«Это не для детей»: зачем в России возрождают пионеров
19 мая 2022 года, в день 100-летия советской пионерии, в Госдуму РФ внесён законопроект о создании общественного движения детей и молодёжи «Большая перемена», которое должно стать самым масштабным в России. Согласно документу, новая организация по структуре будет напоминать пионерию — власти создадут региональные и местные отделения этого движения, «первички» — в школах и молодёжных организациях; состав совета высшего звена движения будет утверждаться и изменяться президентом РФ.
РБК Петербург спросил экспертов о том, почему именно сейчас в Госдуме решили возродить всероссийсую молодёжную организацию, чем она будет отличаться от пионерии и комсомола и как эта идея будет воспринята обществом.
«Это не первая попытка организовать в России работу со школьниками. Некоторые проекты весьма успешны, потому что охватывают малые города и посёлки страны, где катастрофически не хватает дополнительных занятий для детей. Подобные движения востребованы в России, и здесь нужна государственная политика. К примеру, участие в локальных конкурсах, которые при этом проходят повсюду, создаёт в отдалённых регионах ощущение, что у нас одна страна. Внешкольная жизнь, в том числе общественная и волонтёрская работа, имеют огромное значение для формирования социальности у подростков. Но детям в разных городах страны часто нужны собственные инициативы и направления развития, а не единые мероприятия под копирку на всю страну. Потому что в разных местах по-разному реализуются те или иные инициативы.
«Детям в разных городах страны часто нужны собственные инициативы и направления развития, а не единые мероприятия под копирку на всю страну».
Это очень хорошо видно на примере кадетских классов. В Петербурге и Москве их создают для детей из привилегированных семей, например, работников силовых структур, которые хотят изолировать своих детей от реального общества. А в малых городах России, наоборот, в кадетские классы определяют детей из неблагополучных семей. Им выдают форму и просят не драться, чтобы не порвать её. И парадоксальным образом форма уменьшает агрессию в школе. В школах мегаполисов введение строгой формы может вызвать родительское восстание, потому что дети хорошо социализированы и хорошо учатся. Форма как средство социализации им не нужна, а в глубинке — необходима, потому что других средств у школы нет.
«Бумажные души»
Принципиальный вопрос, как будет выстроена работа детского движения. Наши чиновники, даже прекрасно думающие, конечно, постараются создать её максимально прозрачно-унифицированным образом — так, чтобы им казалось, что прямо из Кремля видно, что происходит на окраинах. Это классический миф о прозрачной вертикали власти. Её нет, не было и не будет, просто потому что страна слишком большая. Любая общественная организация такого масштаба в Российской Федерации легко становится бессмысленным и забюрократизированным проектом. При вертикали власти все уровни руководства заинтересованы в том, чтобы изобразить перед вышестоящими, что у них ничего плохого не происходит и просто подделать активность. Это общий механизм, который никак не связан с детьми — он во всех сферах работает. К тому же российский человек в высшей степени склонен к тому, чтобы скрываться от надзирательного ока, имитировать деятельность и поставлять бумажные отчеты в ответ на бумажные приказы. Есть страны, которые гораздо меньше, и люди там склонны выполнять распоряжения правительства. Мы видели это на примере «ковида». Вся история с некоторыми идиотскими коронавирусными мерами в России показывает нам неспособность (даже если передать на уровень регионов) сделать это так осмысленно, чтобы люди это приняли.
«При вертикали власти все уровни руководства заинтересованы в том, чтобы изобразить перед вышестоящими, что у них ничего плохого не происходит и просто подделать активность».
Все образовательные учреждения сегодня завалены бумажной отчётностью. И я полагаю, что новое движение будет иметь несметное количество бумажных мертвых душ. Этого полно уже в существующих проектах — там реально может один ребёнок от школы участвовать в конкурсе, а напишут, что на уровне школы их было 15. Создание вот этих циркулирующих «бумажных душ» приводит к тому, что в какой-то момент и детям станет понятно, что живая активность реально не нужна, потому что вся ответственность — только за правильно составленные бумаги. Государственные управленцы верят в ложную идею создания единых национальных программ, которые бы работали от Калининграда до Камчатки, потому что процесс можно контролировать. Но это миф, порождающий бумажные мертвые души и мертвящий живые.
