В Петербурге пересмотрели прогноз по торговым центрам
Объем вакансии в торговых центрах Петербурга оказался ниже прогнозов. Этот год ТЦ закончат с лучшими показателями, чем эксперты планировали весной, после массового закрытия магазинов зарубежных брендов, заявили в консалтинговой компании IPG.Estate.
Падение до 20-22%
«В период, когда иностранные бренды массово заявляли о своем уходе с российского рынка, прогнозы были не утешающие. До конца 2022 года мы ожидали рост уровня вакансии в сегменте торговой недвижимости до 30-40%. Но сегодня реальные последствия заявлений позволяют скорректировать прогноз до 20-22% от общего объема рынка, и эта цифра будет достигнута не ранее конца первого квартала 2023 года», — сообщил партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерия Трушина.
Пересмотр прогноза в IPG.Estate объяснили тем, что с марта 2022 года рынок так и не увидел шокирующего объема экспозиции (имеются ввиду не закрытые для покупателей магазины, а только те, где ретейлер перестал платить за аренду и съехал — ред.). Всё это время операторы не торопились расторгать договоры аренды, взвесив риск и цену штрафных санкций.
В NF Group (ex. Knight Frank Russia) подсчитали, что с февраля об уходе с российского рынка объявили более 15 иностранных брендов, о приостановке свей деятельности — более 180 брендов. С учетом компаний, заявивших о перезапуске или продаже бизнеса локальному менеджменту, продолжают работу 17 ретейлеров.
К середине лета некоторые российские операторы (бренды Lime, Zarina, befree, LoveRepublic, Sela и др.) приняли решение об увеличении собственных форматов, подписав соглашения на аренду более крупных, высвобожденных блоков. За счет этого удельный показатель вакансии снизился, отметили в IPG.Estate.
Ранее РБК сообщал, что магазины четырех брендов компании Inditex (Zara, Pull & Bear, Bershka и Stradivarius) могут открыться в России весной 2023 года. Другие бренды Inditex — Massimo Dutti, Oysho и Zara Home — полностью уйдут с российского рынка. Испанское издание Cronica Global в октябре сообщило о планах продать магазины Inditex в России Azadea, которая управляет франшизой Inditex и продает товары других известных брендов в странах Африки и Ближнего Востока.
Главные угрозы для торговых центров
По прогнозам экспертов IPG.Estate, гораздо больше угроз для сегмента ТЦ создает не уход иностранных арендаторов, а текущие структурные изменения российской экономики. Главный негативный фактор — снижение потребительского спроса. Разрыв между инфляцией и реально располагаемыми доходами населения продолжает расти. Красным флагом для сегодняшних реалий торгового сегмента стали также ипотечный бум 2021 года и релокация платёжеспособного населения в течение 2022 года. Сегодня всё больше граждан переходят к накопительной модели финансового поведения, что в обозримом будущем скажется на стратегических планах торговых операторов.
По оценкам IPG.Estate, бренды, продолжающие работать в России, пересмотрят своё географическое присутствие и придут к экономике масштаба, закрыв офлайн-точки с наименьшими оборотами. Экономия на аренде позволит игрокам уверенно рассматривать расширение в рамках супер-региональных торговых комплексов (площадью свыше 85 тыс. кв.м). Для крупных успешных проектов это станет возможностью вернуться к приемлемому уровню заполняемости, но для региональных, морально устаревших проектов такое перераспределение рынка может оказаться губительным. Собственникам, которые откладывали вопрос реконцепции торговых центров, придется всерьез взяться за переформатирование своих активов. К морально-устаревшим эксперты относят ТЦ, построенные более десяти лет назад — в Петербурге 1,4 млн кв. м. такой торговой недвижимости.