Падающий строительный рынок Петербурга тянет за собой топливный
Как сообщил журналистам президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, это связано с падением строительного рынка.
Дизельный спрос
«Коммерческие компании не афишируют свой объем реализации и не раскрывают снижение, но по разговорам внутри рынка, по тем объемам, которые проходят через хранение и торги, сегодня можно говорить, что процентов на 20% объем продаж упал, - говорит О.Ашихмин. - Это в основном касается дизельного топлива, так как строительная техника стала меньше работать и объемы строительства уменьшились. Это сильнее всего сказалось на продажах».
В «Роснефти» зафиксировали незначительные колебания спроса на продукцию, однако, отвечая на вопросы РБК, уточнили, что это не критичные потери. «Серьезных изменений в объемах реализации автомобильного топлива в январе 2015 года на АЗС «Роснефти» не произошло. Несущественные колебания спроса на продукцию компании в зимний период носят сезонный и макроэкономический характер», - отметил официальный представитель компании.
В Северо-Западном регионе в сети АЗС «Газпром нефть» РБК Петербург сообщили, что в настоящее время наблюдается положительная динамика реализации дизельного топлива по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако конкретных данных о росте продаж не предоставили.
А вот опрошенные РБК Петербург участники строительного рынка действительно признаются в оптимизации затрат на расходные материалы, включая дизтопливо. При этом строители уверяют, что пока их планы по строительству остались в прежних параметрах.
Интересно, что, по словам О.Ашихмина, на фоне ухудшения экономической ситуации активизировались так называемые «бодяжники» - предприятия по продаже дешевого некондиционного топлива. По словам эксперта, доля нелегального рынка нефтепродуктов (в основном, это касается дизельного топлива) составляет порядка 15% - именно на столько увеличиваются продажи дизтоплива на АЗС в холода, когда использование продуктов теневого рынка невозможно. Некачественное топливо просто замерзает, превращаясь в парафин и забивает топливную систему машины, пояснил эксперт.
Бензиновая инфляция
В целом же, цены на нефтепродукты в Петербурге и Ленобласти, по словам эксперта, стабильны. «2015 год мы начали ровно, цены на автозаправочных станциях не менялись, оптовые цены также стояли на прежнем уровне», - отметил О.Ашихмин.
Но бензиновой инфляции рынку все равно не избежать. Оптовые цены на бензин к концу февраля выросли. «Повышение по оптовой цене на бензины пошло вверх. Оно не значительное - порядка 2 тыс. рублей за тонну - но это уже звоночек к тому, что впереди нас ждет повышение оптовых цен, а к лету это может привести к повышению и розничных цен», - добавил он.
«На этот год, по прогнозу Министерства энергетики потребность в ьензиновом топливе оценивается в 36 млн 800 тыс. тонн [по России]. По нашим подсчетам, требования рынка - 36 млн тонн. Получается небольшой запас, но учитывая, что экспортная составляющая сейчас более привлекательна для нефтяных компаний, то внутренний рынок у нас может оголиться», - уточнил О.Ашихмин, добавив, что по дизельному топливу ситуация на протяжении последних трех лет ровная и объемы запасов всегда сохранялись.
Способов притормозить рост цен у рынка не так много. «Мы сейчас обратились в Министерство энергетики, чтобы по бензинам объем запаса постоянного составлял не менее 2 млн тонн [сейчас 1,7 млн тонн], что позволит в случае кризисной ситуации не создавать дефицита топлива на рынке и не создавать предпосылки для повышения цен», - отметил О.Ашихмин.
Другой механизм, позволяющий сдержать цены, по словам экспертов, это реализация большего объема топлива на биржевых торгах. «По результатам 2014 года 16% нефтепродуктов в РФ было реализовано через биржевые торги. По нашему мнению, этот показатель должен составлять не менее 20%», - подчеркнул О.Ашихмин.
Напомним, согласно совместному приказу Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы, нефтяным компаниям, занимающим доминирующее положение на рынке, рекомендовано ежемесячно продавать на бирже 10% от производимых бензинов и 5% от производимого дизтоплива.
Справка:
На территории Санкт-Петербурга и Ленобласти по состоянию на февраль 2015 года действует 746 АЗС. Из них 23% рынка принадлежит «Лукойл», 17% - «ПТК», 12% - «Газпромнефть», 10% - «Роснефть (включая бренды ТНК и BP).
В Петербурге доля независимых компаний составляет 48%, в Ленобласти - 56%, остальные доли принадлежат вертикально интегрированным компаниям.
Ольга Зарубина