Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Санкт-Петербург и область ,  
0 

Конец эпохи: куда летит дух просвещения?

Падение интереса к высшему образованию – закономерный результат эволюции вузовской системы в современной России
Фото: Роман Пименов/Интерпресс
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

Фёдор Гаврилов, шеф-редактор региональных лент РБК:

Конец эпохи: куда летит дух просвещения?

«Tempora mutantur — времена меняются и мы меняемся вместе с ними, гласит знаменитое латинское присловье. Одно из важнейших социальных изменений, в процессе которого мы сейчас находимся — охлаждение соотечественников к высшему образованию.

Что бы ни говорили оптимисты, этот тезис подтверждается наблюдениями ученых. «В России сокращается спрос на платное образование. Больше трети граждан (37%) не готовы платить за образование своих детей, 71% — за собственное», — сообщают медиа со ссылкой на летний опрос исследовательского холдинга «Ромир». Да и целесообразность траты сил, времени и прочих ресурсов на бесплатное высшее образование тоже подвергается ревизии, показало недавнее исследование Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС «Трудоустройство молодежи: опыт работы или хорошее образование». Кстати, сокращается не только мотивация учиться, но и мотивация учить, что, возможно, даже важнее.

Ты помнишь, как все начиналось?

Строго говоря, век просвещения начался в России в XVIII столетии и затянулся лет эдак на двести. Течение этого «века» не было простым. Монархи учреждали гимназии, лицеи и университеты, пытались повысить статус образования среди бюрократии — эффективные менеджеры и специалисты на Руси всегда были в дефиците. Получалось по-разному. Например, император Николай I, тоже в своем роде реформатор, наблюдая за студенческими волнениями в Европе, вообще пришел к сомнению — а надо ли нам это? Но уж если надо, то по-военному. Тогда университеты и лицеи возглавили генералы от инфантерии, бывшие полицмейстеры, студенты систематически практиковались в строевом шаге, предъявляли кураторам справки о регулярном посещении церкви и так далее.

С деятельным подозрением относились к университетам и все потомки Николая Павловича. Но процесс было не остановить. Если дворянам ближе была служба в кавалерии, то для разночинцев — поповских и купеческих сыновей (а позднее и дочерей) — университет был неплохим лифтом наверх по социальной лестнице. И сколько бы препятствий ни придумывали власти, оставаясь очагами вольного и невольного сопротивления отживающему порядку вещей, российские университеты на протяжении всего XIX столетия собирали способных молодых людей, учили их наукам, внушали свою благородную и целесообразную этику.

Вопреки всему выпускники старых университетов распространяли идею просвещения, то есть развития, основанного на знании. Так дошло до 1917 года, когда в России случилась великая революция. Революция, частью которой стал октябрьский большевистский путч. Большевики не остались в стороне от процесса — среди первых декретов советской власти, наряду с самыми кровавыми из них, принимались решения о развитии образования. Из знаменитого «ликбеза» логично вытекала демократизация вузов. И свидетели тех процессов утверждали — да, были эксцессы, да, иной студент приходил на экзамен с наганом, да, ректором рано или поздно становился «швондер», но в этом был новый масштаб и настоящий порыв. Порыв учить — и порыв учиться.

Сто лет спустя

Оставим в стороне множество важных деталей этой истории (среди них — жестокие репрессии против ученых и научных школ, экстенсивное развитие вузовской системы, советская ориентация на «вал» и т.д; неудивительно, что порыв, о котором мы говорили выше, со временем стал выдыхаться). Перенесемся на 80 лет вперед, так сказать, в наши дни.

Советская власть, с ее многими отвратительными и отдельными прекрасными предрассудками канула в Лету. В 1990-е годы реформаторы сосредоточились на решении первоочередных проблем — напомним, важнейшей задачей того времени было накормить людей. Неудивительно, что до реформы вузов руки по большому счету не доходили. Но когда проблема с картошкой и мясом была в основном решена, наблюдатели отметили — народ снова пошел учиться. В период между 1998 и 2008 годами число вузов и студентов в России почти утроилось. Соответственно, вырос и платный сегмент, причем и легальная, и привычная его составляющие, то бишь взятки при поступлении. Количество денег стало переходить в качество, из государственных вузов до обывателей стали доноситься слухи — тот ректор коллекционирует исторические квартиры, этот декан ездит только на «бентли»… К богатству приложились его спутники — откаты, обнал, непотизм и т.д. и т.п. вплоть до заказных убийств.

Так сложилась новая вузовская система во главе с номенклатурой, чье процветание и относительная независимость в какой-то момент привлекли внимание высших чиновников, которые начали университетскую реформу. Нужна ли была эта реформа в заповедном царстве постсоветского высшего образования? Конечно. Но что она принесла вузам и их «потребителям» — детям, родителям, ученым, работодателям, обществу и экономике?

Предварительный диагноз

Уже в последнее десятилетие на некоторые университеты пролился золотой дождь — они стали хозяевами бесчисленных зданий и сооружений, получателями бюджетных миллиардов, собрали на своих кафедрах квалифицированных преподавателей и амбициозную молодежь (политологи называют такое выпадение из нормы «карманом эффективности»). Но и эти вузы, и остальные, в большинстве своем влачащие кислое существование, заплатили за встречу с реформатором большую цену. В авгиевы конюшни российских вузов вернулся «николай павлович» со своим казарменным представлением о целях науки, просвещении, прогрессе, свободе, эффективности и, разумеется, о системе отчетности.

