Петербургский завод начал судиться с финским холдингом
В четверг, 24 ноября, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области начинает слушание по существу крупнейшего в истории «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) международного спора. Входящее в корпорацию АО «Балтийский завод» требует от компаний финского судостроительного концерна Wärtsilä 5,1 млн евро и 469 млн руб. (всего 785 млн руб. по сегодняшнему курсу — ред.).
Сорвали поставки для «Якутии» и «Чукотки»
По данным сервиса «Электронное правосудие», завод требует 5,1 млн евро с компании Wärtsilä SolutionsOy и еще 469 млн руб. — с Wärtsilä OyjAbp. В рамках первого дела судебный процесс начинается 24 ноября. По второму иску заседание назначено на 15 мая 2023 года, сообщают «Ведомости».
Издание со ссылкой на представителя Балтийского завода поясняет суть иска: речь идет о поставках оборудования для двух атомных ледоколов серии 22220 — «Якутии» и «Чукотки». Wärtsilä должна была поставить для них резервные дизель-генераторы и дейдвудные устройства (комплекс устройств, предназначенных для передачи крутящего момента от двигателя судна к гребному винту), обозначенные в заключенных на поставку контрактах как комплекты оборудования для линии вала. Wärtsilä получила авансовые платежи, но успела выполнить лишь незначительную часть взятых на себя обязательств.
Первый иск завод адресовал Wärtsilä SolutionsOy, которая должна была изготовить оборудование и поставить Балтийскому заводу. Второй иск направлен против материнской компании Wärtsilä OyjAbp, которая выступила гарантом возврата авансовых платежей. Оба иска включают лишь суммы неисполненных контрактов без штрафных санкций.
Покинули рынок, не выполнив заказы
Ранее РБК сообщал, что в июле этого года финский разработчик навигации для судов продал бизнес и ушел из России. Wärtsilä продала подразделения «Транзас Навигатор» и «Вяртсиля Восток» российскому менеджменту, а офис, отвечавший за разработку программного обеспечения, был закрыт. Из-за прекращения деятельности в России компания списала €200 млн. Команда одного из местных бизнесов Wärtsilä зарегистрировала в Петербурге новую компанию — «Эволюция Морских Цифровых Технологий» (ЭМЦТ). По словам источника РБК, финская компания предлагала ключевым российским сотрудникам релоцироваться за границу, но они решили остаться и создать ЭМЦТ. Эта компания стала работать под торговой маркой Evolution Marine Digital.
Туманные перспективы
По мнению партнера юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Романа Макарова, для Балтийского завода перспективы реального взыскания денег с Wärtsilä сомнительны. «При вынесении и исполнении решения нашего государственного или даже международного третейского суда в Финляндии (если до него дойдет) Wärtsilä будет ссылаться на ограничительные и обязательные для нее меры Евросоюза как на основание не исполнять взятые на себя обязательства перед Балтийским заводом. Думаю, местный суд, исходя из уже имеющихся прецедентов с участием русских юрлиц, освободит Wärtsilä от ответственности», — полагает юрист.
Но ситуация может измениться, если Wärtsilä решит вернуться в Россию. В этом случае ее будут ждать исполнительные листы российских судов, благодаря чему истец сможет вернуть свои деньги.