«Для детского движения важна свобода»
Безусловно, они постараются, чтобы там была какая-то политическая или социальная идеология и «правильная» патриотическая пропаганда. Тут сомнений нет, и этого не стоило бы бояться, потому что все молодёжные движения являются инструментом патриотического воспитания. Сравните с практиками воспитания во Франции или Америке — там много патриотического воспитания. Но казённо-бессмысленное создание бумажной активности не сформирует патриотизм, а будет иметь разрушительное влияние на социализацию детей и формирование их гражданской идентичности. Если вы ходите строем, произносите речёвки и при этом реально ничего не делаете, дети научатся лишь говорить определённые слова и думать при этом что-то совершенно противоположное. Если идея всероссийского детского движения будет подвергнута той бюрократизации, которая свойственна российской жизни, то это может иметь обратное ожидаемому действие.
«Если вы ходите строем, произносите речёвки и при этом реально ничего не делаете, дети научатся лишь говорить определённые слова и думать при этом что-то совершенно противоположное».
Для детского движения важна свобода, при этом местным организациям необходимо предоставлять какие-то методические рекомендации с примерами того, что в бизнесе называется «лучшие практики». Но я склонен думать, что развиваться это движение будет по принципу проведения мероприятий к определённым датам и отчётности. Такова реальность нашего управления, а не свобода, энтузиазм и возможности. Это была общая проблема в конце Советского Союза, и сейчас, мне кажется, это может быть реализовано в еще более выхолощенной форме».
«У нас существует определенного рода разрыв поколений. Родители современных школьников и старшие поколения взрослели, участвуя в детских организациях: пионерии, комсомоле. В 1990-е мы едва не потеряли целое поколение, лишив его каких-либо возможностей для объединения. Тогда пришли неформальные организации, которые едва не ввергли страну в весьма сомнительные векторы развития. Благо все это остановилось в 2000-е — и дальше последовательно стали возвращаться традиционные ценности. Я хочу напомнить многим, что стать пионером мог далеко не каждый, и это была большая честь. В комсомол просто так вступить тоже было практически невозможно.
Я ничего не имею против слова «идеология», потому что отсутствие идеологии подчас приводит к тому, что ребенок начинает искать ответы и не всегда находит истину. Ребёнок так устроен, что принимает за чистую монету то, чего быть не может. Отсутствие чётких, открытых, понятных подрастающему поколению аргументов и фактов может привести к плачевной ситуации для общества в целом.
«Отсутствие идеологии подчас приводит к тому, что ребенок начинает искать ответы и не всегда находит истину».
Важно, чтобы не было никакой принудиловки. Современное поколение молодых людей не терпит принудиловки и не позволит втянуть себя в какие-то нюансы. Здесь важен диалог с детьми. Никто из взрослых не может точно определить, что же действительно нужно детям без их непосредственного участия в этих процессах.
Подобные организации позволяют ребёнку не зависеть от своего географического положения — всё неким образом должно быть целостным. Как президент позиционирует единство образовательного пространства, точно так же и возможности для внешкольной деятельности для ребят должны быть в достаточной степени однородны и позволять им развиваться согласно их запросам».
«Государство создаёт реплику пионерской организации. Сейчас это тренд: возрождают автомобиль «Москвич», возвращают красные флаги и так далее. Но это лишь реплика. По большому счёту молодёжное общественное движение создаётся не для детей, а для совершенно определённой категории избирателей, которые были бы рады возвращению пионерии. Основная масса россиян прошла через пионерскую организацию, и люди в возрасте от 40 до 70 лет, как правило, сохранили яркие и эмоциональные воспоминания о своём пионерском детстве. Поэтому идея возродить подобную организацию им очень нравится, они её горячо поддерживают. А государство таким образом решает свою электоральную задачу, поддерживает ностальгию тех, кто скучает по Советскому Союзу и идее его реинкарнации. Никто ведь не вникает, зачем это нужно детям.
