Международная сеть изменит стандарты на рынке недвижимости Петербурга
Международная сеть коворкингов WeWork планирует выйти на рынок Петербурга. По мнению участников рынка, приход такого крупного игрока может привести к повышению цен на услуги коворкингов в городе. При этом эксперты уверены, что сеть задаст местным владельцам подобных объектов высокие стандарты работы.
В поисках площадки
Коворкингом, напомним, называют центр, в котором можно арендовать рабочее место на необходимое время. При этом аренда на короткий срок (час или два) может стоить дороже, чем аренда на месяц. У WeWork уже действует три таких объекта в Москве. Кроме того, по данным газеты «Ведомости», компания ведет переговоры с турецким холдингом Renaissance Development об аренде 25 тыс. кв. м в столичном многофункциональном комплексе Neva Towers в Москве. Эта площадка WeWork станет крупнейшим коворкингом в России.
«Сейчас компания также ищет подходящие локации в Петербурге», — сообщила РБК Петербург директор по развитию ГК «БестЪ» Елена Ширшова. О том, что Wework провела переговоры с рядом владельцев недвижимости в Петербурге, знают также Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Dockland Development, и представители компании Colliers International.
По данным гендиректора сети коворкингов «Практик» Владимира Дорофеева, Wework рассматривала возможность открыть коворкинг в «Новой Голландии» и на территории «Севкабель Порт». Однако пока переговоры с потенциальными арендодателями не увенчались успехом, говорят участники рынка. Управляющий директор сети бизнес-центров «Сенатор» Дмитрий Золин во время деловой дискуссии, организованной ГК «Бестъ», отметил, что сейчас сеть ведет переговоры о сотрудничестве с WeWork. РБК Петербург направил в компанию вопросы о планах по развитию в Петербурге.
Непривычные стандарты
«У WeWork непривычные для России стандарты работы с партнерами. Например, компания требует, чтобы арендодатель за свои средства провел ремонт помещения и закупил туда мебель. Арендатор при этом согласен на арендные ставки, превышающие среднерыночные. Но пока петербургские компании не готовы к таким условиям сотрудничества», — поясняет Владимир Дорофеев.
«Приход WeWork в Россию сделает рынок более конкурентным. Эта сеть задает высокие стандарты работы, показывает, как достичь в этом бизнесе эффекта масштаба. Фактически WeWork показывает пользователям, что такое коворкинг и по сути формирует спрос на такие помещения», — считает Елена Ширшова.
Некоторые эксперты полагают, что приход крупного международного оператора повлияет на рыночные цены. Например, Владимир Дорофеев прогнозирует, что приход WeWork может привести к росту цен для посетителей коворкингов в Петербурге. «WeWork везде устанавливает высокие цены. Насколько я знаю, в Москве уже было заявлено, что цена за фиксированное место в пространстве WeWork составит 32 тыс. руб. Сейчас же в столице средние цены на такое место составляют 20-25 тыс. руб., а в Петербурге — 15-16 тыс. руб. в месяц», — говорит Владимир Дорофеев. По его прогнозам, если Wework с заявленной ценой выйдет в Петербург, другие участники рынка также поднимут цены на свои услуги.
От одиночек до сетей
Сегодня в Москве насчитывается более 200 коворкингов, в Петербурге — 50 точек. «Ежегодный рост этого сегмента в ближайшие годы составит около 25-30%, — прогнозирует управляющий директор компании Regus в России Ирина Баева. «Пока рынок коворкингов насыщен лишь в центре и слабо развит в спальных районах», — добавляет она.
По оценке аналитиков ГК «БестЪ», сейчас на 10 тыс. человек в городе приходится 6,2 места в коворкинге, и их число продолжает расти. Пока на этом рынке, в основном, работают представители малого бизнеса (занимают более половины рынка), но есть и сетевые объекты таких компаний, как Regus, GrowUp, «Практик», «Циферблат», «Офис у дома». Более того, некоторые эксперты полагают, что именно сетевые компании станут драйверами рынка в ближайшие годы. «Ведь у них есть возможность вкладывать большие инвестиции в новые точки», — говорит Владимир Дорофеев.
На работу в коворкинг
Основной спрос на коворкинги формируют частные лица — фрилансеры или малые предприниматели. «Единичным клиентам сложно целыми днями сидеть дома, им не хватает общения, взгляда со стороны, им нравится возможность дисциплинированно «ходить на работу», — считает Мария Казина, операционный директор сети коворкингов GrowUp.
Тем не менее, руководители коворкингов рассчитывают, что в перспективе этот рынок будет формировать спрос со стороны корпоративных клиентов, которые приносят более высокий и стабильный доход по сравнению с частными лицами. «Скорее всего, в Россию в ближайшие годы придет тенденция с Запада, где многие компании предпочитают снимать коворкинги, а не арендовать классические офисы», — отмечают представители Regus.
«Крупных корпоративных клиентов привлекают гибкие условия аренды — они могут снять офис на 3-4-5-6 месяцев и съехать в любой момент, либо изменить количество рабочих мест, если часть сотрудников, например, в отпуске», — добавляет Мария Казина.
Аренда более 100%
По оценкам специалистов, в среднем инвестиции в коворкинг площадью в 350 кв. м составляют около 15 млн руб. Средний срок окупаемости проектов — от 3 до 7 лет. Эксперты рынка говорят, что главное условие возврата инвестиций — это его удачное местоположение. «Коворкинги стоит размещать в деловых районах, местах с высокой бизнес-активностью, а также рядом с метро. Важно наличие парковки. Творческие коворкинги лучше размещать в центре города», — говорит Елена Ширшова.
Как правило, сетевыми коворкингами управляют специально созданные управляющие компании, а единичными пространствами — их собственники. «Уровень управления разнородный, так как сервис не поспевает за бурным развитием отрасли. Профессионалов найти сложно. Для небольших «любительских» коворкингов характерны смены формата, так как руководству недостает профессионального управления», — говорит Ирина Баева.
Успешный коворкинг, наряду с предоставлением эргономичного рабочего пространства, нацелен на создание особой среды, облегчающей взаимодействие резидентов. Идеально, если в опен-спейс работают люди, объединенные одной или схожей профессиональной средой, добавляет она.
«С экономической точки зрения коворкинг успешен, если сданы больше 100% площадей. Например, если на одно место приходит работать один клиент днем и другой человек — ночью. С «человеческой» точки зрения, успешный ковокринг — это активное коммьюнити, в котором все взаимодействуют между собой и делают совместные проекты, место, где собираются интересные люди», — рассуждает Мария Казина.
Справка
Сеть WeWork создана в 2010 году американцами Адамом Нойманом и Мигелем Маккелви. Это одна из крупнейших сетей коворкингов в мире, в конце прошлого года у компании было 425 офисов в 100 городах. Три из них — в Москве. Это объекты площадью более 5 тыс кв. м.