Парадоксальным образом, этот коллективный реформатор-патриот железной рукой насаждает в российском вузе заморские порядки — разумеется, во имя прогресса, ставит «амбициозные» задачи, вроде попадания в заморские же рейтинги, причем в кратчайшие сроки и на высочайшие места. Стоит ли говорить, что наши люди умеют реагировать на подобное давление — так, задачи, вроде повышения цитируемости, обернулись массовой, на миллиарды, закупкой публикаций в «мусорных» журналах. Словом, жесткость требований обернулась не расцветом наук, а приписками и показухой.

Разумеется, руководителям вузов стало не до ученых. Пресловутые миллиарды тратятся на любимую бюрократией стройку (например, на переезды во вновь построенные «кампусы»), а на зарплату денег не хватает. Вот как бы случайный, но симптоматичный пример из недавних: преподавателям-совместителям на историческом факультете богатейшего МГУ предлагается работать на безвозмездной основе, впрочем, с оформлением договора. Но дело даже не в деньгах — многолетняя «реформа» вузов без преувеличения измучила лучших российских педагогов, а «карманы эффективности» всех не вмещают. Настоящим ученым в наших вузах с каждым днем становится все более неуютно.

Разлука без печали

Пока чиновники внедряли свои решения, а вузовская бюрократия (полагаю, со скрытым удовлетворением) их выполняла, ситуация с реальным образованием — например, с точки зрения работодателя — становилась только хуже. Те, кто принимают на работу выпускников большинства наших вузов, не дадут соврать — большинство из них надо переучивать (а выпускникам — переучиваться) уже в процессе работы. Вы скажете — а как же программирование? а балет? а медицина? а пресловутая утечка мозгов? Отвечу, что исключения только подтверждают правило.

Общество — это система сообщающихся сосудов. И, разумеется, оно не могло не заметить глубокий кризис наших университетов. Потеря мотивации у педагогов, бесчисленные управленческие «инновации», которые закатывают в асфальт целые научные школы, истощение советского научного задела, попытки политического контроля, последовательное сокращение бюджетных мест, удорожание мест платных, а в совокупности — падение качества образования, все это (хотя и не только) приводит к тому, что инвестиции в высшее образование детей кажутся родителям (и самим детям) все менее обоснованными.

Зачем тратить годы и деньги на формальное обучение, если тебя толком не учат и/или учат совсем не тому, что пригодится на практике? Зачем нужен диплом, если он не гарантирует хорошего трудоустройства? Зачем ломиться в лифт, который сломался?».


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Видеокадры с места пожара у аэропорта Минвод

Зеленский подписал закон об увеличении штрафов за нарушения воинского учета

Путин на вопрос о мирных переговорах ответил словами «нас не приглашают»

Пол Маккартни первым среди британских музыкантлв вошел в список миллиардеров

Терминалы Starlink, которые применяют ВСУ, вышли из строя

Минобороны опубликовало видеокадры с уничтожением безэкипажных катеров ВСУ

Как в России и других странах потребляют и производят вино. Инфографика

Чемезов оценил сравнение сегодняшней ситуации с серединой 1980-х. Видео

Боррель пообещал, что ЕС не признает независимость Тайваня

Президент Сербии Вучич процитировал маршала Жукова

Во что инвестирует герой «Игры на понижение»? Сделки Майкла Бьюрри

Российский автомобиль «Атом» вывели на открытые тесты. Фото

В Москве не будут строить слишком маленькое жилье. Что это значит

Какая обувь опасна для здоровья. Карточки

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 мая
EUR ЦБ: 98,78 (-0,12)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Курс доллара на 18 мая
USD ЦБ: 90,99 (+0,06)
Инвестиции, 17 мая, 16:35
Роналду оценил шансы «Арсенала» вырвать победу в чемпионате Англии Спорт, 12:36
МИД сообщил о подготовке документов для аналога магазинов «Березка» Бизнес, 12:34
Крупнейший производитель стали на Украине счел мобилизацию угрозой заводу Политика, 12:30
Глава Севастополя рассказал о поврежденных домах после ракетной атаки Политика, 12:14
Короля Саудовской Аравии отправили в больницу Политика, 12:12
Двух россиян удалили за драку в матче Кубка Стэнли Спорт, 12:11
Сенатор назвал колоссальной сумму ущерба от разрушения Каховской ГЭС Общество, 12:02
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Елена Троянская и Парис: какие фрески нашли в Помпеях. Видео Общество, 12:00
«Спартак» объявил об уходе Виктора Мозеса Спорт, 11:28
Байден и Трамп обменялись оскорблениями на предвыборных мероприятиях Политика, 11:17
Французский балкон и окна в пол: какими будут дома в центре Петербурга РБК и ПИК, 11:16
Мэр Харькова сообщил о сильных взрывах в городе Политика, 11:10
В небе над Португалией и Испанией заметили метеорит. Видео Общество, 11:09
В Белгородской области второй раз за день объявили ракетную опасность Общество, 11:00