«По большому счёту молодёжное общественное движение создаётся не для детей, а для совершенно определённой категории избирателей, которые были бы рады возвращению пионерии».
Я бы хотел отметить, что при этом новое всероссийское движение — это далеко не Всесоюзная пионерская организация. Та была частью большой иерархической системы, в которой ещё существовали октябрята, комсомольцы и КПСС. Для своего времени она была актуальной, иерархические системы вообще были популярны не только в СССР, но и на Западе. Никто не любил иерархию, но все в ней жили. И, между прочим, эта иерархия позволяла, условно, пройти по карьерной лестнице от октябрёнка до генерального секретаря КПСС. Но сегодня идеи иерархии себя изжили, даже в Китае. И в создаваемой детской организации нет никакой идеи, которая бы всех объединяла. Какие проблемы может решить всероссийское молодёжное движение сегодня? Я полагаю, только вопросы продвижения среди детей определённых тезисов. Нельзя решить с помощью «пионерии» проблему школьных туалетов, подбора преподавателей, ремонта, создания кружков. А это глобальная для России проблема сегодня. В малых городах с населением до 200 тысяч человек и в посёлках нет нормальных спортивных залов, спортшкол, компьютерных клубов, подготовительных занятий, вообще внешкольного досуга. И эти проблемы не решаются из-за отсутствия денег, а не из-за отсутствия там пионерских ячеек.
«Нельзя решить с помощью «пионерии» проблему школьных туалетов, подбора преподавателей, ремонта, создания кружков».
Я считаю, если что и надо было бы взять из Советского Союза, так это сеть домов технического творчества, кружков, художественных, музыкальных и спортивных школ, которые были бы бесплатными. В любой дворец пионеров раньше можно было прийти и записаться в любую секцию, пробовать разные занятия. И там зрели по-настоящему интересные идеи, прекрасные педагогические кадры, дети получали бесценный опыт. И доступ к ним был у всех. В пионерских же организациях созревали только партийные функционеры.
На создании большой молодёжной организации кто-то сделает карьеру, в неё, наверняка, вложат немалые средства, будут закупать галстуки, вымпелы, медали. Но это ничего не даст. Я вас уверяю, что дети городов-миллионников по собственному желанию ни в какое движение не пойдут, потому что это создано не для них. Через эту систему будут пытаться провести определенные идеи (они могут меняться), организация будет лишь их распространять.
«Детям не нужно, чтобы их учили правильно жить. Детям сегодня интересны вещи, которые очень далеки от идеологии».
Если же мы говорим об образовании и развитии, то сегодня это невозможно без коммуникации, которые строятся на горизонтальных связях, а не на вертикальных. Детям не нужно, чтобы их учили правильно жить (а организация будет создана именно для этого). Детям сегодня интересны вещи, которые очень далеки от идеологии. Я вижу детей, которые охотно ходят на выставки современного искусства, посещают дискуссионные клубы, активно общаются с учёными, писателями. Отличный способ для развития — это общественные пространства. В Петербурге есть «Севкабельпорт», «Новая Голландия», куда можно прийти с детьми, там есть место для активностей, в то же время рядом играет музыка, проводятся мастер-классы, встречи с дизайнерами, художниками, поэтами — это делает жизнь детей интереснее. Они взрослеют, когда вовлечены в то, что создают люди постарше, кому 20-26 лет, которые создают новую музыку, пишут стихи, делают дизайнерские показы своей одежды. Вот эта та среда, в которой ребенок, действительно, развивается, которая делает человека по-настоящему взрослым».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Подготовила: Юлия Воробьева
Повтор публикации от 22.05.2022