Императорский фарфоровый завод: Кредитов не берем
Колыбель русского фарфора - петербургский Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) – в этом году отмечает 270-летие со дня своего основания. За последние годы, с момента перехода ИФЗ под контроль отечественных акционеров, предприятию удалось улучшить свое финансовое состояние. О том, как предприятие развивается сегодня, в интервью РБК-Петербург рассказала генеральный директор ОАО «Императорский фарфоровый завод» Татьяна Тылевич.
Фото: Т.Тылевич/Императорский фарфоровый завод
Каковы основные экономические показатели ИФЗ?
Завод специализируется на выпуске высокохудожественных и уникальных изделий. Объем производства составляет более 2 млн штук в год, объем годовой выручки превышает 1 млрд рублей. Несмотря на жесткую конкуренцию, завод является прибыльным.
Испытывает ли завод потребность в привлечении финансовых ресурсов для развития? Если да, на каких условиях удается привлекать денежные средства?
Завод не кредитуется, на развитие направляется собственная прибыль. Но мы пока не планируем масштабного расширения, для которого бы потребовались большие инвестиции.
Кто ваши конкуренты?
Рынок посуды вообще и рынок посуды из фарфора и керамики в частности относятся к рынкам с высокой конкуренцией. В России есть около 10 фарфоровых производств, которые потенциально являются конкурентами ИФЗ. Мы выделяем три главных: «Кубаньфарфор» (Краснодарский край), «Дулевский фарфор» (Московская область), «Фарфор Вербилок» (Московская область). К основным зарубежным конкурентам можно отнести Meissen, Rosenthal, Wedgewood, KPM, Herend (Венгрия) и ряд других.
Каковы рынки сбыта вашей продукции?
На внутреннем рынке мы реализуем около 70% продукции. Доля экспортных поставок невелика, в основном, мы ориентируемся на страны бывшего СССР и восточноевропейские страны, где нашу продукцию хорошо знают.
Надо понимать, что крупнейшим производителем фарфора в мире является КНР. Китайские компании имеют ряд конкурентных преимуществ, таких как стоимость рабочей силы, сырья и т.д. Кроме того, европейский потребитель привык к другому дизайну.
Сейчас перспективными рынками мы считаем страны Юго-Восточной Азии, где растет количество потребителей, готовых покупать статусные вещи.
Какова номенклатура выпускаемой продукции сегодня? Как формируется производственный план?
Императорский фарфоровый завод производит три вида фарфора: твердый, мягкий и костяной. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 15 тыс. наименований, среди которых чайные и кофейные сервизы, декоративные тарелки и блюда, вазы, анималистическая и жанровая скульптура, подарочные и сувенирные изделия, авторский фарфор.
Наш основной горизонт планирования — год. Первоначальную оценку потребностей рынка осуществляет коммерческая дирекция, которая за три месяца до начала планируемого периода передает свои пожелания группе производственного планирования. Группа оценивает производственные мощности и составляет рабочий график. Заявка корректируется в зависимости от профицита/дефицита мощностей, персонала, и может быть скорректирована в зависимости от изменений внешней среды.
Производственный план может быть изменен из-за индивидуальных заказов. Заказчиками обычно выступают частные и государственные корпорации, коллекционеры.
Как вы охарактеризуете ситуацию с кадрами для столь сложного производства?
У нас работает более 1000 человек. На заводе до сих сохраняется традиция трудовых династий, которая зародилась здесь еще в XVIII веке. У нас очень сильный коллектив художников - двадцать три мастера разных поколений. Однако в последние годы предприятие ощущает существенный дефицит рабочих специальностей, что связано с развалом системы профессионально-технической подготовки.
Справка
Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова был приватизирован в 1993 году. В конце 90-х годов контрольный пакет приобрел инвестиционный фонд «США-Россия». В 2002 году контрольный пакет приобрела семья Цветковых (главы группы «Уралсиб» Николая Цветкова – прим. ред.). Незначительный объем акционерного капитала находится в свободном обращении, миноритарные пакеты остались в основном у бывших сотрудников. В 2005 году было принято решение вернуть заводу историческое имя, данное ему указом Екатерины II в 1765 году. После 80-летнего перерыва завод стал называется «Императорский фарфоровый завод».