Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Создатель петербургской компании продает бизнес «Яндексу»

Основатель eLama Алексей Довжиков
 
Основатель eLama Алексей Довжиков   (Фото: пресс-служба компании )

«Яндекс» объявил о покупке технологической платформы петербургского сервиса eLama. Этот сервис работает в сфере интернет-маркетинга; он позволяет своим клиентам самостоятельно запускать и анализировать рекламные кампании в «Яндекс.Директе», Google Ads, Facebook, «ВКонтакте» и других системах. Сумма сделки не раскрывается. Опрошенные РБК Петербург эксперты назвали продажу петербургской компании крупной корпорации удачным стратегическим решением для бизнеса.

Для масштабирования продукта

Как ранее рассказывал РБК Петербург основатель eLama Алексей Довжиков, сервис работает как автоматизированное агентство самообслуживания. Через платформу eLama клиенты самостоятельно ведут рекламные кампании в интернете. По словам Довжикова, компания получает доход как за счет платы, которую она взимает с рекламодателей, так и за счет средств, поступающих от самих рекламных площадок («Яндекс», Google, «ВКонтакте»), поскольку приводит им новых клиентов.

Основными клиентами eLama являются малый и средний бизнес, небольшие рекламные агентства и частные специалисты по настройке рекламы. Как пояснил РБК Петербург генеральный директор eLama Максим Горбачев, на сегодня сервис eLama работает с 35 тыс. рекламодателей, платформу развивает 150 сотрудников. «Вместе с Яндексом мы сможем масштабировать нашу философию, подходы и инструменты на весь рынок. Мы чувствуем синергию с Яндексом и видим много возможностей, которые позволят нам найти новых клиентов и сделать продукт и сервис для клиентов еще лучше», — пояснил Горбачев интерес eLama в продаже платформы.

В пресс-службе «Яндекса», в свою очередь, сообщили, что технологическая платформа продолжит работать под брендом eLama. «Яндекс» при этом получит технологическую часть сервиса и команду специалистов, «которая хорошо знает потребности малого и среднего бизнеса и умеет с ним работать». Стороны ожидают, что сделка будет закрыта до конца второго квартала 2022 года после одобрения ФАС России.

Возможности vs культура

По мнению директора международного венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Елены Силинской, интерес eLama в продаже «Яндексу» — в доступе к экосистеме корпорации, её клиентам и партнёрам. «У «Яндекса» хорошо налажены контакты с другими крупными игроками. Условно говоря, если компания размером с eLama захочет стать партнёром крупной корпорации, например, «Газпрома», то вряд ли у них это быстро и просто получится самостоятельно. Но если она туда приходит с «Яндексом», который уже является партнёром такого рода компании, то вход будет значительно проще и понятнее. По факту получается, продавшись «Яндексу», они значительно упрочили свои позиции на российском рынке интернет-маркетинга, открыв доступ к более крупным контрактам и большему объёму клиентов», — говорит она.

Как отмечает Силинская, поглощение технологических компаний IT-гигантами, с одной стороны, положительно сказывается на развитии IT-рынка. Так как другие компании, в том числе стартапы, через такие «примеры успеха» видят перспективы развития на рынке. «Для других компаний пример с eLama — это история успеха. Потому что у нас не так много выходов для основателей стартапов, но они случаются благодаря корпорациям. Такие сделки — хорошее подспорье для развития венчурной индустрии в России», — говорит собеседница РБК Петербург.

С другой стороны, продолжает она, многое зависит от корпоративной культуры внутри той корпорации, которая выступает покупателем. Если она — «неповоротливая махина», то многие инициативы стартапа в ней могут быть загублены. «Стартапу важно быть динамичным, то есть быстро проверять свои гипотезы, быстро принимать решения о выходе на новые рынки, об изменениях внутри продукта. Однако в России немало забюрократизированных корпораций — в основном те, где есть среди акционеров государство. Там ты чётко попадаешь в линейную корпоративную культуру, к которой нужно приспособиться. В такой среде новым идеям сложнее развиваться», — объясняет Елена Силинская.

До Кремниевой долины далеко

Сделка с eLama — не первый пример покупки российскими корпорациями готовых технологических решений для расширения своего бизнеса. Например, в 2017 году Сбербанк купил 79,6% сервиса онлайн-записи к врачам DocDoc.ru у инвестфондов Guard Capital и GMT. Эксперты оценили сделку в 1 млрд руб. Эта платформа вошла в экосистему «Сбера» и стала сервисом «СберЗдоровье». Весной 2021 года TCS Group Holding (провайдер финансовых интернет-услуг, частью которого является «Тинькофф Банк») купил контрольную долю в петербургской компании ООО «Бесконтакт» — разработчика мобильного приложения «Кошелек». Эксперты оценили стоимость компании в 1,5 млрд руб. Сервис, который позволяет хранить в телефоне любые пластиковые карты, стал частью экосистемы «Тинькофф».

