Власти Петербурга оценили сроки переезда морского порта из города
Переезд Большого порта Санкт-Петербург за пределы города пока не значится в списке проектов с утвержденными сроками реализации. Такое заявление сделал вице-губернатор Петербурга Максим Соколов. «Он [переезд — ред.] требует более взвешенного подхода, — сказал чиновник журналистам. — Его пока нет ни в одном нацпроекте, ни в одной госпрограмме». По мнению Соколова, переезд порта состоится, но скорее всего в отдалённой перспективе.
Мегапроект
Напомним, с идеей переноса порта выступил глава «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев в марте 2021 года. Он написал письмо президенту Владимиру Путину, в котором обосновал свою позицию необходимостью создать комфортные условия жизни для горожан: «На высвобожденных 600 га территории будет создан флагманский район Санкт-Петербурга, который станет катализатором городского развития, задающим новые стандарты удобной для жизни городской среды для всей России».
В сентябре 2021 года о переезде порта высказался губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. В частности, на пленарном заседании III Балтийского регионального инвестиционного форума BRIEF`21 он заявил, что регион рассматривает для размещения порта территории в Усть-Луге или Приморске и напомнил, что в Ленобласти уже работают четыре порта. Петербургская администрация свою позицию о перспективах переезда Большого порта до сих пор не высказывала в ожидании ответа от рабочей группы при Правительстве России.
Редевелопмент с особенностями
Ранее РБК Петербург писал о примерной оценке стоимости столь крупного проекта редевелопмента и выслушал мнения стивидоров порта, которые пока к переезду не готовы. Так, глава Петербургского нефтяного терминала Михаил Скигин объяснял, что в предложении «Трансмашхолдинга» «пока не проглядывается проект, учитывающий весь комплекс экономических и социальных проблем, которые неизбежно будут сопутствовать такой инициативе, как гипотетический редевеломпент Большого порта Санкт-Петербург».
Релокация такого порта в Петербурге имеет свои особенности, в сравнении с аналогичными проектами, реализованными в Хельсинки и других европейских городах. Там проекты были выигрышнее с точки зрения редевелопмента, подчеркнул Соколов, поскольку переносился умирающий бизнес и сравнительно небольшие сопряженные с ним действующие предприятия. В данном случае в территорию четырех портовых районов включены загруженные заказами верфи и в самом порту запущены новые инвестпроекты.
«Отличие от других портов, которые подвергались такой реконструкции, в том, что они представляли собой идеальные девелоперские площадки. У нас здесь же находятся судостроительные предприятия с заказами на грядущие десятилетия, в том числе с гособоронзаказом. То есть у нас вынос только терминалов не даст качественного улучшения территории», — пояснил вице-губернатор.
Справка
Большой порт Санкт-Петербург расположен в Невской губе Финского залива и устье Невы, занимает площадь в 746 га. Грузооборот порт в 2020 году составил 56 млн тонн. Крупнейшими стивидорами порта являются Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина (9,2 млн т нефтепродуктов), Первый контейнерный терминал (8,8 млн т грузов) и «Петролеспорт» (7,1 млн т), принадлежащие Global Ports, Контейнерный терминал Санкт-Петербург (8,4 млн т) и Морской порт Санкт-Петербург (7 млн т), входящие в Первую портовую компанию Владимира Лисина. Общая мощность портовой инфраструктуры Большого порта оценивается в 110 млн т в год.