил: Владимир Грязневич
Повтор публикации от 24.09.2020