Впрочем, для российского IT-рынка подобные сделки — пока единичные случаи, считает генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров. «Если посмотреть на Кремниевую долину, то там десятки таких транзакций происходит в неделю. У нас основная проблемы рынка заключается в отсутствии так называемого «рынка выхода» для компаний. То есть проекты есть, а покупателей нет. Продать небольшую компанию в России сложно. Это большая проблема для рынка», — сказал он.

Как пояснил Егоров, политика многих крупных российских компаний — в том, чтобы выходить в новые для себя ниши собственными силами. Однако это, по его мнению, не очень перспективно. «Конечно, крупная компания всё что угодно может разработать сама. Но получится ли у неё сделать это в короткие сроки — большой вопрос. В западной практике в большинстве случаев выход компании на новые рынки происходит за счёт покупки готового продукта и команды. В России это понимание только приходит», — говорит он.

Что «Яндекс» покупал в Петербурге

За свою более чем двадцатилетнюю историю «Яндекс» совершил порядка тридцати M&A сделок (сделки по слиянию и поглощению). Часть приобретенных компаний работают под сервисами «Яндекса», часть продолжают работу под собственным брендом, некоторые проекты закрылись. Несколько сделок состоялись с петербургскими компаниями. Например, в 2018 году «Яндекс.Такси» стала основным владельцем петербургского сервиса по доставке продуктов для приготовления блюд «Партия еды» Михаила Перегудова. Компания вошла в экосистему корпорации как сервис «Яндекс.Шеф», впоследствии слившийся с «Яндекс.Лавкой».

В 2015 году для развития «Яндекс.Браузера» IT-гигант приобрел технологию петербургского производителя программного обеспечения Agnitum. Эта компания была основана в Петербурге в 1999 году двумя студентами Балтийского государственного технического университета Михаилом Захряпиным и Алексеем Елагиным.

В 2011 году «Яндекс» поглотил петербургского разработчика приложений и игр для мобильных устройств SPB Software для создания собственной оболочки для Android-смартфонов «Яндекс.Shell». На сегодняшний день проект закрыт.

Справка

По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», прибыль юрлица eLama, ООО «АДВ-Сервис», в 2020 году составила 256 млн руб. Она значительно сократилась с 2018 года, когда составляла 810 млн руб. Выручка в 2020 году составила 18,9 млрд руб. 100% компании принадлежит «Елама Холдинг Лимитед», зарегистрированной на Кипре.

Прибыль ООО «Яндекс» в 2020 году составила 33,6 млрд руб., выручка — 132,9 млрд руб. Его владелец — публичная компания с ограниченной ответственностью Yandex N.V., зарегистрированная в Нидерландах. Основатель, генеральный директор и основной акционер компании «Яндекс» — Аркадий Волож.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 22 июня
EUR ЦБ: 94,26 (+2,81)
Инвестиции, 21 июн, 17:30
Курс доллара на 22 июня
USD ЦБ: 87,96 (+2,54)
Инвестиции, 21 июн, 17:30
Журналиста Пивоварова оштрафовали за нарушение деятельности иноагента Политика, 14:13
Пашинян выразил соболезнования Путину в связи с терактами в Дагестане Политика, 14:11
В ФЕОР сообщили о состоянии дербентской синагоги после теракта Общество, 14:11
Какие выгоды теряют покупатели квартир после 1 июля РБК и ПИК, 14:10
Военная операция на Украине. Главное Политика, 14:10
«Южуралзолото» объявила цену SPO на Мосбирже Инвестиции, 14:05
Цифровизация и ESG: почему эти явления должны работать в тесной связке Тренды, 14:05
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Акции «Совкомфлота» ускорили падение после объявления новых санкций ЕС Инвестиции, 14:00
Главы байкальских регионов назвали компромиссом поправки об охране озера Политика, 13:59
ПСБ — о технологическом суверенитете и стратегии устойчивого развития Пресс-релиз, 13:56
Биржа Mt. Gox аннонсировала выплату компенсаций в биткоине и Bitcoin Cash Крипто, 13:53
Путин поручил продлить срок упрощенной регистрации компаний в спецрайонах Политика, 13:53
Путин поручил рассмотреть ввод льготной ипотеки для педагогов колледжей Недвижимость, 13:50
Прокуратура потребовала возбудить дело в отношении Моргенштерна Политика, 13:42