Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Финский концерн проиграл суд верфи из Ленобласти

Суд обязал финскую Wartsila вернуть Невскому ССЗ более €600 тысяч
Невский судостроительно-судоремонтный завод в Шлиссельбурге
Невский судостроительно-судоремонтный завод в Шлиссельбурге (Фото: wikipedia.org)

Невский судостроительно-судоремонтный завод (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) выиграл судебный спор с Wartsila Finland Oy (один из мировых лидеров в области производства оборудования для морской и энергетической отраслей) по контракту на поставку судовых дизель-генераторов для сухогрузов. Согласно решению, опубликованному в картотеке арбитражных дел, с финской компании будет взыскано 649 тыс. евро — это часть неотработанного аванса по контракту стоимостью 2,3 млн евро. В целом задолженность дочерних компаний Wartsila перед российскими верфями Петербурга и Ленобласти достигла 25,4 млн евро.

Суть разбирательства

На материалы дела обратил внимание «Деловой Петербург». Согласно документам, основанием для спора стал контракт, заключенный в апреле 2017 года, на поставку оборудования для четырех сухогрузов проекта RSD59. Они строились Невским ССЗ для компании «Пола Райз» по заказу Государственной транспортной лизинговой компании. Предметом иска стали 618 тыс. евро. Это неотработанный аванс, соответствующий стоимости оборудования для последнего судна серии.

Wartsila настаивала на переносе спора в Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма, однако российский суд отклонил это ходатайство. Основанием стало федеральный закон № 171, предусматривающий защиту интересов российских лиц в условиях санкционного давления. В решении отмечено, что ограничительные меры, введенные рядом иностранных государств, включая Швецию, нарушают право российских резидентов на справедливое судебное разбирательство за рубежом.

Серия проигранных споров

Это уже не первый случай, когда российские суды встают на сторону верфей в спорах с Wartsila. В декабре 2024 года Невский ССЗ выиграл процесс у другой дочерней структуры финского концерна — Wartsila Solutions Oy. Суд взыскал с нее 4,1 млн евро за неотработанный аванс по контракту 2021 года на поставку дизель-генераторов, пропульсивного комплекса и системы электродвижения с сопутствующим вспомогательным оборудованием.

Компания настаивала на рассмотрении дела в Женеве, но решение в пользу российского завода вступило в законную силу и готовится к рассмотрению в кассационной инстанции.

Ранее аналогичные иски выиграли и другие судостроительные предприятия. В мае 2023 года Балтийский завод взыскал с Wartsila Solutions Oy 5,1 млн евро, а в июле 2024 года — еще 7,6 млн евро с Wartsila Oyj Abp. Оба иска касались оборудования для атомных ледоколов, строящихся по заказу ФГУП «Атомфлот».

Адмиралтейские верфи в сентябре 2023 года взыскали 4,8 млн евро за неотработанные авансы по контракту на поставку оборудования для двух рыболовных траулеров проекта ST-192. В июне того же года Северная верфь отсудила 3,8 млн евро неотработанного аванса за пропульсивное и вспомогательное оборудование для траулеров-процессоров.

По данным портала «Электронное правосудие», претензии к дочерним структурам Wartsila предъявили шесть российских верфей, из которых четыре находятся в Петербурге. Все дела доводятся финской стороной до высших судебных инстанций, однако на данный момент общая сумма проигранных Wartsila исков составляет 25,4 млн евро, подсчитало издание.

Взыскание для отчетности

По мнению руководителя дизельного дивизиона Кингисеппского машиностроительного завода (входит в ОСК) Михаила Даниленко, подобные иски к европейским поставщикам, фактически покинувшим российский рынок, имеют смысл лишь для того, чтобы показать Федеральной налоговой службе формальную попытку вернуть авансы и исключить подозрения в нарушении валютного контроля в части вывода средств.

Кроме того, выигрыш в суде может помочь при переговорах с российскими заказчиками о снижении штрафов и неустоек, подтверждая наличие форс-мажора, поясняет он.

Первый замдиректора ООО «Морские комплексные системы» Лев Засыпко добавляет, что реальное исполнение решений российских судов на территории ЕС практически невозможно из–за санкций и отсутствия механизмов. По его словам, оценку перспектив нужно делать в каждом случае отдельно, учитывая наличие активов у должника в России, а также соотношение затрат на судебный процесс к потенциальной выгоде от победы в нем.

Wartsila работала в России более 40 лет. В 1981 году открылось ее представительство в Москве. Компания долгое время поставляла судовые двигатели и другое оборудование для российских судов, в том числе ледокольного класса. В 2018 году финский холдинг приобрел одного из крупнейшего мировых производителей навигационного программного обеспечения для морского судоходства — петербургскую компанию Transas («Транзас») и переименовал ее в «Вяртсиля Цифровые технологии».

После начала специальной военной операции на Украине Wartsila прекратила поставки, продажи и прием заказов в России. В июле 2022 года компания продала подразделения «Транзас Навигатор» и «Вяртсиля Восток», зарегистрированные в Петербурге, российскому менеджменту. Компания также закрыла офис «Вяртсиля Цифровые технологии» в Петербурге, отвечавший за разработку программного обеспечения.

В том же месяце российские сотрудники финского ИТ-разработчика систем навигации и управления судов создали в Петербурге новую компанию — «Эволюция морских цифровых технологий».

Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Ханты-Мансийский НПФ провел миграцию IT-инфраструктуры в Cloud.ru Отрасли, 17:48
Путин ввел звание Заслуженный сотрудник войск Росгвардии Политика, 17:47
Кремль сообщил о трех встречах Путина с лидерами после саммита СНГ Политика, 17:47
Что такое синдром самозванца и как от него избавиться Образование, 17:44
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Назван район Москвы с ростом предложения жилья в 5 раз с начала года Недвижимость, 17:30
Дарите то, что точно оценят, — Подписку на РБК
Подарить подписку
NBC рассказал о расколе между Рубио и Уиткоффом из-за Украины Политика, 17:30
ВС ужесточил субсидиарную ответственность по «брошенным» компаниям Компании, 17:30
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29
Как искусственный интеллект оптимизирует бизнес-процессы Отрасли, 17:28
Тарасова назвала главную задачу Петросян и Гуменника перед Олимпиадой Спорт, 17:27
Рябков исключил угрозу новой гонки вооружений между Россией и США Политика, 17:25
Стало известно об отзыве автомобилей второй китайской компании за день Общество, 17:24