Жетоны против банков: как петербуржцы платят за проезд в метро
За 4,5 месяца 2016 года пассажиры петербургской подземки оплатили проезд банковскими картами 1,4 млн раз, что лишь на 400 тыс. меньше, чем за весь 2015 год. Об этом РБК Петербург сообщили в пресс-службе метрополитена. За последние 16 месяцев число поездок, оплаченных банковскими картами, составило 3 млн.
Пока доля банковских карт по сравнению с другими способами оплаты относительно невелика — по итогам апреля 2016 года она составила лишь 0,6% в общем числе платных проходов в метро. Наиболее популярным в Петербурге способом оплаты являются бесконтактные смарт-карты. В апреле 2016 года на них пришлось 70,5% платных поездок. Доля жетонов составила 28,9%.
Однако ежемесячный прирост числа поездок, оплачиваемых банковскими картами составляет 15%. При этом в Смольном говорят, что общий пассажиропоток петербургского метро постоянно снижается. Как сообщали СМИ со ссылкой на данные городского комитета по транспорту, только за 2014 год число перевезенных метро пассажиров сократилось более чем на 8 млн человек.
Представитель международной платежной системы MasterCard, которая является партнером петербургского метрополитена, подчеркнул, что Петербург — пока единственный в России город, где оплачивать поездки бесконтактными носителями (БСК и банковскими картами) можно на всех станциях метрополитена. Для сравнения: в Москве бесконтактными ридерами оборудованы лишь несколько станций метро.
Впрочем, как писал ранее РБК Петербург, петербургский метрополитен пока не планирует полностью переходить на электронную систему оплаты поездок. Об этом в конце 2015 года сообщил директор ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин. «Зачем убивать курицу, которая несет золотые яйца? — сказал журналистам глава петербургской подземки. — Мы идем естественным путем, но мы должны понимать, что сегодня каждый третий пассажир пользуется жетоном и приносит доход».
Однако, как сказал РБК Петербург старший научный сотрудник института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Никита Крупенский, у руководства метро существуют и другие причины сохранять жетоны. «Стремление сохранить систему жетонов может быть связано с договоренностями между метрополитеном и производителем жетонов, — полагает Н.Крупенский. - Или, что более вероятно, с тем, что жетоны усложняют учет пассажиропотока, а от пассажиропотока зависит объем выплачиваемых метрополитену субсидий».
Справка
Существует две технологии бесконтактных платежей — PayPass платежной системы MasterCard и PayWave платежной системы Visa. Как считает главный редактор журнала «Наши Деньги» Борис Федоров, основное препятствие распространению бесконтактной оплаты — относительно небольшой объем эмиссии карт, оборудованных специальным чипом, который позволяет считывать информацию бесконтактным способом. Карты с такими чипами дороже в производстве, поэтому пока данную технологию поддерживают в основном кредитные и премиальные карты. Зарплатные карты, которых сейчас большинство, в массе своей не поддерживают бесконтактные платежи.